План самообразования «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
План самообразования
по теме «Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных занятий и игр, сделать увлекательным для ребенка, усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
Задачи:
1.Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2.Приобщение к предмету в игровой форме.
Сроки: учебный 2019 – 2020 год.
Практический выход: отчет.
«Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это большое
светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
№ | Содержание работы | Сроки |
1 2 3 4 | Изучение методической литературы. Изготовление дидактических игр. Ознакомление с педагогическим опытом. Проведение итогов диагностики. Отбор инновационных коммуникативных и речевых приемов. | Сентябрь Октябрь Май Ноябрь - май |
1 2 3 4 | Работа с детьми Проведение дидактических игр. Разучивание и отгадывание загадок математического содержания. Проведение логических игр. Составление образа предметов с помощью счетных палочек. | Ноябрь – май |
| Работа с родителями | |
1 2 3 4 | Создание папки – передвижки. Подбор материала для консультаций. Привлечение родителей для пополнения развивающей среды. Рекомендация по накоплению заданий по «веселой» математике. Проведение открытых занятий. | |
Изготовление и проведение дидактических игр по темам:
1.«Величина».
2-ая и 4-ая недели ноября.
Название дидактической игры | Цель |
«Длинное – широкое»; «Найди нужный мост»; «Путешествие на лесную полянку»; «Закрой двери в домиках». | Формировать представление «широкое – узкое», «длиннее – уже» и т. д. |
«Длинное – короткое»; «Куклы собираются в гости». | Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины. |
«Нарядные зверюшки»; «Достань куклам конфетки». | Формировать отношение к величине как к значимому признаку; обратить внимание на длину. |
Загадки.
1.Длинное ушко, 2. Сама коротка, 3.Косолапый да большой,
Комочек пуха, А хвост длинен. Кто в берлоге спит зимой?
Прыгает ловко, 4. Маленькая, легонькая,
Любит морковку. А за хвост не поднимешь.
5.Большущий, толстущий, 6. Кругла, да сладка, 7.Не широка в ши-
Косолапый, ходит растяпой, откусишь – сладка. Ну, но зато длинна
Глаза, как щелка, Засела крепко на в длину, где вода
Хвоста нет только. Грядке … и глубина, там …
2.Тема: «Геометрические фигуры».
2-ая и 4-ая недели декабря; 2-ая неделя января.
Название дидактических игр | Цель |
«Геометрическое лото»; «Найди такую же»; «Разложи в коробки»; «Найди пару»; «Что изменилось?» | Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу. |
«Какие бывают фигуры». | Познакомить детей с новыми формами:овалом,прямоугольником, треугольником, давая их в паре со знакомыми: квадрат и треугольник и т. д. |
«Найди предмет» | Учить составлять формы предметов с геометрическими образцами. |
«Игра с обручами»; «Подбери ключик к замочку» | Различение и нахождение соответствующих геометрических фигур. |
«Кому какая форма?» | Учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
«Соберем бусы»; «Помоги Золушке украсить варежки» | Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме; величине и цвету; форме и величине); видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. |
«Составь предмет» | Упражнять в составлении силуэта из отдельных частей (геометрических фигур). |
«Ищи и находи» | Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. |
«Подбери фигуру» | Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. |
Загадки.
1.Три вершины, три угла, три сторонки, вот и я.
2.Нет углов у меня, 3.Что похоже на открытку,
А похож на блюдце я, На конверт и на альбом?
На тарелку и на крышку, Что сравнить, ребята, можно
На кольцо и колесо. С одеялом и ковром?
Кто же я такой, друзья? Вы подумайте, скажите,
Назовите вы меня. Только помнить вы должны:
Противоположные стороны фигуры
Этой, всегда равны.
4.Он давно знакомый мой, 5.Похож на прямоугольник,
Каждый угол в нем прямой. Но всем даю сигнал:
Все четыре стороны Углов я не имею,
Одинаковой длины. Что это?
Вам его представить рад,
А зовут его …
3.Тема: «Ориентировка в пространстве».
4-ая неделя января; 2-ая неделя февраля.
«Где птичка?»; «Угадай, куда положил?»; «Где звенит колокольчик?» | Определять положение предмета с помощью предлогов: на, под, в, за, относительно себя. |
«Угадай, кого (чего) загадали?» | Определение положения предмета и называния его с помощью опорных слов: «впереди от тебя», «справа». «слева», «сзади». |
«Где мячик?»; «Самолет в небе»; «Достань шарик». | Учить определять положение мяча (самолета) на листе («вверху», «внизу» и т.д.) |
Загадки.
1.Сверху дыра, 2.Стоит копна: 3.Ходит взад и вперед,
Снизу дыра, Спереди вилы, Никогда не устает.
А посередине – Сзади метла.
Огонь да вода.
4.Тема: «Ориентировка во времени.
4-ая неделя февраля; 2-ая неделя марта.
«Назови соседей ночи (утра, вечера)»; «Режим дня в моем садике». | Учить детей различать день, ночь, утро, вечер по изменению своей деятельности. |
«Когда это бывает?»; «Когда это делают дети?». | Формировать временные представления детей, наполняя их конкретным содержанием. |
«Наш день». «Назови пропущенное слово»; «Когда это бывает?» | Закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро». «день». «вечер», «ночь». Утром я пришел в детский сад, а ушел … Завтракаем утром, а обедаем … В детском саде спим днем, а дома спим … Светло бывает …, а темно …. Днем бывает …, а ночью …. |
Загадки.
1.Есть семь братьев; 2. Днем спит, ночью летает
Годами равные, и прохожих пугает.
Именами разные.
3.Днем молчит, 4. Два соседа – непоседы.
Ночью ворчит. День на работе,
Кто к хозяину идет, Ночь на отдыхе.
Ему знать дает.
5.Кто всю ночь
По крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает.
5. Тема: «Количество».
4-ая неделя марта; 2-ая и 4-ая недели апреля.
«Медведь и пчелы»; «Самолеты»; «Разноцветные фонарики». | Учить детей выделять один предмет и объединять, составлять группу предметов, называя ее словом «много». |
«Поезд». | Учить детей видеть в окружающей обстановке множество в целом и его составные части. |
«Бабочки сели на цветок». | Учить детей устанавливать равенство между двумя группами предметов, расположенных в ряд (путем приложения). Пользоваться словами «столько». «сколько». |
«Скорый поезд»; «Кот и мыши»; «Воробушки и автомобиль». | Закрепить способы соотнесения элементов одного множества с элементами другого множества (накладывания и прикладывания). |
«Рыбак и рыбка»; «Птички» | Закрепить понятия «один» и «много», способствовать формированию навыка в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов. |
«Сколько раз прозвучал звук?» | Учить детей воспринимать множества с помощью различных анализаторов. |
Загадки.
1.Много рук, а нога одна. 3.Разных три имеет глаза,
2.Два кольца, два конца, Но откроет их не сразу:
А посередине – гвоздик. Если глаз откроет красный –
Стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз – погоди,
А зеленый – проходи!
4.Четыре братца 5.У двух матерей
Под одной крышей стоят. По пять сыновей.
6. Составление образа предметов с помощью счетных палочек.
2-ая и 4-ая недели мая.