Конспект внеклассного занятия «Крестики-нолики» (1–4 класс)

5
0
Материал опубликован 26 September 2018 в группе

МОУ «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза И.П. Малоземова»

 

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

(«Наш Герой – И.П. Малоземов»)



 

 

Подготовила:

учитель начальных классов: Ананьина Елена Николаевна


 

г. Белозерск, 2018 г.

 

 

Тема: внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности

«Крестики - нолики» («Наш Герой – И.П. Малоземов»)

Цель:

*Расширить знания детей о Герое Советского Союза И.П. Малоземове, чье имя носит школа, вызвать чувство гордости, уважения за совершенный подвиг.

*Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме.

*воспитание гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины через воспитание любви к своей школе, городе.

Задачи:

- обогатить знания учащихся о героическом прошлом своей страны и своего народа;

- вызвать интерес к прошлому и настоящему своей Родины;

- показать, какой вклад внес наш земляк в дело разгрома врага в годы Великой Отечественной войны;

- вызвать у школьников чувство гордости за героический подвиг земляка;

- вызвать чувство ответственности за все, что происходит в мире, готовность встать на защиту мира, защитить свою Родину и самоотверженным трудом приумножать её богатства;

- формирование нравственных ценностей подрастающего поколения.

 

Оборудование:

1.Компьютер

2. Мультимедиапроектор.

3. Игровое поле

4. Крестики и нолики

5. Карточки с заданиями

6. Силуэты танков (рефлексия)

Демонстрационный материал:

Презентация к занятию (PowerPoint)


 

Ход занятия

Организационный момент.

1)Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас на игре «Крестики – нолики», а чему она будет посвящена, вы должны угадать сами.

Звучит отрывок песни «О героях  былых времен»

«Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят». В каждой семье есть такие фотографии. Вспомнить всех поименно невозможно – их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, в немецком плену.

2)Послушайте стихотворение С.В. Викулова и сами назовите имя Героя, о ком мы будем говорить сегодня. (читает подготовленный ученик)

… Откосы кургана.
Тропа. Надмогильные плиты
В родимую землю,
Как в лаву горячую, вбиты.
Иду и читаю…
И жду с замиранием встречи
С плитой, под которой…
И дрогнули горестно плечи.
С гранитной страницы
(я здесь еще не был ни разу),
Как молнии вспышка,
По сердцу ударила фраза:
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ИВАН ПРОКОПЬЕВИЧ МАЛОЗЕМОВ
Я встал на колени,
В молчании голову свесив…
– Он брат вам, наверное? – 
Услышал в затылок.
 – Ровесник.
 Земляк из соседней 
 Глухой деревушки залесной,
 Исчезнувшей ныне,
Но ставшей навеки известной.
– А сколько же было 
Герою в последнем сраженье? – 
 Спросил меня снова
 Один из ребят с уваженьем.
– Лишь двадцать один по весне
Умывал его дождик…
До двадцать второго
Он, пахарь и воин, не дожил.
– Где занял он, юный,
Для ратного подвига силы?
взраставшей его, У РОССИИ!

 

И так, кому будет посвящено наше сегодняшнее занятие?

(Герой Советского Союза И.П. Малоземов)

 По доброй традиции, сложившейся в нашей школе, вначале третьей четверти после зимних каникул 31 января проходит День подвига Героя Советского Союза И.П. Малоземова. Его имя носит школа.

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас Великая Отечественная война – история. Самая страшная, самая тяжелая, самая кровопролитная. Это наша с тобою страна! Это наша с тобою биография! Это наша память!

Сегодня вас ждут игры, викторины, в ходе которых мы с вами узнаем много интересного, закрепим знания о нашем земляке Герое Советского Союза И.П. Малоземове, чье имя носит наша школа.

В нашей игре принимают участие две команды. Команда «Крестики» (команда девочек) и команда «Нолики» (команда мальчиков).

3)Послушайте правила игры.

Посмотрите на игровое поле и прочитайте названия каждой клетки. Первая команда выбирает клетку, определяет тему заданий.

«Детство»

«Учеба в училище»

«Собери название»

«Сыновьи чувства»

«Роковая битва»

«Награды героя»

«Вечная память»

«Наш Герой»

«Литературная страничка»

После того, как команда определяется с темой, вам дается задание, которое выполняют обе команды.

В выбранной клетке ставится знак победившей команды, которая имеет право на выбор следующей клетки. Если работа выполнена с одинаковым количеством баллов, то в клетку ставятся оба знака. И так до тех пор, пока не будут сыграны все клетки. Выигрывает команда, занявшая своим знаком («Х» или «0») наибольшее количество клеток.

Вам предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями. Очень хочется, чтобы вы играли честно, помнили правила вежливого общения. Если проиграете, то не унывайте и не обижайтесь. В следующий раз вы обязательно одержите победу. А если выиграете, то не зазнавайтесь!

Итак, начинаем игру.

(Туры идут в том порядке, как их будут выбирать дети)

Первый тур «Детство»

Ответьте на вопросы анкеты, за каждый правильный и наиболее полный ответ вы получите 1 балл – 1 жетон.

1) Когда праздновал свое день рождения Иван Малоземов? (Родился 26 ноября 1921 года)

2) Где родился Иван Прокопьевич? (В деревне Пестово, ныне Белозерский район Вологодской области).

3) Почему мальчику пришлось учиться в основной школе и работать одновременно? Кем он работал?

(Его отец умер, когда Иван пошёл в 5-й класс, и мать осталась одна с тремя детьми. Иван был вынужден идти работать подручным кузнеца и одновременно продолжать учиться.)

Мать И.П. Малоземова Елена Михайловна

4)Что вы можете рассказать об учебе Ивана Малоземова с 5 по 10 класс? (Самостоятельно подготовился и успешно сдал экстерном экзамены за 5-9 классы. В 1939 году Иван Малозёмов поступил в среднюю школу № 1 города Белозерска, а закончил курс обучения за 10 классов в средней школе № 2.)

Команды по очереди зачитывают или называют ответы на вопросы. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество верных ответов (по количеству жетонов) .

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло. Выигравшая команда выбирает следующую клетку.

Второй тур «Учеба в училище».

В 1940 году Иван Малоземов окончил среднюю школу и был направлен на учебу в военное училище.

Ваша задача из списка предложенных училищ выбрать нужное и затем составить картинку данного училища (пазлы – фото разрезано на несколько частей, их надо составить в определенном порядке, чтобы получилась картинка).

Чья команда справится верно первой, считается победителем.

Смоленское военно-пехотное (стрелково-пулеметное) училище 

Чкаловское кавалерийское училище 

Саратовское танковое училище

Харьковское артиллерийское училище 

Муромское военное училище связи 

Севастопольское высшее военно-морское училище 

Сталинградское военно-авиационное училище 

 

(картинка для сбора пазлов)

И так первая справилась команда….., вторая…… Проверяем.

За годы учебы в Саратовском военном танковом училище Иван Малоземов в совершенстве овладел всем, что требовалось от командира бронетанковых войск, стал мастером боевого применения танков.

Его мать, Елена Михайловна вспоминает: «Мне были благодарности от командиров и преподавателей за хорошее воспитание сына».

25 января 1942 года Малоземов выпускается из училища в звании лейтенанта и назначается командиром взвода 6-й Гвардейской Краснознаменной Сивашской отдельной танковой бригады.

В феврале 1942 года он ушёл на фронт, где был назначен командиром взвода 6-й гвардейской танковой бригады.

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Третий тур. «Собери название».

В феврале 1942 года Иван Прокопьевич Малоземов уходит на фронт, где был назначен командиром взвода 6-й гвардейской танковой бригады.

Отважно сражался экипаж Ивана Малоземова. За короткий срок им лично и его ротой было уничтожено:

12 вражеских танков,

9 самоходных орудий,

4 бронетранспортера,

36 автомашин с различными грузами,

1300 солдат и офицеров противника.

Гвардейский полк, где служил И. П. Малозёмов, принимал участие в боях с вермахтом на различных участках фронта.

Здесь зашифрованы названия этих участков фронта, вам необходимо попробовать собрать из слогов их названия. 

Детям выдаются 3 слова на бумаге различного цвета, разрезанные на слоги. Им необходимо собрать названия 3 фронтов, за каждый составленный дается по 1 баллу.

Харь-ков-ский Ци-млян-ский Ста-лин-град-ский

 

Побеждает та команда, которая быстрей и правильней справится с заданием.

Подготовленный ученик рассказывает:

За время боев Иван Малоземов был трижды ранен и вновь возвращался в строй.

За бои в районе города Валуйки в июле 1942 года награждён орденом Ленина. За бои на разъезде 74 км награждён орденом Отечественной войны I степени.

14 сентября 1942 года ранен в Сталинграде . После госпиталя и учёбы в Москве лейтенант И. П. Малозёмов был назначен командиром роты 5-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва 21-й армии Донского фронта.

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Четвёртый тур. «Сыновьи чувства»

Ребята, хоть на юность Ивана Малоземова и выпала Великая Отечественная война, но ему, как и всем были не чужды чувства любви, тревоги, переживаний и нежности к родным: маме и всем родным.

Он не забывал о них ни на минуту.

Письма на Родину приходили с фронта, с госпиталей.

Ваша задача внимательно прочитать одно из таких писем и подчеркнуть те слова, словосочетания, где мы видим чувства любви, тревоги, заботы сына к своей маме и родным.

Выигрывает та команда, которая подчеркнет больше данных слов и сможет объяснить, почему они решили взять данное высказывание Ивана.

Командам выдаются по листу с одинаковым текстом письма, засекается время.

Письмо Ивана Малоземова сестре Лиде. г.Москва. 9 ноября 1942 г.

 

(Примерные словосочетания: дорогая сестра, низко кланяется, желает всего хорошего в жизни, а главное здоровья, крепко целую маму и Таню, желаю всякого благополучия всем родным, мне часто вспоминается родной дом,, часто во сне видятся дорогие знакомые образы, увидеться со всеми, кто пылко занимает мой ум и сердце, каково здоровье нашей незабываемой, многострадальной мамы, сколько она отдала нам молодости и здоровья, прошу слушаться ее во всем, предупреждать всякое ее желание)

Ребята, что вы можете сказать об отношении Ивана Малоземова к матери и всем родным?

Каким он был сыном и братом?

Почему вы так решили?

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Пятый тур. «Роковая битва»

Задание данного тура было вашим домашним заданием, вам надо было найти сведения о последнем бое И.П. Малоземова, можно было подготовить материал в письменном или печатном виде, оформить его и суметь рассказать, как вы будете рассказывать (все или командир) можно было решать самим.

Побеждает та команда, которая наиболее точно описала военные события данного боя, качественно оформила материал и сумела более доходчиво рассказать о них .

Примерный ответ:

В январе 1943 года советские войска приступили к ликвидации окруженной в Сталинграде группировки врага.

В январском наступлении 1943 года под Сталинградом рота тяжёлых танков, которой он командовал, входила в прорыв вражеской обороны в районе населённого пункта Казачий Курган. 10 января после 50-минутной артиллерийской подготовки танкисты пошли в атаку. Гитлеровцы предпринимали яростные контратаки, но не смогли сдержать натиск наших войск. Ломая упорное сопротивление врага, танковые и стрелковые части ворвались 25 января в Сталинград с запада.

Танк Малозёмова первым подошёл к хутору Бабуркин. Взобравшись на бугор, лейтенант развернул машину и открыл огонь по артиллерии. Другие машины на большой скорости промчались по хутору, уничтожая всё на своём пути. Немцы решили во что бы то ни стало отбить занятый нашими войсками стратегический пункт и бросили свои резервы: около 10 танков. Малозёмов решил принять неравный бой. К концу короткого, но жаркого боя на поле остались 6 машин противника.

Рота Малозёмова, поддерживая своим огнём наступавшие части 289-й стрелковой дивизии, продвигалась к центру Сталинграда. Командир полка поставил перед командиром роты задачу: уничтожить вражеские танки и артиллерию, которые бьют из разрушенных зданий посёлка Баррикады. Укрыв свой КВ-1с за полуразрушенной каменной стеной, Малозёмов вёл огонь вдоль широкой улицы, пролегавшей среди руин. Бои в городе шли днем и ночью. Танкисты, умело используя лабиринты между разрушенными зданиями, вклинивались в оборону противника и били его в упор.

Командирская машина Малоземова, как правило, прокладывала дорогу остальным экипажам.

31 января «тридцатьчетверка» ротного ворвалась в один из дворов, умело замаскировалась, а когда появились вражеские танки, Малоземов ударил по ним. Две машины вспыхнули. Остальные повернули обратно. Снарядом вдогонку гвардии лейтенант поразил и третий танк.

Быстро сменив позицию, командирский танк снова стал в засаду. И опять встреча с вражескими танками. В разгоревшейся дуэли Малоземов подбил еще две машины.

В пылу боя танк Малозёмова вырвался вперёд и был подбит. «Бронебойным!» — прокричал Малозёмов. Это была его последняя команда. 31 января 1943 года лейтенант И. П. Малозёмов погиб в центральной части Сталинграда. В тот день сдался в плен фашистский фельдмаршал Паулюс. А 2 февраля враг полностью прекратил сопротивление. Вражеская группировка была ликвидирована.

В этой победе велика и доля гвардейской роты лейтенанта Ивана Прокопьевича Малоземова. За время боев в самом городе она уничтожила 12 вражеских танков, 9 самоходок, 62 орудия, много другой техники. От метких ударов танкистов враг потерял более тысячи своих солдат и офицеров.

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Подготовленный ученик дополняет, если дети не сказали в своих выступлениях:

Однополчане И.П Малоземова вспоминают:

«Когда танк был уже подбит и оставаться в нем было опасно, Иван Прокопьевич Малоземов приказал членам экипажа покинуть боевую машину. Иван Прокопьевич сам сел за рычаги «КВ» и повел его в последнюю атаку. Во время тарана вражеского танка раздался взрыв…»

31 января 1943 года Иван Малоземов умер от тяжелых ран. Похоронен в городе Волгограде на Мамаевом кургане.

Извещение о смерти гвардии лейтенанта Малоземова И.П. от 4 февраля 1943 г.

Шестой тур. «Награды героя».

Всего 1 год был на фронте Иван Малоземов, но за это время стал примером беззаветного служения Родине, неоднократно отмечался командованием.

19 января 1943 года ему было присвоено звание «Старший лейтенант».

За отличное выполнение заданий он был награжден различными орденами.

1.

 2. 

 3.

4.

 

5.

Ваша задача подписать название орденов, которыми был награжден И.П.Малоземов. (на листе)

Побеждает та команда, которая быстрее и больше даст правильных ответов .

Проверяем выполнение задания…

Учитель дополняет ответы детей (по мере необходимости)

Орден Красного Знамени

Орден Отечественной войны I степени (5 ноября 1942);

Орден Красной Звезды

Ордена Ленина (Два Ордена: 26 сентября 1942; 21 апреля 1943,

посмертно)

5. Герой Советского Союза (21 апреля 1943, посмертно)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Малозёмову Ивану Прокопьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Седьмой тур. Конкурс «Вечная память».

 

Память И.П. Малоземова увековечена во многих городах.

1)Мемориальная плита И. П. Малозёмова на Мамаевом кургане в Волгограде. Здесь он похоронен.

2)Его именем названы улицы в городах Волгограде и Белозерске. В 1965 году основаны улица и сквер имени И. П. Малозёмова.

3)Приказом Министра обороны СССР гвардии лейтенант Иван Прокопьевич Малозёмов навечно зачислен в списки Саратовского танкового училища.

4)В 1964 году дружине нашей школы присвоено имя Героя.

5)В 1966 году в нашей школе открыта Комната Боевой Славы. К 1967 году собралось достаточно материала для открытия школьного Музея Боевой Славы № 1027

6) По ходатайству Совета Музея школы в 1967 г. постановлением Совета Министров Речного флота теплоходу «Славянск» присвоено наименование «Иван Малозёмов».

7) 27 мая 2002 года муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Белозерска присвоено имя Героя Советского Союза И. П. Малозёмова.

8) 25 июня 1967 года был торжественно открыт памятник Герою на улице его имени.

Скульптор Щепкин. Памятник представляет собой бюст героя Малоземова в танковом шлеме на постаменте. На памятнике имеется табличка со словами: «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАН ПРОКОПЬЕВИЧ МАЛОЗЕМОВ. От комсомольцев и пионеров Белозерского района». Над табличкой находится золотая Звезда.

9) В 1977 году в совхозе «Белозерский» в Буброво открыт памятник воину-танкисту. Памятник сооружен по решению парткома совхоза «Белозерский».

8 апреля 1974 года на заседании парткома совхоза «Белозерский» было решено соорудить памятник Герою Советского Союза Малоземову Ивану Прокопьевичу.

Началась кропотливая работа по сбору средств. Во все организации, расположенные на территории сельского совета, были отправлены письма с просьбой об оказании посильной помощи в сборе средств на сооружение памятника герою. Через некоторое время на специальный счет стали поступать денежные средства. Собрали необходимую сумму денег, заказали скульптуру череповецкому скульптору – заслуженному художнику РСФСР А.В. Щепелкину. Заказ на литье из чугуна был оформлен в одном из цехов Череповецкого металлургического завода. В январе 1977 года была закончена отливка в чугуне и обработка статуи высотой 2,7 м танкиста, лейтенанта Ивана Прокопьевича Малоземова, погибшего в боях за Сталинград. И вот стальной солдат-танкист, в котором старые люди легко угадывают знакомые черты земляка, доставлен в село. Настал долгожданный день 26 июня 1977 года. На торжественное открытие памятника прибыли почетные гости: поэт-земляк, участник войны С.В. Викулов, скульптор А.В. Щепелкин, литейщик А.И. Мячиков, осуществляющий отливку памятника. Право открыть памятник было предоставлено фронтовикам Павлу Ивановичу Крымову и Александру Дмитриевичу Упакову.

10)В 1982 году Министерство связи выпустило серию конвертов с портретом Ивана Малозёмова.

11)Писатели-земляки увековечили его в своих произведениях: С. С. Орлов «Командир танка» и С. В. Викулов «Венок к пьедесталу».

 

Собери памятник

Ваша задача собрать 2 памятника (пазлы перепутаны) и объяснить , где находится каждый из них.

На столе элементы (пазлы). Собрав эти детали, участники получают изображение 2 памятников.

Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и назовет место нахождения памятников.

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Восьмой тур. Кроссворд «Наш Герой»

Ваша задача – отгадать кроссворд, ответы записать.

По горизонтали:

1)Кому помогал Иван Малоземов, когда учился в школе (профессия) ?

2)Фамилия Героя, которую носит наша школа?

3)В каком роду войск служил Малоземов?

4) Имя сестры Ивана?

5)Как называется курган, где похоронен И.П. Малоземов?

По вертикали:

1)Имя матери И.П.Малозема?

2)Название деревни , где родился Ваня?

3)Время года, когда Малоземов празднует день рождения?

4)В битве за какой город погиб И.П. Малоземов?

5)Название ордена, которых у Ивана Малоземова 2?

Проверяем:

По горизонтали:

1)кузнец

2) Малоземов

3)танкист

4Лида

5)Мамаев

По вертикали:

1)Елена

2)Пестово

3)Осень

4)Сталинград

5)Ленина

Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло.

Девятый тур «Литературная страничка»

 Наш земляк, поэт С.С. Орлов дружил с Иваном Малоземовым. Познакомились они в Белозерске, во время учебы в школе. Многое роднило их, в том числе и литературное творчество.

Дует с моря ветер свежий,

волны плещутся вдали.

Мимо наших побережий

проплывают корабли…

- это строчки из стихотворения Ивана Малоземова, опубликованного в районной газете «Белозерский колхозник» от 12 января 1940 г.

   В 1940 г. в Белозерском районе проходил детский художественный смотр. 12 мая районная газета публикует стихи, написанные его участниками. Среди них стихотворения С. Орлова «На берегу», С. Викулова «Седовцы», «Песня девушки» и стихотворение И. Малоземова «Стальные машины».

   Через десятки лет друг юности Сергей Орлов станет маститым поэтом и посвятит Ивану Малоземову, отдавшему жизнь за Родину, поэму «Командир танка».

Ваша задача, прочитать стихотворение (или его отрывок), на листочке, который вытащит командир вашей команды. На подготовку вам дается 5 минут , надо постараться передать его характер, настроение, красоту, соблюдать знаки препинания.

 

1 команда: И. Малоземова «Стальные машины».

Вейтесь, пряди седого тумана,

Обвевайте, ветры, самолет.

Не удержат вовек ураганы

Соколиный стремительный лет!

Небо синее холодом дышит,

Мчатся стаи серебряных птиц,

Мы летаем все дальше и выше,

Нет нам в море воздушных границ!

…………………………………..

Мчатся, мчатся машины стальные,

Облака позади отстают,

А моторы, как будто живые,

Ровным голосом песню поют.

2 команда: И. Малоземов, стихотворение, опубликованное 18 июня 1940 г.

Задремала в синий летний вечер

По кривым излучинам река,

Высоко подняв, как будто плечи,

Голые крутые берега.

Замер, затаился где-то ветер,

Верно, спать улегся в камыше.

Потушив костер, развесив сети,

Рыбаки затихли в шалаше.

Но в далеких заводях сосновых

Красные мелькают огоньки,

На плотах в рубаках кумачовых

Под гармонь поют плотовщики.

Никогда, пожалуй, не забуду,

Как по дальним поймам и косам

Разбитная песенная удаль

В синие плескалась небеса.

Побеждает та команда, которая более выразительно прочитает стихотворение , допустит меньше ошибок при чтении.

Подведение итогов тура: размещение Х или О на табло

Итог занятия.

Итак, все клетки на игровом поле открыты.

Подсчитываем количество знаков каждой команды. Выигрывают те, чьих знаков на поле больше.

Команда («Х» или «0») лучше справилась со всеми заданиями и стала победителем. Вручение дипломов «Знатоки истории»

Поощрительные призы второй команде.

Ребята, наше занятие подходит к концу, мы сегодня повторили и узнали много нового о Герое Советского Союза И.П. Малоземова, чье имя носит наша школа.

Какую пользу нам принесло сегодняшнее занятие?

Да, мы каким был Иван Малоземов, какой героический поступок он совершил, узнали , что он любил свою Родину, маму , всех родственников, заботился о них. Узнали как и где увековечена его память.

Можем ли мы с вами гордиться тем, что учимся в школе, которая носит его имя?

Что мы с вами можем сделать, что бы память о героях жила вечно?

Вы, наверняка, слышали фразу «Героями не рождаются, а героями становятся», и хочу сказать, что все начинается с истоков. Именно поэтому мы чтим биографию нашего героя и гордимся тем, что наша школа стала его частью.

Все дальше уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех, кто не вернулся с кровавых полей войны, кто своей грудью защитил честь и независимость нашей Родины, кто, не щадя своей жизни, изгонял захватчиков с нашей земли, кто освободил народы Европы от фашизма, живет в сердцах советских людей. Живет и будет жить вечно!

А для того, чтобы мы помнили, мы должны знать. Для того, чтобы знать, нам нужно читать книги о войне, смотреть документальные и художественные фильмы о тех далеких событиях, конечно, встречаться с живыми свидетелями, которых с каждым годом становится все меньше и меньше.

Рефлексия.

Ученик: Командир танка С. Орлов (отрывок)

Памяти Героя Советского Союза гвардии лейтенанта Ивана Малозёмова, товарища юности, посвящается

…А за ним - в гремящем Сталинграде,

В захлестях свинцовой злой пурги,

Расстреляв в сраженье все снаряды,

Малозёмов сел за рычаги.

В миг, когда, казалось, враг прорвётся,

На броню пошла в упор броня.

Поднимает парень вологодский

На дыбы машину, как коня.

Не было раздумья и вопросов!

Вся страна в дыму от контратак.

И с размаху Малозёмов бросил

Сталь на сталь, гремящий танк на танк,

Пусть броня гудит и сыплет искры,

Но с машиной бьётся сердце в лад…

Разворот - и снова на фашистов

Он ведёт машину, как снаряд.

И тогда стихает ветер чадный,

И встаёт Победа, но в упор

Враг в последний миг «КВ» снарядом

Поражает из засады в борт.

Чёрный дым вздымает над мотором

Лютая, нежданная беда…

И тогда приходит ночь, с которой

Ты остался вместе навсегда. ..

 

Если занятие вам понравилось, то дома вы можете почитать стихи наших земляков, посвященные И.П. Малоземову, найти дополнительный материал о нем в книгах, в интернете, нарисовать рисунок последнего боя (каким вы его представляете).

Если занятие вам сегодня понравилось , то прикрепите танк, который вам выдан на правую часть доски, если не понравилось, то на левую. Посмотрите, какая танковая батарея у нас получилась.

Спасибо вам за занятие.

Список литературы:

1.Малозёмов Иван Прокопьевич. Сайт «Герои страны».

2.Герои Сталинграда: Малоземов Иван Прокопьевич. Волга-Медиа (18 декабря 2012).

3.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз.

4.Сталинградская битва. Хроника, факты, люди : 2 кн. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 99

5.Золотые Звёзды вологжан. — 3-е изд., доп. — Архангельск, 1985. — С. 159—161.

6.Сайты: http://www.s03001.edu35.ru/2012-02-27-19-59-50

7. http://geroykursk.narod.ru/index/0-873

8. https://infourok.ru/prezentaciya-ko-dnyu-tankista-o-geroe-sovetskogo-soyuzatankiste-ipmalozyomove-1186735.html

9. http://famous-birthdays.ru/data/25_noyabrya/malozemov_ivan_prokopevich.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.