12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Глушак Юлия Николаевна48
Россия, Брянская обл.
1

В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?». К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

В.Ф. Боков «Откуда начинается Россия?».

К.Д. Ушинский «Наше Отечество»

Цели: познакомить с произведениями В.Ф. Бокова «Откуда начинается Россия?» и К.Д. Ушинского «Наше Отечество»»; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать произведения разных писателей, посвящённые одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться читать с выражением лирические и прозаические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать произведения разных писателей, посвящённые одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; понимать смысл произведения.

Оборудование: стихотворение П. Воронько, тексты К. Ушинского для анализа (в рабочих тетрадях или распечатанные на листочках); выставка портретов и книг писателей по теме урока;аудиозапись песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина».

Х о д у р о к а

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний

Речевая разминка
– Прочитайте стихотворение.

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
П. Воронько


К кому обращается поэт в стихотворении? (К журавлю.)
– Как он его называет? (Жура-жура-журавель.)
– О чём спросили журавля?
– Что он ответил?
– Как долго летал журавль? («Облетал он сто земель».)
– Что с ним случилось? («Крылья, ноги натрудил».)
– Как вы понимаете это выражение? (Долго трудился, устал.)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.


III. Самоопределение к деятельности
– Ребята, отгадайте загадку.

Здесь родился и живёшь.
Уезжаешь – скучаешь.
Как зовут это место,
Ты знаешь? (Родина.)

Как вы догадались, что речь идёт о родине?
Сегодня на уроке мы познакомимся с другими произведениями о Родине, сравним их с теми, которые изучали раньше по этой теме.

IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со стихотворением В.Ф. Бокова «Откуда начинается Россия?»
– Прочитайте, кто является автором стихотворения на с. 95.

Виктор Фёдорович Боков – русский поэт и писатель. Родился 19 сентября 1914 года в деревне Язвицы Московской губернии в крестьянской семье. Закончил школу-семилетку, потом учился в Загорском педагогическом техникуме, работал токарем, зоотехником. Студентом педагогического училища посещал литературный кружок, которым руководил
М.М. Пришвин.
С 1934 по 1938 год В.Ф. Боков учился в Литературном институте им. А.М. Горького в Москве. В 1942 году был призван в действующую армию, потом много лет провёл в лагерях и ссылке.
В 1950 году поэт издал сборник «Русская частушка». С 1958 года публикуются и собственные его стихи, в которых автор описывает природу и деревенскую жизнь. Многие его стихи стали текстами популярных песен. В 1985 году был избран членом правления Союза писателей РСФСР.
Поэт умер в Переделкине 15 октября 2009 года на 96-м году жизни.


Прочитайте название стихотворения. («Откуда начинается Россия?»)
– А как бы вы ответили на этот вопрос? (Высказывания учеников.)
– Прочитаем стихотворение и узнаем, что об этом говорит автор. (Чтение стихотворения учителем.)
– Найдите на карте России полуостров Камчатка, Курильские и Командорские острова. Почему именно они названы в стихотворении? (Может быть, потому, что они находятся на «самом краю» нашей Родины. «От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля…» – это слова из гимна России.)
– Какую мысль автор хочет донести до читателя? («Россия не с гор берёт начало, а с тебя».)
– Прочитайте последние строчки стихотворения. Подумайте, какое слово при чтении нужно выделить голосом? («…а с тебя».)


2. Работа с пословицами
– Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл.
• Глупа та птица, которой своё гнездо не мило. (Глуп тот человек, кто не любит свой дом, свой родной край.)
• У чужой еды и вкус чужой. (Чужое никогда не станет родным.)
• Каждый кулик своё болото хвалит. (Каждый человек хвалит свой дом, свой родной край.)
• Где выросла сосна, там она и красна. («Где родился человек, там он и пригодился». Родина для человека – это место, где он приобрёл свой первый опыт, умения, это близкие для него
люди, родители, родственники и друзья. Пословица говорит нам, чтобы мы не забывали свой родной дом, гордились им и всегда знали, что здесь нас ждут.)
• Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро. (Родная земля является наиболее благоприятным местом для реализации своих возможностей, потому что именно на ней человек растёт
и учится, развивается и познаёт жизнь вместе со своими родными и близкими, друзьями и знакомыми. Созидайте и стройте там, где живёте, и жить станет намного лучше.)
– Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Почему? (Ответы детей).


V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество»
– Откройте учебник на с. 97. Прочитайте, кто автор произведения «Наше Отечество». (К.Д. Ушинский.)

Константин Дмитриевич Ушинский – выдающийся русский педагог и писатель. Родился 2 марта 1824 года в городе Туле в семье мелкопоместного дворянина, отставного военного, участника Отечественной войны 1812 года. Вскоре отца Ушинского назначают судьёй, и вся семья перебирается в уездный город Новгород-Северский, на Черниговщину.
Здесь, на берегу Десны, в небольшом имении, приобретённом отцом, недалеко, версты четыре от уездного города, прошло детство и отрочество будущего писателя.
Первоначальное образование мальчик получил дома под руководством матери, что позволило ему в 12 лет поступить сразу в третий класс гимназии. Он был примерным учеником и много читал. Его сочинения по литературе считались лучшими в классе.
Окончив Московский университет, Ушинский пошёл работать учителем. Занимаясь с детьми, он убедился, что учебники, по которым учились ребята, были скучные и сложные, и, чтобы не получить плохой отметки, им приходилось зубрить их наизусть. Талантливый педагог, конечно, не мог с этим смириться. Два учебника, которые он написал
для начальной школы, – «Детский мир» и «Родное слово» – в корне отличались от прежних. В них было всё понятно и интересно. В учебники вошло много поговорок, пословиц, скороговорок и загадок.
Ещё совсем молодой Ушинский записал в своём дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!»
Осенью 1870 года К.Д. Ушинский вместе с сыновьями отправляется в Крым. Но, подхватив внезапную простуду, останавливается на лечение в Одессе и там умирает. Похоронен писатель в городе Киеве.


– Обсудите в парах: есть ли разница между словами Родина и Отечество? (Дети обсуждают. )
– Прочитайте текст и попробуйте найти в нём ответ на этот вопрос. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

2. Работа по вопросам и заданиям учебника
– Прочитайте вопросы на с. 98. Найдите в тексте на них ответы.
• Почему Россию зовут Отечеством? («Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».)
• Почему Россию называют Родиной? («Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное».)
• Почему Россию называют матерью или ласково – матушкой? (Матерью мы называем её «потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему
языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов».)


VII. Рефлексия
– Что вам на уроке давалось легко?
– Можете ли вы сказать, что у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?

VIII. Подведение итогов урока
– Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает это слово? Продолжите фразу
«Родина для меня – это…»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.