Конспект занятия «Весенние хлопоты животных» (1–4 классы)
Тема: Весенние хлопоты животных.
Цель: повторить и обобщить знания о весенних изменениях в жизни зверей и птиц.
Задачи.
1. Продолжить формировать умения и навыки вести наблюдения в природе; дать представление о весенних переменах в жизни зверей : линька, пробуждение от зимней спячки, обновление гнёзд, рождение детёнышей.
2. Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; стимулировать интерес к познанию мира живой природы.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие.
2. Сообщение темы.
Кап да кап, и не до сна,
Постучалась к нам весна.
Зазвенел ручей игриво.
Вышел ежик:» Что за диво!
Хватит звери нам скучать,
Уж весну пора встречать!»
Автор: Лана Луканова
О чем это стихотворение. Ответы детей
Весна – пора пробуждения всего живого.
Назовите весенние месяцы. Какой месяц у нас сегодня?
Давайте вспомним весенние признаки в природе.
Ответы детей.
Ярче светит солнце и поднимается выше на небосклоне; лучи сильнее греют землю, начинает таять снег, появляются проталины, капают сосульки, начинается сокодвижение у растений, набухают почки, появляются первоцветы, прилетают перелетные птицы.
Почему происходят изменения в природе весной?
Солнце выше поднимается над землей, день становится длиннее, а ночь короче. За длинный день на землю падает больше солнечных лучей, воздух и земля лучше нагреваются. Происходит таяние снега, почва насыщается влагой, корни растений начинают всасывать воду. Вода движется по стволу и стеблям к почкам растений. Так происходит сокодвижение у растений.
Что запускает весенние изменения в природе?
Расставьте в правильной очередности весенние изменения в природе. Дети расставляют карточки с рисунками.
Сделайте вывод весенние изменения начинаются в живой или неживой природе?
Ответы детей.
Мы сегодня будем говорить о том, как меняется жизнь животных весной, о весенних хлопотах.
3. Объяснение нового материала.
Почему весной прилетают перелетные птицы? Ответы детей.
Весной у птиц новые хлопоты. Наступает время гнездования и поиск пары для создания семьи. Это самый важный период птичьей жизни! Пернатые, пережившие зиму в родном краю – воробьи, синицы, дятлы, заметно оживляются. В марте оперение самцов становится ярче, наряднее. чтобы привлечь подруг.
С приходом весны возвращаются из тёплых краёв перелётные птицы, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. Теперь они снова могут найти корм: появляются первые насекомые, с каждым днём их становится всё больше. После мартовских оттепелей в снегу образуются проталины. На мокрой земле с осени осталось немало ягод и семян прошлогодних растений. Перелёт начинается в марте и завершается после 10 мая. Каждый вид птиц прибывает домой в своё время..
Продолжительность дня увеличивается, и активность птиц возрастает. Наступает брачный период, он начинается с токования. Самцы стремятся привлечь будущую подругу ритуальными песнями и танцами. После создания пары нужно позаботиться о жилье. Птицы ищут старые гнёзда и ремонтируют их, прежде чем отложить яйца. Если готовую «квартиру» найти не удаётся, они занимают естественные дупла, расщелины, ямки. Многим парам приходится строить новые гнёзда. Сначала подыскивают подходящее место. Оно должно быть незаметным, недоступным для хищников, чтобы птенцам не грозила опасность.
Дом для будущих птенцов должен быть прочным, тёплым и сухим, с мягким дном. Часто роли родителей распределяются: самец добывает строительный материал, самка его укладывает и вьёт гнездо. Чаще всего используются пёрышки, шерсть животных, сухой мох, корешки и стебли травы, конский волос, ветки, земля.
В готовые гнёзда самки откладывают яйца и насиживают их до появления потомства. Часто будущие родители сменяют друг друга, поочерёдно ищут корм. Во время гнездования пернатых нельзя тревожить. Они могут испугаться и навсегда покинуть это место, тогда птенцы погибнут.
Какие изменения происходят в жизни птиц весной?
Птицы линяют, самцы становятся ярче окрашены. Птицы поют- привлекают самок и обозначают свою территорию, создают пары, строят гнездо, выводят птенцов.
4. Физкультурная минутка.
Я буду показывать животных или птиц, а вы должны показать способ его передвижения. Например: заяц, что делает? (прыгает). Значит вы начинаете прыгать (показывают) и т.д.
Слова: заяц, дятел, лиса, еж, белка, кошка, волк, змея и т.д.
Что происходит в жизни зверей весной? Ответы детей.
Многие животные весной линяют. Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.
Часто весной на стволах деревьев, кустах, пнях можно увидеть клочья шерсти. Это животные трутся , чтобы избавиться от старой шерсти.
Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна барсуки, ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать более сухие места.
Медведи.
После зимней спячки медведь весной агрессивен и голоден, как и медведица. Медведица выходит из берлоги с малышами и начинает их учить охотится в лесу. У самки нет молока, но она заменит его добытыми корешками, насекомыми, ягодами, задержавшимися на земле с прошлого года. Весной медведи линяют. Старая шерсть слазит клочьями, на ее смену вырастет новая, бурая шуба, которая продержится до следующей зимы.
Барсуки.
Как медведь и еж, барсук не просыпается позже других, а открывает свою нору при первых признаках оттепели. Он за зиму хорошо выспался и теперь требует пополнения своих жизненных сил едой. В это время барсук активно ищет еду: коренья, насекомых. Он даже может добывать рыбу, так как хорошо плавает.
Волки.
После первых оттепелей, которые наблюдают в конце зимы, наступает активность волка. Весной волк чувствует сильный голод, что влияет на изменение его поведения. Осенью формировались стаи, и эти звери охотились совместно. Но в весенний период такие объединения распадаются и возникают одиночки, которые предпочитают выходить на охоту самостоятельно. Еще зимой появляются пары, в марте волчица может уже привести потомство. Чтобы прокормить своих детей, охотиться может как самец, так и самка. Лисы
Весной лиса линяет и ее шерсть становится более яркой, пушистой. В апреле в лисьей семье рождает от 4 до 10 малышей. Норы лиса самостоятельно не копает, но убежище ей нужно, чтобы спрятать там свое потомство. Лиса может выгнать из своей норы барсука или другое животное. Лиса весной не отходит от потомства, пропитанием в это время занимается – самец. Он находит пищу и приносит своей семье.
Белки.
Первое, что можно увидеть весной в природе – это белочек, которые активно ищут еду. В это время они уже съели все свои запасы на зиму и вынуждены питаться корой деревьев или совершать набеги на кормушки для птиц. Без набегов на кормушки белки могут умереть от голода. В марте у белок начинается линька , а позже появляется потомство.
Зайцы.
Весной у зайцев изменяется цвет шкурки с белой на бурую. Это поможет им спрятаться в траве и быть незамеченным хищниками. В этот период появляются в лесу зайчата. После рождения малыши пытаются сбиться в кучу и согреться. Они могут прятаться под корягой или под слоем старой травы. У них нет родного дома. Это объясняется просто: маленьких зайчат лучше выследить, если зайчиха будет оставлять свой след возле норы. В это время малыши не издают никакого запаха, потому что у них на лапках еще не образовались потовые железы, в отличие от взрослых особей. Кормить молоком малышей может как своя мама, так и пробегающая – чужая зайчиха. В этой среде обитания такая забота о зайчатах является обычным делом и входит в весенние явления в жизни животных.
Ежи.
В апреле появляются и ежата. Они рождаются в гнезде ежа, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них. Ежата, как и бельчата, рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.
5. Игра. Назови детеныша.
Медведь, лиса, заяц, лось, олень, белка, мышь, волк.
6. Беседа. Закрепление.
-Какие изменения в природе происходят с приходом весны?
-Какие изменения в жизни птиц произошли?
-Какие изменения в жизни зверей произошли?
-Какие животные называются млекопитающими?
Что такое линька?
Чем весенняя линька отличается от осенней?
Почему детеныши у птиц и зверей рождаются весной?
7. Творческое задание. Нарисуйте весенние хлопоты животных. Выберите самостоятельно животное для рисунка. Составьте рассказ по рисунку
8. Итог.
-Что вам понравилось на занятии?
-Что не понравилось?
Источник
https://multi-mama.ru/stixi-pro-vesnu-dlya-detej/
https://academy-of-curiosity.ru/poznavatelnye-rasskazy/pticzy-vesnoj-vozvrashhenie-perelyotnyh-pticz/
https://animalsglobe.ru/chto-proishodit-vesnoj-v-prirode-v-zhivotnom-mire