12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лыскова Ольга Алексеевна19


Предмет: Обучение грамоте. Чтение.


Класс: 1

Тема: К. Д. Ушинский «Наше Отечество».


Цель: Формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

Задачи: - воспитывать любовь к Родине, гражданственность;

- развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

- воспитывать ценностное отношение к родному краю, его культуре и истории.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение;

совместно оценивать результат учебной работы.

Познавательные УУД:

отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

дополнять текст информацией, взятой из различных источников;

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;

участвовать в диалоге на уроке, в работе в паре.


Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Методы и приёмы, в том числе и активные методы обучения: активизация словаря, художественное слово, использование слайдов, ребусов, иллюстраций.



ХОД УРОКА.

I. Орг. момент

II. Включение в учебную деятельность.

Учитель:

-Разгадайте ребус

Р1а (Родина)


-Послушайте стихотворение.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!


- Согласны ли вы с ответом журавля?

-Что является для вас родным краем? (страна, наш город, …)

-Как называется наша страна? (Россия)

-Можно ли Россию назвать нашей Родиной?

-Прочитайте опорные слова и словосочетания, записанные на доске:

Отечество Россия родная мать

Родина родились родной язык

-Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(мы будем говорить о нашей родине…)


III. Постановка целей и определение темы урока.


Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о нашей Родине - России. Ей посвящают свои произведения поэты, художники, музыканты, печатают книги, снимают фильмы.

- Послушайте стихотворение «Необъятная страна». Написал его Владимир Степанов.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…


Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

-Какой представлена наша страна в этом стихотворении? (большая, необъятная, бескрайняя)


А сегодня мы узнаем, как о России писал Константин Дмитриевич Ушинский в своем произведении "Наше Отечество". Откройте учебник на с. 86


Определим задачи на урок. Продолжите предложения:

1.Прочитать и обсудить… (рассказ «Наше Отечество»)


Вы назвали Россию родиной. А Константин Дмитриевич Ушинский назвал Россию – наше Отечество.

Есть ли разница между словом Родина и Отечество? (Пока мы точно не знаем, это надо узнать на уроке)

2. Ответить на вопрос… (Есть ли разница между словом Родина и Отечество)


IV. ФИЗМИНУТКА

Упражнение для глаз.

Чистоговорки

ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок

ИЦА – ИЦА – ИЦА – теперь я ученица

АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать

ЖУ – ЖУ – ЖУ – я старание приложу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать

VI. Работа по теме урока. Работа с произведением К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

1.Введение в тему.

а) -Как называется рассказ, который мы будем читать? («Наше Отечество»)

-Кто автор этого рассказа? (К.Д. Ушинский) Что вы знаете об авторе?


б) Рассказ учителя об Ушинском.

К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог. Он был автором учебников «Родное слово» и «Детский мир» для детей. По этим учебникам дети в XIX веке учились читать. В интересных рассказах Ушинский рассказывал о многообразии окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг. С одним из них – важным для каждого человека, живущего в России и считающего эту страну своей Родиной, мы сегодня познакомимся.


в) Художник нам что-то хотел рассказать, сделав иллюстрации к этому рассказу. Как вы думаете, о чем?

Работа по иллюстрации учебника.

- На рисунке (с. 86) изображен воин верхом на коне. Кто это?

Это Георгий Победоносец. Под копытом его коня дракон. Копье вонзается в пасть.

Давным-давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал дома. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Когда все жители отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. На помощь ей пришел молодой воин – Георгий. Он вступил в бой с драконом и копьём пронзил его.

Сейчас образ этого народного защитника мы можем увидеть на одном из символов России - гербе.


Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.

-Какое историческое время изображено на этой иллюстрации: прошлое или настоящее? Докажите.

-Что относится к прошлому? (древние воины, старец, пишущий летопись, старинные книги, перья и свитки)

-Зачем современному человеку знать прошлое? (надо помнить историю, чтобы еще больше полюбить свою страну, гордиться ее людьми)


2.Первичное восприятие рассказа. Учитель читает рассказ.

-Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше Отечество»?» (Потому что Россию можно по-разному назвать: Отечеством, матерью, Родиной…)

-Как по-другому можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)


3.Словарная работа.

Прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения:

Го-су-дарст-во, О-те-чест-во, ис-по-кон веку.

Объясним лексическое значение слов.


Физминутка.

В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Просторы широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)


4.Чтение рассказа учащимися «по цепочке» по смысловым частям.

- Как мы будем читать это рассказ? (негромко, наставительно, по-доброму). Читайте внятно, четко, так как говорится в тексте об очень важных вещах. При чтении нужно быть серьезным, стараться вникать в каждое слово.


5.Выборочное чтение. Беседа по содержанию.


- Найдите в тексте предложение, почему Россию называют Отечеством? («Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»)

- От какого слова образовалось слово Отечество? (отец)

- Прочитайте отрывок, где объясняет автор рассказа почему страну называют Родиной? («Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

Сделайте вывод: есть ли разница между словом Родина и Отечество?


- Почему родину зовут матерью? («…а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов»)

- Подчеркните слова: вскормила, выучила, защищает, бережёт. Как вы понимаете эти слова?

-Похожа Родина своими действиями на маму? Чем?

-Как сейчас Родина заботится о вас?

-Какие государства вы еще знаете? В каких из них вы побывали с родителями?

-А может быть у человека две Родины или три?

Родина у нас одна. Поэтому в русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе.

-Определим главную мысль рассказа. Она в одном из предложений текста. Чему учит нас этот рассказ? («Одна у человека родная мать - одна у него и Родина»)

Это пословица. В ней отражается народная мудрость, жизненный опыт.


6. Работа в парах.

1. Допишите пословицы.

Нет в мире краше … нашей.

Одна у человека родная …, одна у него и … .

Для … своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина - …., умей за нее постоять.


Объясните, как вы понимаете эти пословицы?


Россия –огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть место, где он родился, живёт. Это его маленькая родина.

-Какой город для вас является малой родиной?


2. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Моя страна - _____________. Мой родной город - ________________. Интересные места моей малой родины - река ___________, горы __________________.

Прочитайте, что у вас получилось.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята подведём итоги всего нашего урока.

- С каким произведением вы познакомились на уроке? («Наше Отечество»)

- Кто написал его? (К.Д. Ушинский)

- С какими важными для каждого русского человека знаниями вы сегодня познакомились?

-Какие события из истории страны вы запомнили?

- И если Родина у нас одна, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать). Каждый человек должен любить свою Родину, уважать ее традиции, знать историю.

-Мы все задачи урока выполнили?

- Что понравилось на уроке? Что запомнилось больше всего?


В заключении урока, послушаем еще одно стихотворение.

Читает подготовленный ученик.


Мы живем в стране великой.

И раскинулась она

От востока и на запад –

У нас огромная страна. И охватывают цепью

Часовые пояса

Все леса, тайгу и горы,

Степи, реки и поля.


Наша разная Россия –

Люди, села, города,

То бескрайние просторы,

То бескрайние леса.


То сибирские селения,

То старинные дома,

То столица-мегаполис,

То простые города.


Необъятная Россия,

В нашем сердце ты всегда.

Сбережем свою Отчизну.

Слава Родине, ура!


Список использованной литературы:


Горецкий В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017. — 374 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-047466-5.

Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс: к учебнику Горецкого В.Г. и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 478.

https://infourok.ru/rabota-s-tekstami-o-rodnom-krae-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-sredstvo-formirovanie-grazhdanskoj-pozicii-mladshego-shkolnika-1-k-5038504.html

https://doc4web.ru/literatura/urok-literaturnogo-chteniya-kd-ushinskiy-nashe-otechestvo-klass.html



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.