Рабочая программа по познавательно-речевому развитию для детей 3–5 лет
Рабочая программа
по познавательно- речевому развитию. Срок реализации- 2 года. Возраст- 3- 5 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые основы воспитания детей дошкольного возраста:
Конституция РФ.
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Закон РФ «Об образовании».
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ.
Письмо Минобразования от 02.06.98 №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».
Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, которые реализуются в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ №448 от 22. 08.96.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.1249-03.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Новизна программы заключается в том, что на ее реализацию широко используются современные игры нового поколения, которые способствуют как развитию личности ребенка в целом, так и способствуют формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.
Актуальность данной программы в том, что она предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка и становится основой для развития любознательности, познавательно – речевых способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Педагогическая целесообразность программы в том, что ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и сравнивать. В игре развивается фантазия, способность к концентрации внимания, обогащается жизнь ребенка, а значит – создается дополнительный резерв, влияющий на его здоровье.
Направленность данной программы познавательно – речевая, а реализуется она через игру. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области программы, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.
Цель и задачи программы, её место в образовательном процессе
Цель освоения программы: развитие познавательно – речевых способностей детей дошкольного возраста, обогащение игрового опыта ребенка.
Задачи воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста:
Образовательные:
Учить самостоятельно осуществлять классификацию по одному двум свойствам, обнаруживать логические связи, считать.
Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем.
Развивающие:
Развивать разные виды речи (монологическую, диалогическую, расширять словарный запас, формировать грамматически правильную речь, правильное звукопроизношение.
Развивать мелкую моторику рук, осуществлять подготовку руки ребенка к письму, совершенствовать графические навыки.
Развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, чувства коллективизма.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста и интегрируется со всеми образовательными областями, что обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей.
Условия реализации образовательной программы
Настоящая программа рассчитана на детей от 3 до 5 лет, реализуется в виде занятий кружка. Занятия проводится 2 раза в неделю, продолжительность составляет – 15- 20 минут. В кружок дети принимаются на основании подписания договора с родителями.
«Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.
Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Проблема овладения речью является одной из главных в развитии ребенка. Она взаимосвязана с культурой мышления маленьких детей и их первой познавательной активностью, направленной на освоение окружающего мира. Ранняя социализация ребенка связана в первую очередь с началом освоения родного языка. Дети каждого отдельного поколения являются как бы преемниками предшествующих поколений: на каждом историческом этапе они осваивают тот же уровень языковой культуры общества, который дарит им их эпоха. Этот уровень языковой культуры общества осваивается ребенком в процессе общения со взрослым. В процессе общения со взрослым ребенок учится индивидуальному пользованию родным языком, т.е. учится речи. Овладевая речью, ребенок познает мир, в котором он живёт. Поэтому освоение речи тесно связано с ознакомлением окружающего, закреплением знаний в слове. Развитие ребенка было бы невозможным, если бы взрослые держали от него в тайне известные им истины, например, названия предметов и действий. Речь дает возможность обобщать, сравнивать, выделять главное, постепенно переводя в мысленный план все то, что вначале малыш научается выполнять практически, непосредственно действуя с предметами. Эти внешние действия, такие как раскладывания, складывания, соединение, разъединение обыкновенных предметов, являются анализом, синтезом, сравнением, обобщением в действии. Опосредованные словом, эти действия переходят в мысленный план, и ребенок начинает выполнять их в своем воображении уже с помощью мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. Так связаны процессы мышления и речи, с помощью которых осуществляется познание окружающей действительности. С возникновением слова, а затем понятий возникает словесное, отвлеченное или понятийное мышление. Оно развивается на протяжении всего дошкольного детства, свойственное ребенку. «Отдать может только тот, кто имеет»- гласит восточная мудрость. В познавательном и умственном развитии ребенка речь играет первостепенную роль осуществляя две основные функции в средствах передачи информации и средствах общения. Не следует думать, что если ребенок находиться среди говорящих людей, то этого уже достаточно для своевременного овладения речью. Речь малыша надо воспитывать. Для этого требуются немалые усилия со стороны взрослых и активная деятельность самого ребенка, важно обеспечить и развитие моторики рук.
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М. М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л. Ф., была выявлена следующая закономерность:
«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».
Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается учёными.
Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Характеристика программы.
В программе представлена система игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики для детей дошкольного возраста.
Материал, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; учит играть с игрушками; формирует процесс социальной адаптации у детей.
Каждое упражнение – это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта.
Цель упражнений : формирование связной речи у детей среднего возраста, посредством развития мелкой пальцевой моторики.
Упражнения представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы
Форма работы может быть разная: с целой группой детей, с небольшими подгруппами (3-4 ребенка) и индивидуально с каждым ребенком.
Работа с детьми эффективна лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.
Содержание программы.
Базовая образовательная программа “От рождения до школы ”, по которой работает наше ДОУ, предъявляет требования к развитию мелкой моторики детей каждой возрастной группы и рекомендует основные направления, приёмы для её развития. Опираясь на эти требования, планируется вся работа с детьми.
Для стимулирования развития речи детей организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики, начиная с 3х-летнего возраста. Осуществляет эту работу педагог во время режимных моментов, в играх и специально организованной деятельности.
Интеграция образовательных областей.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
• Игры с мелкими предметами ( бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров,).
• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание).
O нахождение заданных предметов,
oб угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Структура подгруппового занятия по развитию речи
1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)
2. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
3. Работа с раздаточным материалом .
• выкладывание контуров предметов, аппликация,
• чтение художественной литературы,
• игровые упражнения с предметами.
4. Изодеятельность
5. Итог занятия.
Оценка деятельности детей.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Развитие речи тесно связано с ознакомлением ребенка с окружающим, поэтому важным фактором является действия его рук. Обобщение в речи ребенка будет развиваться на протяжении всего дошкольного возраста. Необходимо знать, что овладение речевыми навыками зависит не только от совершенствования органа слуха, способного воспринимать звуки речи, сформированности речевых зон и артикуляционного аппарата для воспроизведения звуков речи. Многое зависит от эмоционального состояния ребенка, удовлетворения его потребностей в движениях, в освоении окружающего. Постепенно в речевой план начинает переводиться вся информация об окружающем, полученная ребенком чувственно. Чувственное и рациональное являются двумя сторонами единого процесса познания.
В своё время И.М. Сеченов писал, что, вооруженный умением смотреть слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук, ребенок перестает быть, так сказать, привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.
К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду» и т. д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения. Овладеть родным языком- это не только уметь правильно построить предложение. Ребёнок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказ о каком-то событии ит. д. Такой рассказ состоит из ряда предложений, связанных собой по смыслу и выстроенных в определенной последовательности. Это и есть развитие связной речи. Иными словами можно сказать, что связная речь- это логическая связь мыслей, выраженная точными словами в правильно построенных предложениях. При этом ребенок учится мыслить, учась говорить, и совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Цикл образовательной деятельности данного кружка помогает решить важные задачи в образовательных областях познавательного и речевого развития.
Задачи решаемые в процессе НОД.
1. Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков.
2. Формировать, уточнять и активизировать словарный запас позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.
3. Развивать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.
Малыш подрос, ему 3 года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы. Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобразить то , что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения? Во первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а не умение ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств являются абсолютно естественным , в то время как дети только начинают овладевать ими. Усвоение и использование этих символов является основной движущей силой развития интеллектуально – речевых и творческих способностей дошкольника. Например: ребенок учится различать диких и домашних животных. Для малыша это пока очень трудная задача, ведь ему нужно выделить чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, т.к. сразу видны их существенные различия. Каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. сферы деятельности и человеческой , с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личностного становления. Важно не перескакивать через этапы, а позволить ему полностью использовать возможности своего возраста. Для младших дошкольник такими вехами является знакомство с сенсорными эталонами их использования для анализа окружающих предметов , обогащения чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние осязание. В личностной сфере- это развитие представлений о себе, о своем росте и развитии, а также первые шаги по формированию положительного отношения к себе ,самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими. Общение взрослого и ребенка строится, т.о. чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи и отношения. Именно к 3 годам ребенок начинает осознавать себя как представитель человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Он не только учится управлять своим телом, но и стремится оценивать свои возможности, понять чувства и эмоции. Это первый шаг на длительном познании себя и мира, но он закладывает основу дальнейшего развития личности. Многие психологи считают, что именно в это время рождается личность. В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями.
По мнению учёных, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого- либо аспекта языковой компетенции может тормозить развитие личности в целом.
Игры и занятия, основанные на методе сказкотерапии, благоприятствуют становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно- потребительской сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Но очень часто мы наблюдаем у детей недостаточный словарный запас, речевые аграмматизмы, искажения произношения и другие речевые недостатки. Если вовремя устранить эти нарушения, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому на базе нашего детского сада был организован кружок по развитию речи.
Опыт работы показал, что дошкольное образование действительно требует особо внимательного отношения к развитию у детей мотивационной, интеллектуальной, физической готовности к обучению.
Цель данной программы : содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:
• развитие речи, формирование коммуникативных навыков;
• развитие и коррекция фонематического слуха дошкольников;
• практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;
• восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;
• обучение правильному грамматическому оформлению фраз;
• отработка навыков построения связного высказывания;
• развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;
• формирование пространственно-временных отношений;
• формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;
• развитие психологической базы речи.
• развитие мышления;
• развитие воображения;
• развитие мелкой моторики пальцев рук;
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• сохранение и укрепление здоровья детей.
Программа реализуется с учётом основных принципов :
-единство развития, воспитания и обучения;
-учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;
-уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании
с разумной требовательностью;
-наглядность, систематичность и последовательность.
Реализация программы также предполагает использование дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр, создание коммуникативно-игровой среды, поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Наряду с игрой существенное влияние на психическое развитие оказывает продуктивная деятельность, например, рисование и аппликация. Названные виды работ систематически предлагаются для выполнения детям, что помогает вырабатывать у дошкольников умение добиваться нужного результата . На занятии мы работаем над: формированием артикуляционной, мимической, мелкой моторки; развитием физиологического и речевого дыхания; развитием силы голоса, темпа и ритма речи; развитием фонематического слуха и восприятия; звукопроизношения; совершенствованием и развитием лексико-грамматического строя речи; развитием связной речи. Все задания предлагаются детям в игровой форме, с опорой на наглядный материал, игрушки.
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного произношения в дальнейшем. Такие упражнения помогают дошкольникам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.
Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа.
С общей темой занятия связываются темы для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой мускулатуры, улучшает работу мозга.
Основные принципы работы кружка
Подбор грамматических и лексических тем, текстов и их последовательность определяется как уровнем речевого развития детей и особенностями усвоения предлагаемого речевого материала, с учётом таких важнейших принципов педагогики, как системность, комплексность, принцип развития и динамического изучения, онтогенетический принцип.
Каждое занятие строится по принципу продвижения от простого к сложному.
Программа кружка позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений и развитии речи, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества, деятельный подход и др.
Способы организации работы кружка
Организация речевого общения и формирование коммуникативных умений путём использования или создания естественных коммуникативно-речевых ситуаций в рамках игровой, познавательной, творческой, художественной, собственно коммуникативной деятельности детей на занятии; чтению художественной литературы.
Типовое занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы. Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, настроя на занятие, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, дыхательные и голосовые упражнения, элементы релаксации, кинезиологии, упражнения для улучшения мозговой деятельности, формирование хорошей дикции.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием устной связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определённой лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на коррекцию фонематических процессов, речевого дыхания и голоса, развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук, коррекцию зрительно-пространственных восприятия и представлений, развитие координации и ритма.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети во время занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своей деятельности, своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
Наши занятия и повседневная жизнь должны быть направлены на то, чтобы помочь маленькому человеку преодолеть этот трудный этап и подняться на новую ступеньку развития. Рукотворный мир познается ребенком прежде всего через эксперементирование и игры с предметами. Ребенку интересен окружающий мир, и он пытается разобраться в нем. И дети в своей игре пользуются игрушками- заместителями. С целью закрепления и эмоционального проживания полученных представлений используйте художественную литературу : книги К.И. Чуковского, Остера и многие другие. Еще одной сферой человеческих познаний , с которой знакомится ребенок, является нерукотворный мир. К нему относится живая и неживая природа. В период с 3 до 5 лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают: о разнообразных растениях и животных, о свойствах воды, воздуха, магнита, тепла и света. Попытаемся развить его, пытаемся показать всё многообразие и богатство окружающего мира, дав ему познавать новое и новое. Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога помочь войти им в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению, главное сформировать ценностное к ним отношение. Главным условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета- его назначение, зависимость конструкции, строение и материала, из которого сделан предмет, от его назначения. Комплекс этих признаков помогает ребенку научиться различать и называть сходные предметы: например кресло и стул. Системный характер представлений о предметном мире способствует освоению детьми родовых понятий( продукты, транспорт, мебель, посуда). Программа предлагает путь вхождения ребенка в предметный мир согласовывать с этапами дошкольного текста. Реализуя эту задачу, воспитатель использует повседневные житейские ситуации и конструирует специальные образовательные ситуации для знакомства с предметами, их назначением, способами использования. Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которых попадает игровой персонаж; вместе с ним дети обсуждают и рассматривают инструменты. Игровой персонаж дает возможность поставить ребенка в позицию субъекта познавательной деятельности, побуждать к ведению диалога, осознанию разумного способа поведения в предметном мире. Для знакомства с предметным миром целесообразен и специальный дидактический материал, моделирующий предметы посуды, одежды, мебели, у которых нет той или иной части, или которые сделаны из неподходящего материала и потому непригодны для использования по назначению. Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их и помогают игровому персонажу, например: купить в магазине нужный ему предмет. Интегрируя игровую и познавательную деятельность педагог создает проблемные ситуации для знакомства младших дошкольников с материалами. Так, развивая сюжет, дети проводят сенсорное обследование, дети стараются сделать пригодным вещество предмета. Организуя познание предметного мира, педагог развивает логику, способность к детальному сравнению. Предметный мир имеет рукотворный характер, чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности. В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чьё речевое развитие отстает от нормы. Обычно дети, занимаясь какой- либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее. Наши наблюдения свидетельствуют об ином: дети не так часто прибегают к речи по своей инициативе. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание( по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучение пересказу), но наряду с развитием речи уделяется большое значение познавательному развитию.
Данная работа направлена на развитие исследовательско- познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Задачи исследования:
Обучающие – узнать, какие условия необходимы для прорастания семян; узнать, как постепенно развивается растение
Развивающие –развитие наблюдательности, любознательности; развитие связной речи; расширение словарного запаса.
Воспитательные – воспитание чуткого и бережного отношения к окружающей природе; активизация познавательной деятельности.
У людей, живущих в современном мире, множество проблем, но самой острой и насущной является проблема сохранения окружающей среды. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Знакомя с природой и узнавая все новое и новое дети познают и развивают речь, эксперементируют, наблюдают и вызывают у детей эмоции положительные. Это желание вызывает у ребенка доводить начатое до конца, преодолевать трудности, настойчивость. Детям дается представление о растениях и животных близкого окружения: растения парка, леса, сквера, дети учатся отличать деревья от травы, обращается внимание на разнообразную форму листьев, на окраску и запах цветов, ствол, ветви- ветки. Читается художественная литература.
В дидактических играх можно формировать умение детей самостоятельно устанавливать логическое отношение в окружающей действительности. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Благодаря широкому распостранению таких средств, как кино, книги, радио дети накапливают массу впечатлений, представлений, сведений об окружающей жизни. Они оказывают огромное воздействие на чувство, речь, взаимоотношения и поведения детей. Однако полученные знания дети не могут переработать самостоятельно. Поэтому воспитатель должен учитывать полученные источники информации детьми. На основе обогащения представлений о ближайщем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, мебели, видов транспорта. Учить различать и называть существенные детали и части предметов, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, различать по внешнему виду домашних животных и их детенышей, время суток, характеризовать состояние и настроение людей, употреблять в речи слова- антонимы.
Проводится кружковая работа , направленная на развитие речи ( психогимнастика) через использование пальчиковых игр и упражнений, т. к. они помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела, также способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Изучив научную и методическую литературу по данному направлению выделяется ряд основных задач:
1. Развивать у детей тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений через использование пальчиковых игр.
2. Формировать речевую деятельность детей, сочетая игры и упражнения для тренировки пальцев.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах значимости пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста.
В работе с детьми использую пальчиковые игры и упражнения разнообразные по содержанию.
Игры - манипуляции: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был», «Мы делили апельсин… », «Этот пальчик хочет спать… », «Этот пальчик - дедушка… », «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире? », «Пальчики пошли гулять… », «Замок», «Дождь».
Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Распускается цветок», «Грабли», «Ёлка».
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой:
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Забиваем гвозди», «Гуси щиплют травку».
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание:
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки», «Рыбка».
Игры и игровые упражнения с бегом, прыжками, упражнения на равновесие, на ориентировку в пространстве:
«Догони мяч», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Бегите ко мне», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Веселые зайчишки», «Мой веселый звонкий мяч», «Перепрыгни через ручеек», «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Поймай снежинку».
«Попади в обруч», «Прокати мяч в воротца», Лови – бросай», «Сбей кеглю».
«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком».
«Найди где спрятался зайка? », «Где звенит? », «Найди флажок», «Кто позвал? », «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару». «Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики».
Игры с предметами: Мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, кнопок, липучек, продевание колечек на веревочку, игры с карандашами, камешками, с грецкими орехами, прищепками, перебирание зерен, работа с пластилином, складывание разрезных картинок,
Хороводные игры: «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Ровным кругом», «Вокруг домика хожу», «Колпачок».
Организация кружковой деятельности осуществляется два раза в неделю, во второй половине дня по 15-20 минут. Работа проводится по подгруппам согласно перспективного планирования.
Для эффективной организации кружковой работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста в группе организована предметно-пространственная среда, элементами которой являются разнообразные дидактические пособия и игрушки. Они используются не только при проведении кружковой работы, но и в самостоятельной деятельности детей:
- пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика, дидактические подушки, горки для катания предметов, набор объемных геометрических фигур, лабиринты, туннель, игрушки – забавы;
- доски – вкладыши с основными формами; наборы объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски) ;
- рамки - вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов;
- ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, сенсомоторные коврики с различными деталями. Дополнен материал звучащими игрушками, контрастными по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчиками, барабанами, дудочками, резиновыми пищалками, погремушками) ;
- наборы для экспериментирования с водой и песком, емкостями разной формы, предметами – орудиями для переливания и вылавливания предметов;
- природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, фасоль, горох, камешки и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, горохом, некрупными камешками, разноцветными пуговицами.
Содержание и формы обучения
Основные методы используемые в программе:
Игровой.
Метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ) .
Метод преднамеренных ошибок.
Дополнительные методы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно-наглядного материала, использование ИКТ, использование дидактических пособий.
Словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: рассматривание, упражнение, исследования, эксперименты.
Ожидаемые результаты от освоения содержания программы
В результате освоения программы, достижения ребенка младшего дошкольного возраста выражаются в следующем: Ребенок охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней. Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками. Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе в течение 3—5 минут. Ребенок умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить сам. Объём программы и виды образовательной работы
Объём программы составляет 144 часов и включает в себя три образовательных компонента:
• теоретическая часть;
• практическая часть;
• диагностическая часть.
Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, чтения произведений детской литературы, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и применяются ИКТ.
Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.
Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.
Основные методы обучения:
• практические;
• наглядно-демонстрационные;
• игровые;
• методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
• словесные.
Структура работы кружка.
Занятия проводятся в подгрупповой форме в течение 15- 20 минут дважды в неделю. Подгруппа комплектуется с учётом возраста и индивидуальных
особенностей детей.
Занятия кружка проводятся по следующей структуре:
• пальчиковая гимнастика;
• словарная работа в игровой форме; развитие навыков словообразования;
• работа по формированию лексико-грамматических категорий;
• формирование фонематических представлений, развитие навыков звукового синтеза.
• составление рисунка;
• подведение итога.
Типовое занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы. Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, настроя на занятие, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, дыхательные и голосовые упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности, формирование хорошей дикции.
Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием устной связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определённой лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на коррекцию фонематических процессов, речевого дыхания и голоса, развитие моторики пальцев рук, коррекцию зрительно-пространственных восприятия и представлений, развитие координации и ритма.
Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети во время занятия. Вырабатывается ритуал прощания. Дети также дают оценку своей деятельности, своему состоянию после занятия с помощью различных символов.
1 Наглядные методы( наблюдения, экскурсии, рассматривание)
2 Словесные методы (художественная литература, заучивание наизусть, пересказ)
3Практические методы ( дидактические игры)
4 Игровые методы ( все занятия проходят в игровой форме)
Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных общностью задачи и подхода к ее решению.
Словесные приемы- речевой образец, повторение, объяснение, указания, вопрос.
Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, действие по выбору, беседа.
Рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Художественно- творческая деятельность. Используя знания и ощущения в изобразительной деятельности. Воспроизведение фигур цвета, фактуры и строение, особенности индивидуального строения, при помощи глины, пластилина.
Учебная программа по познавательно- речевому развитию
1год- 72часа(занятия)
2 год- 72 часа(занятия)
Методика оценки получаемых результатов
Сроки |
Виды деятельности |
Формы, контроль |
|
1 полугодие
|
Дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание наизусть, пальчиковая гимнастика, наблюдения, изобразительная деятельность |
Развлечения, литературный калейдоскоп |
|
2 полугодие |
Дидактические игры Наблюдения Экскурсии пальчиковая гимнастика изобразительная деятельность чтение художественной литературы |
Эксперементирование, просмотр занятий итоговых |
Литература
А .М. Бородич «Методика развития речи»
Гризик « Познаю мир»
Гербова « Развитие речи»
Дошкольное воспитание№1 2000 год
Дошкольное воспитание №2 2000 год
Дошкольное воспитание№8 2000 год
Дошкольное воспитание №1 2007 год
Дошкольное воспитание №12 1985 год
Дошкольное воспитание № 8 2008 год
Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Материалы
Программа « Детство»
Программа Вераксы « От рождения до школы»