Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу
Поченчук Дмитрий Викторович
учитель- предметник ОБЗР
МБОУ «СОШ №24»,г.Абакан
Конспект урока по ОБЗР (профориентационный компонент курса)
Тема: «Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу»
Цель - сформировать представления о процессе профессионального самоопределения учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
сформулировать основные правила выбора профессии;
стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
помочь в отношении профессионального самоопределения;
расширить знания подростков о мире профессий.
Оказать помощь в профессиональном самоопределении учащимся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, опросник Голланда.
Этап урока | Ход урока | Примечания |
Вступление | Каждому когда-то предстоит задуматься о выборе профессии. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. Самое главное не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? | |
Целеполагание | На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (варианты ответов детей) Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Профессия - трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Квалификация - уровень профессионального мастерства. Должность - место, занимаемое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Как же стать квалифицированным специалистом? В первую очередь, ребята, конечно же, нужно определиться, чем вы хотите заниматься и в какой области развиваться. О том, как сделать правильный выбор будущей профессии, как вы уже догадались, мы с вами сегодня поговорим. | |
Способы выбора профессий | Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Какие способы выбора профессии вам известны? (варианты ответов детей). 1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни. 2 способ – выбор профессии своих родителей, родственников. В каком случае возможен этот способ выбора? Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение. В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека. А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?). Д: (варианты ответов детей). 3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям. | |
Опросник Голланда | У: Принимая решение, с какой профессией связывать мечту, надежды, как вы сами уже сказали, очень важно учитывать свои способности и склонности. Для этого их можно проанализировать при помощи различных психологических тестов и опросников. С одним опросником мы уже знакомы. Опросник психолога Голланда. Его методика позволяет соотнести ваши склонности, способности и интеллект с той сферой профессий, в которой вы могли бы полностью раскрыться и реализоваться. Согласно опроснику Голланд выделяет 6 типов личностей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистичный. В нашем классе нашлись представители 5 типов (нет предприимчивого). Давайте кратко охарактеризуем каждый тип. Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение труду, требующему моторных навыков, ловкости, конкретности. Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер. Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр . Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер. Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли,в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель. Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он человек аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном. | |
Работа в группе | Конечно, при выборе профессии нужно руководствоваться не только внутренними, но и внешними условиями. Для этого я предлагаю вам поработать в группах. Вы сидите в группе согласно результатам опросника. Перед вами лежат листы с подробным описанием типа личности и профессий, которые ей соответствуют. Перед вами задача составить профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом: Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника; Какие требования предъявляются к рабочему месту; Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; Какие существуют варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.; Какие учебные предметы будут приоритетны для данной области. (варианты ответов детей и их обсуждение) Мы можем с вами сделать вывод, что при выборе профессии нужно учитывать и такие факторы как условия и место работы, график, материальное поощрение, возможности роста и обучения. | |
Физкультминутка | Игра крокодил. Сейчас у вас появится возможность стать актёрами пантомимы. Каждая группа изобразит заданную профессию, используя только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой специальности, диджей). Догадайтесь о какой профессии идет речь. | |
Формула выбора | Современные специалисты по профориентации вывели формулу, которая помогает принять решение. Обратите внимание на доску. Перед вами три слова: могу, хочу, надо. Если поставить между этими словами знак плюс, то у нас получится формула, которая и приведет нас к осознанному выбору профессии. Как объяснить эту формулу? - хочу - все, что мне нравится, к чему лежит душа; - могу - все, что мне по силам, по способностям; - надо-все, что нужно для общества, страны. Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо). С компонентами “могу” и “хочу” мы с вами уже разобрались, но как вы понимаете составляющее “надо”? Каким образом вы можете учитывать нужды общества и страны при выборе своей профессии? (варианты ответов детей (профессии, которые актуальные в данное время, профессии будущего, незаменимые профессии, устаревшие профессии). В первую очередь необходимо учитывать актуальность той или иной профессии. Для этого существует рынок труда, где можно посмотреть, какие вакансии предлагают работодатели. Так же популярные издания и научные центры ежегодно публикуют списки профессий будущего . (вместе с детьми можно по ссылкам перейти на эти списки, обсудить необычные профессии, если хватит время) | |
Игра в слова | Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Вам необходимо переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. Заодно обсудим актуальность этих профессий. Рвач ➙ в - медицинский работник (врач). Сопло ➙ п - дипломатический представитель (посол). Терка ➙ а - театральная и кинематографическая профессия (актер). Марля ➙ м - «разноцветный» рабочий (маляр). Фиакр ➙ ф - волшебная цирковая профессия (факир). Кредитор ➙ д - руководитель предприятия (директор). Старина ➙ с - младший медицинский рабочий (санитар). Водосток ➙ с -животноводческая профессия (скотовод). Авдотка ➙ а - юридическая профессия (адвокат). Травинка ➙ а -продавец старины (антиквар). Альков ➙ к - мастер ручной ковки (коваль). | |
Вывод | Выбор профессии очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться.» | |
Рефлексия | Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые более точно передают их состояние на уроке. Раздражение, злость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, тревога, радость, покой, уверенность ,наслаждение,неуверенность. | |
Полянская Оксана Николаевна