Внеклассное занятие по чтению в 3 классе: К.Д. Ушинский «Весна»
Внеклассное занятие по чтению в 3 классе.
Тема: К. Д. Ушинский «Весна»
Цели:
Познакомить учащихся с произведением Ушинского « Весна», расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей;
Развивать устную речь учащихся, внимание , зрительное и слуховое восприятие;
Воспитывать познавательный интерес к чтению;
Осуществлять межпредметную связь;
Работать по формированию и развитию активного эстетического отношения к природе.
Ход занятия:
Организационный момент
Ребята, встали все. Сегодня к нам пришли учителя, посмотреть, как вы работаете на занятии «Внеклассное чтение».Работать будем в группах.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы занятие- каждому впрок,
Активно в работу включайся дружок!
Целеполагание.
Предлагаю начать наше занятие с литературной разминки, которая поможет определить тему занятия. Для этого необходимо ваше внимание, наблюдательность и хорошее настроение. Итак, прочитайте запись на доске и назовите пропущенное слово.
Слайд.
Я красна, бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!
- Назовите пропущенное слово? Весна
Слайд.
Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы. И наше занятие мы посвятим ей. С приходом весны происходят обновления не только в природе, но и в душе человека. У людей появляется вера, надежда на что – то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением. Раньше на Руси люди звали весну специальными песнями – закличками.
Дома вы готовили заклички, давайте проверим , как вы справились с заданием.
(Каждая группа ребят зачитывает свою закличку.)
- Давайте и мы позовём весну. Смотрим на доску.
Слайд.
Ой, весна, моя, ты весняночка!
Из-за тёмных лесов, из-за синих морей
Приходи, солнцем, светом озари!
-Скажем все вместе.
Слайд. ( « Звуки весны»)
Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра
В гости к нам пришла…
- Весна.
Так называется произведение, с которым мы познакомимся на занятии. А кто автор, вы узнаете, решив ребус.
Слайд.
-Из набора букв нужно вычесть название произведения.
ВУШИЕНССНКИАЙ – ВЕСНА=?
( Ушинский.)
Сейчас сформулируйте тему нашего занятия.
Сообщение темы и цели занятия.
Слайд.
( Сегодня мы будем читать произведение Ушинского « Весна»)
-Прежде чем приступить к прочтению рассказа, я бы хотела вас спросить, какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнее занятие?
1.Познакомиться с автором произведения.
2. Прочитать и разобрать рассказ « Весна».
IV. Работа по теме занятия.
1.Сообщение об авторе.
- Сейчас мы познакомимся с автором этого рассказа, а поможет нам в этом…
Внимательно послушайте, найдите ответы на вопросы - карточка№1.
1 группа: О чём мечтает Ушинский?
2группа: С какой целью Ушинский бывал за границей?
3 группа: Что издаёт Ушинский?
Слайд.
( Ученик читает сообщение)
- Послушав сообщение, давайте ответим на вопросы.
Слайд.
1. группа отвечают на вопрос:
- Так о чём же мечтает Ушинский? (о распространении грамотности среди простого народа)
2. группа:
- Для чего Ушинский ездит за границу?(изучает учебные заведения)
3. группа: Что издаёт Ушинский ? (учебные книги)
Правильно, это были первые учебные книги в России для начального обучения и к тому же – общедоступные.
2.Словарная работа.
В рассказе « Весна» К. Д. Ушинского нам встретятся новые или малознакомые слова. Посмотрите на доску.
Слайд.
(Учитель читает слова вслух.)
-Какие из этих слов вы могли бы объяснить?
-Найдите значение этих слов по словарю Ожегова.
(каждой группе по 3 слова)
ПОЛЫНЬЯ ОВРАГ БЛАГОУХАЮЩАЯ
БАРКА ОКРЕСТНОСТЬ БЕЗМОЛВНЫЕ
ВЕРСТА ОЗИМЬ ХЛЕВ
Каждая группа зачитывает свои слова.
- По названию рассказа и уже известным словам попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в рассказе?
-Послушайте рассказ и определите, чьё предположение оказалось наиболее точным.
3. Чтение рассказа учителем.
К.Д.Ушинский «Весна»
День начинает заметно прибавляться еще с половины января; а к 9-му марта он займет уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта. Солнце весною не только дольше остается на небе, но и греет с каждым днем заметно сильнее.
Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет еще с неделю – и весь лед подымется прибывающей водою, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть верст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною, словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.
На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя, другая – и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.
Еще не весь снег сойдет, когда там и сям начнет уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зеленая травка. На полях, где крестьяне еще с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зеленый бархат. Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и желтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того легкую, что стоит только на нее дунуть – и она вся разлетится. Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору березы или клена, то из-под нее закаплет сладкий и душистый сок.
Почки листьев подготовлены деревом еще с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развертываться в зеленые листья. На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в вербное воскресенье[10]? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья березы. Прошло еще дней десять – и кудрявая, ярко-зеленая березка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: веселая, яркая, душистая. За березой спешит распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клена не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки еще малы, да и сквозь зеленую яркую траву кое-где просвечивает еще черная земля. Но листочки и трава растут быстро – к маю все зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: все один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернется благоухающая чашечка ландыша, а еще вчера ее не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Все празднует весну, все цветет и благоухает.
Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.
Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9 марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно еще безмолвные.
Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнет свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на все лето; те, которые остаются, принимаются вить гнезда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.
Хлопотливые муравьи, пестрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчелка, проспавшая долгую зиму в теплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мед с цветов.
В зверином царстве заметно меньше перемен. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.
Рады люди первому снегу, но рады еще более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стеклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овес, сено и даже солома – все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.
Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного пообогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нем яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овес, гречиху, ячмень, просо. В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свеклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы. Радуется весне и бедняк: слава Богу – стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше, и худое платье сноснее.
- Чьё предположение оказалось наиболее точным?
4. Чтение учащимися вполголоса.
Прочитайте рассказ про себя и найдите (можете подчеркнуть), какие изменения произошли в природе с наступлением весны?
5. Работа над пониманием прочитанного.
Сейчас мы проведём весеннюю эстафету между группами. Назвать признаки весны , о которых упоминает автор в своём рассказе.( не повторяться и называть по 1 признаку)
Эстафету начинает 1 группа…
Молодцы, в эстафете победила … группа.
Физкультминутка для глаз.
Слайд.
6. Чтение по смысловым частям.
Сейчас мы будем читать рассказ по частям. Читайте правильно, соблюдайте правила произношения, следите и будьте внимательны.
Вопросы по ходу чтения:
Что такое водополье? (разлив рек) Как это происходит?
О каких первоцветах идёт речь в рассказе? (подснежник, мать – и – мачеха)
Слайд.
А какие ещё первоцветы вы знаете? (незабудка, ландыш)
Слайд.
-Когда видишь весной первые цветы, возникает желание их сорвать. Но надо помнить и о том, что сорвав цветы, вы сократите их численность.
О каком природном явлении у деревьев мы узнаём в рассказе? (соко движение)
Если вы увидели, что дерево повреждено, у него вытекает сок, что нужно сделать? Как помочь дереву? (рану нужно замазать, иначе дерево засохнет)
О каких барашках рассказывает нам автор? (о вербе)
Как называется праздник , связанный с вербой? ( вербное воскресение)
Что вы о нём знаете?
В этот день в России совершались различные обрядовые действия с вербой. « Серёжкам» вербы (распустившимся почкам) приписывались особые целебные свойства и магическая сила. Освещённой веткой вербы задевали детей или хлестали животных для изгнания хвори. Освещённую вербу принято хранить до первого выгона скота.
Поднимите руку те , в чьих семьях этот обычай соблюдают?
Какие птицы прилетают первыми? (грачи)
Слайд.
А какие ещё? Жаворонки, скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки, журавли, утки, гуси, лебеди, соловьи.
Слайд.
Некоторые из этих птиц занесены в Красную книгу. Как мы можем им помочь?
Что вы узнаёте о жизни насекомых и животных с наступлением весны?
О каких людских заботах говорит автор?
Как вы понимаете последние строки этого рассказа? ( Весной всё пробуждается, всё живое, хочется жить, жизнь прекрасна)
Физкультминутка.
7. Закрепление.
-Название каких весенних месяцев встретились в рассказе?
(март, май)
-Какой ещё есть весенний месяц? (апрель)
- А теперь мы узнаем, откуда произошло название месяцев и что они обозначают. А помогут нам в этом…(сообщения детей)
1) В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.
2)Родина слова апрель - Древний Рим. Оно означает «тёплый», « солнечный».
3)Название месяца мая произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
А сейчас выполните задание. У весны три долга. Какому месяцу достаётся какой долг? Начинает 1 группа.
Слайд.
Тьму зимнюю одолеть март
2 группа:
Снег согнать, землю разбудить и отогреть апрель
3 группа:
Тёплую землю в зелень убрать май
-Как вы понимаете эти выражения?
8. Работа с картинами.
Весну можно изобразить не только словами, но и красками. Картины родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на репродукцию картины Саврасова « Грачи прилетели».
Слайд.
Это лучшая работа Алексея Кондратьевича Саврасова. Написана она более 130 лет тому назад, но в это трудно поверить, потому что художник изобразил природу с таким мастерством, что она кажется живой.
-Какое время года изобразил художник на картине? (весну)
-Почему ты так думаешь? (светит солнце, тает снег, видны проталины, птицы прилетели).
Что изобразил художник? Русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Прилетели первые вестники весны - неугомонные грачи с весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя лужи.
-Если бы картина вдруг ожила, что бы вы услышали? Давайте послушаем.
-Слышите, как перекликаются птицы, и звенит капель? Как поскрипывают кривые стволы, как шелестит ветер в мокрых ветках, как звучит колокол?
- Как вы думаете, какого настроение художника? (он радуется приходу весны).
Перед вами репродукции других художников.
Задание каждой группе: Докажите по формуле , что на картинах изображена весна, зачитав строки из рассказа Ушинского.
Слайд.
Я считаю, что…
Потому что…
Я могу доказать…
Исходя из этого, я делаю вывод…
-А какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки? (музыка)
Композитор П. И. Чайковский очень любил природу. Он сочинил прекрасную пьесу « Времена года». Пьесу, которую вы сейчас услышите, Чайковский назвал « Апрель. Подснежник». Вслушайтесь в неё, о чём эта музыка?
Слайд. Звучит музыка Чайковского.
-О чём эта музыка?
-Что хотел передать композитор этой мелодией? (весеннее настроение, то грустное, то радостное, красоту дня, услышали трели, напоминающие пение птиц)
- Как называется такое состояние в природе? (пробуждение)
- почему композитор выбрал именно такое название?
Апрель – тёплый, солнечный. В апреле пробуждаются насекомые, появляются подснежники.
М.О. Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела изобразили пробуждение природы в своих творениях, тем самым подчёркивая красоту русской природы, и призывали своими произведениями любить родную землю.
V. Итог
- А сейчас подведём итоги тестовым заданием:
Слайд.
Как называется музыкальное произведение Чайковского?
А) Март Б) Апрель В) Май
2) Кто автор произведения « Весна»?
А) Ушинский
Б) Пушкин
В) Некрасов
3) Как называется картина художника Саврасова?
А) Скворцы улетели.
Б) Соловьи запели.
В) Грачи прилетели.
Только любовь к природе, её глубокое знание, помогли Ушинскому написать такое замечательное произведение, как «Весна».
На следующих занятиях внеклассного чтения мы продолжим читать произведения о весне. Будем дальше ею восхищаться.
Занятие окончено! Спасибо за работу!