Конспект коррекционного занятия по предмету альтернативная коммуникация «Мир животных» (1 класс)
Конспект коррекционного занятия
Предмет: Альтернативная коммуникация (1 класс)
Тема: «Мир животных»
Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («Чтение» изображений. Звукоподражание. Имитация движений. Символ (пиктограмма) – собака, кошка, корова, лошадь, коза. Дополнение недоговорённого предложения жестом, символом, картинкой.)
Коррекционно-образовательные задачи:
Формирование представлений о внешнем виде домашних животных. Соотнесение изображения с пиктограммой.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные» (собака, кошка, корова, лошадь, коза; мычит, мяукает, лает).
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, навыков сотрудничества.
Коррекция эмоционального настроя.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Оборудование. Альбомный лист, контейнер с карандашами, фигурки и плоскостные изображения домашних животных, предметные картинки, презентация «Угадай, кто это», символы - пиктограммы.
Предварительная работа. Чтение стихов и рассказов о домашних животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, А. Толстого, разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятий
I. Вводная часть
Организационный момент
Поздоровайся, помаши рукой.
Артикуляционная гимнастика
Вспомним сказку о язычке.
Живет язычок в домике. Вышел он погреться на солнышке, лег, расслабился (Кладем язык на нижнюю губу, расслабляем). Вдруг начался дождь (постучали по языку верхними зубами – т-т-т-т…). Спрятался язычок, в домике закрылся. А дождь сильнее застучал по крыше (стучим пальчиками), и ветер усилился (дуем). А потом все стихло и засияло солнце. Какое у тебя настроение стало?
Выберите нужный смайлик. Покажите, где грустный, а где веселый?
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
На слайде (планшет) изображения домашних животных.
Учитель-логопед: Посмотри на слайды, как ты думаешь, о ком мы будем говорить? Выбери и покажи на картинке, о ком сегодня на занятии мы будем говорить? (одна картинка с изображением животных – другая – растений, ребенок делает выбор). Сегодня мы поговорим о домашних животных, которые живут рядом с человеком.
2. Знакомство с новым материалом
Посмотри, как много у нас разных животных, которые живут рядом с человеком, и человек заботится о них. Посмотри каждого - как они выглядят, послушай, какие звуки они издают. Кого-то ты знаешь, а кого-то, может быть, увидишь первый раз. (Ребенок листает изображения животных на планшете, слушает их голоса).
Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи на планшете животное, которое называют. (Ребенок показывает выбранную картинку и получает одобрение). Задание выполняется на планшете.
3. Соотнесение пиктограммы с реальным предметом, изображением на картинке
А теперь посмотри на изображение и соотнеси его реальным с предметом (найди корову, кошку, собаку…). Покажи где такая пиктограмма.
Как мычит корова?
Как мяукает кошка?
Как лает собака?
4. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм
- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).
- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).
- Найди такую же картинку (по данной пиктограмме ищет такую же).
- Покажи, о чем я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением).
- Соедини нужные изображения (соединение животного и действия собака – лает, кошка мяукает…)
- Покажи, о ком я говорю (выбор нужной пиктограммы).
Корова дает молоко.
Собака сторожит дом.
Кошка ловит мышей.
- Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).
- Покажи, кто дом сторожит (выбор нужной пиктограммы).
- Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы).
Физминутка
Давай отдохнем, сделаем физминутку про мышек.
Читаю стихотворение с движениями.
Вышли мыши как-то раз,
Посмотреть который час,
Раз, два, три, четыре,
Мыши дернули за гири,
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мыши вон…
5. Актуализация полученных знаний
Отгадай загадки
У него четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает!
Он бывает забияка!
Это кто у нас? …(Собака)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра -
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его …(Корова)
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Давай накормим наших животных. Найди нужные картинки, кто что ест и составь из картинок предложение.
Кошка ест рыбу.
Корова ест траву.
Дидактическая игра «Нарисуй тропинку»
Соедини, кто что ест. (Ребенок получает лист с изображением кошки и рыбы, коровы и травы. Задание: провести дорожку от животного к еде).
III. Итог занятия
Давай проверим, каких ты запомнил домашних животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки…. (Изображения на планшете, надо указать картинку соответствующую названному животному.) Выбери для них пиктограммы.
Рефлексия. Ты все сделал правильно? Молодец. Какое у тебя сейчас настроение? Выбери нужный смайлик. Забери его с собой. Занятие закончено.