Рабочая программа по логоритмике для детей 3–6 лет

1
2
Материал опубликован 31 March 2019

Рабочая программа по логоритмике

Программа по логоритмике.

Составила Гараева О.Ф.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Здоровый человек –

Самое драгоценное произведение природы.

Томас Карлейль.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, количество детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. В ДОУ поступают дети с врождённой патологией (сердечно – сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением различных речи. У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты), степени сформированности двигательных навыков (отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость), что сопряжено с низким уровнем развития когнитивных процессов. В этой связи занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребёнка выполнять упражнения в определённом ритме, координируя движение и речь. Ещё в начале прошлого века филолог Н.В.Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам: «Чем меньше ребёнок, тем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме…Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка». Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Опыт показывает, что логопедическая ритмика позволяет: - использовать методы и приёмы, которые помогают ребёнку выдержать занятие в одном темпе; - -- - заинтересовать ребёнка так, чтобы у ребёнка не пропадал интерес на протяжении всего занятия; - активизировать речь детей; ­- избежать усталости и переутомления. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение). Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребёнка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей. В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. При разработке программы были использованы практические пособия М.Ю.Картушиной, Н.М.Савицкой, О.А.Новиковской, К.К.Утробиной, Г.А.Хацкалевой. Логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается

разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель программы: совершенствование физического и психического развития детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.

Задачи:

Музыкальное развитие:

Развитие чувства ритма; Развитие координации между словом (пением) и движением; Развитие координации при музыкальном движении; Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных; Формирование музыкально­ эстетических представлений ребёнка;

Речевое развитие:

Развитие координации между словом и движением; Развитие правильного дыхания; Стимуляция речевого развития; Развитие артикуляционно-речевого аппарата; Слухоречевое развитие; Систематизация «словаря» детей. Формировать развитие функций и форм речи;

Всестороннее развитие:

Развитие интеллекта; Развитие слухового внимания; Развитие памяти и навыка понимания смысла предлагаемых заданий; Формирование способности преодолевать трудности; Развитие эмоциональной отзывчивости; Развитие «творческого Я» ребёнка; Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе;

Физическое развитие:

Укрепление физической формы ребёнка; Овладение двигательными навыками; Формирование у детей ощущения границ своего тела; Развитие умения контролировать свой мышечный тонус; Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей;

Условия реализации программы

Материально – технические:

спортивный зал;

наличие спортивного оборудования, инвентаря, нетрадиционного оборудования (гимнастическая скамья, мячи, обручи, канат, кегли, погремушки, скакалки, мячи «ёжики»);

наличие разнообразных картинок, дидактического материала, игрушек для сюрпризных моментов, зонтов, шляп, султанчиков; шапочек – масок, кукольного театра, шумовых инструментов;

наличие звуковоспроизводящей аппаратуры, аудиозаписей;

Организационно – педагогические:

изучение литературы по логоритмике;

взаимодействие со специалистами (медработником, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре);

проведение занятий, учитывая различную двигательную активность детей, возрастные особенности;

Санитарно –гигиенические:

Освещённость и влажность помещения должны соответствовать требованиям санитарных норм;

Проветривание зала и влажная уборка после каждого занятия обработка спортивного инвентаря и оборудования после каждого использования;

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей, выделяя при этом три раздела:

I раздел

II раздел

III раздел

Возраст 3-4 года

Возраст 4-5 лет

Возраст 5-6 лет


 

Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на 3- летний срок обучения. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, их продолжительность по времени составляет 15 минут - для детей 1 года обучения, 36 занятий в год; 2 раза в неделю 20 мин. - для детей 2 года обучения, 25 минут - для детей 3 года обучения, 96 занятий в год; Занятия проводятся в музыкально-спортивном зале.

Занятие включает в себя:

- Логоритмические упражнения (игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, физминутки с музыкальным сопровождением и пением)

- Разминка (разные виды ходьбы, бега, прыжков; коррегирующие имитационно – подражательные движения.)

- Упражнения на восстановление дыхания

- Общеразвивающие упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом и показом педагога.

- Обучение и закрепление основных движений, развитие физических качеств

- Психологические этюды

- Логоритмические игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки

- Подвижные игры, музыкальные композиции

- Игровые упражнения на мышечное расслабление

- Игры малой подвижности

- Пластические этюды

- Упражнения в парах на тактильные ощущения

ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

К концу 1 года обучения дети должны уметь:

Повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально­ образных играх и гимнастике.

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу

Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

Расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом.

Произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом.

Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки;

К концу 2 года обучения дети должны уметь:

Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике (по подсказке педагога).

Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений.

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу.

Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.

Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения.

Расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

Контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов.

Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гармошек, знать их названия и тембры.

Согласовывать движения с текстом.

К концу 3-го года обучения дети должны уметь:

Правильно и ритмично выполнять движения в музыкально-образных играх и гимнастике.

Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений.

Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и излагать мысль в монологе.

Сосредотачиваться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.

Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. •

Расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.

Контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.

Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.

Извлекать звук из погремушек, бубнов, гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.

Играть и импровизировать на инструментах.

Выразительно согласовывать движения с текстом.

ОЖИДАЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ МОГУТ БЫТЬ:

- снижение заболеваемости;

- коррекция физических процессов, развитие физических качеств (выносливости, гибкости, мышечной силы, ритмичности, быстроты);

- коррекция психических процессов;

- коррекция речевых нарушений, активизация речи;

- развитие эмоциональной сферы, коммуникативной культуры;

- социализация в обществе;

Диагностику проводят в конце года по следующим показателям:

- пространственная ориентация - память, внимание, мышление - мелкая моторика - слуховое внимание - согласованность речи и движения - сила, выносливость, ловкость -ЗКР


 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год обучения) автор М.Ю.Картушина

месяц

название занятия

сентябрь

1 Встреча с белочкой в лесу 2.Сидит белка на тележке 3.Кто грибок найдёт 4.Гости

октябрь

5.В огороде заинька 6.Зайкина капуста 7.Лучшая игра 8.Утёнок и его друзья

ноябрь

9. Про кота 10.Кот Василий 11. Кот и кошка 12. Утки – беленькие грудки

декабрь

13.Зайчик в гостях у ребят 14. Зайкин дом 15. Белкина помощница 16.Чудо-ёлка

январь

17. Подарки Деда Мороза 18.Птичья ёлка 19. Мороз и птички 20. Танюшка

февраль

21.Вкусная каша 22.Алёнушка и лошадка 23. Лошадка 24. Капризная внучка

март

25. Хозяюшка 26. Котёнок и щенок 27. Про собачку 28. Таня пропала

апрель

29. Верные друзья 30.Про петушка 31. Уточка и курочка 32.Цыплячий переполох

май

33. Радуга- горка 34.Майский день 35.Про зелёную лягушку 36.После дождя


 
 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 год обучения) авторы Н.М.Савицкая, М.Ю.Картушина

сентябрь

1 неделя

Прогулка в осеннем лесу

2 неделя

Полная корзинка

3 неделя

Колобок – колючий ёж

4 неделя

Сундучок Осени


 

октябрь

1 неделя

Деревья

2 неделя

Осень

3 неделя

Грибы

4 неделя

Ягоды

 

ноябрь

1 неделя

Овощи

2 неделя

Фрукты

3 неделя

Овощи - фрукты

4 неделя

Одежда

 

декабрь

1 неделя

Дикие животные (1)

2 неделя

Дикие животные (2)

3 неделя

Зимующие птицы

4 неделя

Зима

 

январь

1 неделя

 

2 неделя

Мебель

3 неделя

Посуда

4 неделя

Продукты

 

февраль

1 неделя

Игрушки

2 неделя

Транспорт

3 неделя

Водный транспорт

4 неделя

Профессии

 

март

1 неделя

Пироги пекла лиса

2 неделя

Профессии

3 неделя

Семья

4 неделя

Домашние животные (1)

 

апрель

1 неделя

Домашние животные (2)

2 неделя

Домашние птицы

3 неделя

Весна

4 неделя

Перелётные птицы

 

май

1 неделя

В гостях у лягушат

2 неделя

Муха - Цокотуха

3 неделя

Цветы

4 неделя

Насекомые


 
 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(3 год обучения) автор Г.А.Хацкалева.

Название игр и упражнений

Цели

Сентябрь - ноябрь

«Хомка – хомячок», «Змея», «Зайцы и охотник», «Зонтик», «Козёл», «Автобус», «Лошадки»

Умение сосредотачивать внимание, выразительность речи, ориентировка в пространстве

«Цап –царапки», «Пышка- лепёшка», «5 воробьёв, «Птички», «Листики осенние», «Расскажу про кошку», «Автобус», «Енот шагает по дороге», «Снежок», «Реснички»,

Развитие мелкой моторики, координации движений, создание положительных эмоций, ориентировка в пространстве, снятие усталости, тревожности, мышечного тонуса.

Разучивание логоритмических игр и упражнений. «Сундучок Осени». «Паучок», «Поросята», «Котята», «У оленя дом большой», «Дедушка Рох»

Физминутки, пальчиковые игры, игры в парах, подвижные игры, массаж, самомассаж, релаксация, психогимнастика, упражнения на развитие чувства ритма и темпа

«Строим дом», «Гусь», «Листья», «Цапля», «Мы – два друга», «Опёнок», «Замок», «Шарик», «Краб», «У жирафов», «Чайник».

Подв.и: Кот Васька, Часы.

Итоговые занятия по сказке «Теремок». «Вместе весело шагать». Массаж «Дождик»

Выполнять движения в соответствии с текстом, закрепление прыжков на одной ноге с продвижением вперёд, развитие мышц спины, рук, ног. Развитие коммуникативных, телесно – ориентированных навыков в паре. Обучение элементарным приёмам самомассажа. Активизация речи.

Декабрь - февраль

Повторение игр и упражнений

«Хлоп ладошка», «Поймай рыбку», «Мороз», «Лодочка», «Блины», «Любопытная Варвара», «Черепаха», «Десять зайцев», «Чай».

«Снежок». Подв. игры: Киса и мыши. Волк, Пирог, Маленькая мышка. Итоговое мероприятие «В гости к снеговику»

Повышение эмоционального тонуса, артикуляционная гимнастика, воздействие на биологически активные зоны, профилактика простудных заболеваний. Развитие ловкости, быстроты реакций.

«Обезьянки», «Мальчик – пальчик», «Тук, ток», «Перчатка», «Мишка», «Краб», «Ёлочка нарядная», «Дед Мороз», «Снегопад», «Снежки», «Новый год», «Весёлые зверушки»

Развитие мелкой моторики, координации, активизация речи, создание благоприятной атмосферы.

«Мороз», «Танец червяков», «Лимпопо», «Песня волка», «Пароход». Артикуляц. гимнастика «Весёлый язычок». Массаж «Широкая дорога».Подв.и: «Снежная баба», «Ермак»

Обучение элементарным приёмам самомассажа. Активизация речи. Умение вести диалог. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Профилактика плоскостопия. Выработка правильного дыхания.

Игра «Мороз», «Штанга», массаж носа «Морковь», «Орехи», массаж «Наступили холода». «Снежинка», «Вот так мы отдыхаем» Итоговое мероприятие «Зима», «Город Физкультурный»

Развитие правильного дыхания, умение расслабляться и напрягаться Воздействие на биологически активные точки. Массаж ладоней шариком «ёжик»

Март - май

«Ласточки», «Весёлые пальчики», «Это я», «Вместе с солнышком встаём», «Речка», «Ручеёк», «Ваня –простота», «Трик – трак», «Ветер», «Пчёлки», «Паучок», «Ёжик», «Медведь по лесу бродит»

Развитие мелкой моторики, координации, активизация речи, развитие внимания, мышц кистей рук. Подражание животным, имитировать их повадки. Релаксация, подвижные игры, прыжки в длину с места, метание в цель шишек, игры в парах.

Повторение

«Мальчик с пальчик», «Огород», «Гусеница», «Клоун», «Тесто», «Блины», «Я позвоночник берегу», «Дай другу руку». Подв.и: «Догонялки», «Кот и мыши». «Кто спрятался»

Пластические этюды, развитие мышечной силы, упражнения на растяжку мышц, игры в парах, развитие внимательности.

Упражнение для глаз «Морковь», «Весна», «Два таракана», «Тим и Том», «Цветочек».

Итоговое занятие Цирк зажигает огни»

Развитие глазодвигательных функций. Массаж ладоней шариком «ёжик». Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мероприятие «Пришла весна». Повторение пройденного материала.

Закрепление имеющихся знаний.


 

Взаимодействие с родителями. Семья и детский сад не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы активно участвовать в развитии детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. Поэтому методическое сопровождение семьи в вопросах речевого развития, двигательной активности является важным разделом руководителя кружка логоритмики. Для того, чтобы лучше познакомить родителей с работой кружка я использую: -проведение дней открытых дверей -недели достижений -выступления на родительских собраниях (родители привлекаются к участию в играх и упражнениях) -проведение викторин «Здоровый образ жизни», «Развиваем пальчики-развиваем речь», «Как играть с мелкими предметами» и т.д. –рекомендации и консультации на темы «Речь с движением», «Игровой самомассаж», «Физкультура для малышей», «Поделки из бросового материала» и т.д.

Взаимодействие с педагогами включает:

-тесную работу с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре

-помощь воспитателям в составлении комплексов упражнений для физминуток, составлении картотеки игр -открытые показы для воспитателей -консультации и рекомендации на темы «Напряжение и расслабление», «Дыши правильно», «Движение и речь» и т.д. –тренинги на тему «Интегративный подход к физическому воспитанию», «Коррекционно – развивающие логоритмические игры и упражнения» и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет-Волгоград: Учитель, 2014

2. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии – Ростов –на- Дону «Феникс» 2014. 3. Исханова С.В. Звуковые превращения - Ростов –на- Дону «Феникс» 2016. 4. Исханова С.В. Пальчиковые превращения - Ростов –на- Дону «Феникс» 2014.

5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - ТЦ Сфера, 2010 6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - ТЦ Сфера, 2008 7. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - ТЦ Сфера, 2007 8.Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами логоритмики –Волгоград: Учитель, 2012 9. Кирий А. Логопедические игры для малышей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014

10.Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. - М.; Генезис, 2009 11. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.; ТЦ Сфера,2014 12. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.-Санкт-Петербург. КАРО, 2009 13. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности с использованием логоритмики.- Санкт- Петербург.; ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013 14. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. –СПб.; Лань, 2002 15. Шорыгина Т.А. Стихи к детским праздникам. – М.; ГНОМ и Д, 2007 Аудиозаписи Екатерины и Сергея Железновых.


Занятие для детей 4-5 лет на тему «Грибы»

1.

Существительные

Боровик, лисичка, опёнок, подберёзовик, мухомор, поганка, грибы, шляпка, ножка

2.

Глаголы

Срезать, чистить, варить, жарить, солить, сушить

3.

Признаки

Грибной (дождь, суп), съедобный, несъедобный

4.

Грамматика

Образование форм множественного числа существительных и глаголов по теме

5.

Речь с движением

Раз-пошли мы по грибы (хлопок, ходьба на месте) Два-нашли боровики( хлопок, «шляпка» из рук над головой) Принесли мы их домой (круг из рук перед собой) И сварили суп грибной (мешаем ложкой)


 

Педагог: В лес пойдём мы погулять, надо нам грибов набрать! 1. Развитие общей моторики

- Ходьба друг за другом приставным шагом. – Ходьба на носках, руки на поясе («мостик» ) - Ходьба на пятках. – Бег по прямой и извилистой дорожке («тропинка») - Ходьба широким шагом (через ямы)

Остановка по окончании музыки

2.Упражнение «Ручеёк» Педагог: Мы шли-шли, к ручейку пришли. (Дети бегут друг за другом по залу. По окончании музыки останавливаются. Ребёнок стоящий последним, оббегает каждого и встаёт первым и т.д) 3.Закрепление понятий «тихо-громко». Упражнение «Дождик» Педагог (вместе с детьми): Чтобы выросли грибы, дождик, дождик, помоги! Какой должен быть дождик? (грибной)

Дождик начинается, капает – произносим тихо : «Кап, кап, кап…» (руки вверх встряхивать кисти) Дождик идёт сильнее: Бах, бах…» (осторожные удары кулаком по груди) Дождик льёт, громко стучит : «Бум, бум…» (хлопки по животу) Выполнять упражнения в обратном порядке: дождик льёт, дождик идёт, дождик капает. 4. Закрепление в речи названий грибов. Педагог: После дождика, гляди, на поляночке грибы! Дети разбегаются врассыпную и приседают. Педагог (подходит к каждому ребёнку): Ты кто? Ребёнок: Прыг-скок, я грибок (2 прыжка,3 хлопка) Педагог: Какой грибок? Ребёнок называет и остаётся стоять на месте. В центр зала кладётся обруч, педагог предлагает забраться в корзинку (обруч) только съедобным грибам. «Берёт» корзинку и идёт домой. 5.Закрепление в речи глаголов «чистить», «варить», «жарить», «солить». 6. Речь с движением под музыку. Раз-пошли мы по грибы, Два-нашли боровики. Принесли мы их домой И сварили суп грибной. 7.Образование множественного числа существительных по теме. Бросание и ловля мяча двумя руками. Педагог: Мячик быстро ты поймай и грибочки называй. Педагог бросает мяч, называет гриб, ребёнок ловит мячи, образуя форму множественного числа, возвращает мяч педагогу. Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад.                                   


 


 

Консультация для родителей

Движение и речь

Составила: Гараева О.Ф.

Воспитатель высшей кв. категории

Цели:

-показать родителям, что движение как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка также способствует коррекции речевых нарушений;

-научить родителей применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в условиях семьи.

План проведения консультации:

1.Значение и взаимосвязь движений и речи.

2.Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

3.Применение полученных навыков в условиях семьи.

Ход занятия.

Значение и взаимосвязь движений и речи.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.
Другие спокойны несмотря на то, что трехлетний ребенок
не может составить простейшую фразу, владеет лишь не
большим количеством обиходных слов. Такие родители
считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1
года и 3 месяцев
 ребенок не произносит ни одного слова —
нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме
появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

Упражнения с пальчиками.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

-упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

-упражнения без предметов.

Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Виды игр с мячом:

-игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т.д.)

(Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика»)

Применение полученных навыков в условиях семьи.

(метод игрового моделирования)


 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Упражнения с пальчиками.

-упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

-упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,

 (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

 (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

Упражнения с мячом.

-игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т.д.

-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т.д.)


 
 

Как организовать логопедические занятия дома?

 

Рекомендации для родителей.


 Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.

«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).

Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.

Разрезные картинки из двух и более частей.

Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.

Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!

Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!

Знакомьте ребенка с детской литературой!

Пользуйтесь наглядным материалом!

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»!


 


Консультация для педагогов и родителей

Игровой массаж

Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. В детском саду используются различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Дети постарше становятся героями известных сказок, песен, представляют себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо. Ребята учатся благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Проводя массаж определенных частей тела используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания. Особенно эффективными являются упражнения, когда ребенок «разговаривает» со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые ручки», «Какой чудесный носик» и т.д.

Игровой массаж. «Зайка».

Зайка белый прибежал

И по снегу прыгать стал

Прыг – скок, прыг – скок

Непоседа наш дружок!

Зайка прыгнул на пенек

В барабан он громко бьет!

Бум, бум, тра-та-та!

Зимой погода красота!

А в лесу такой мороз

Зайка наш совсем замерз!

Лапками хлоп, хлоп,

Ножками топ, топ!

Носик трет, трет, трет,

Ушки мнет, мнет, мнет!

Прыгай выше зайка,

Зайка попрыгайка!

«Расческа»

Расчесочка, расчесочка

Расчесочка моя.

Причешет и пригладит

Расчесочка меня.

Сделает расчесочка

Красивую причесочку.

(Дети расчесывают волосы пальцами)

«Две тетери»

На лугу, на лугу, (дети гладят животик)

Стоит миска творогу, (по часовой стрелке)

Прилетели две тетери, (бегают пальчиками по телу)

Поклевали (щиплют двумя пальцами)

Улетели (машут руками)

Игровой массаж.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1.Организационный момент а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. 2.Основная часть Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку» Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет» Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос

. г) «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа

. д) «Носик нюхает приятный запах» Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик» Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный этап з) «Носик возвращается домой» Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете покажи.

Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. «Поиграем с ручками»

Подготовительный этап Дети растирают ладони до приятного тепла

. 2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук. в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется про водить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки» Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками» Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки» Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком» Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки» Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину. Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малы шей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Закаливающий массаж подошв

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вече ром по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1.Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2.Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами

. в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее. ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3.Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись. Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно

Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй

Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы и всегда любить.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая программа, разрабатывали сами?

31 March 2019

Да. я ее несколько лет веду дополнительно

1 April 2019

Похожие публикации