Наставник в школе
(лекция для выпускников и преподавателей)
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель.
Толстой Л. Н.
Сегодня учащиеся 10-11 классов в школах пишут и защищают исследовательские проекты. Но к поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Я думаю, что вы согласитесь со мной. В такой ситуации становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию. Одной из новых федеральных программ современного образования является направление «Наставничество». В этом учебном году оно имеет особое значение, так как 2023 год был объявлен «Годом педагога-наставника».
В каком случае нужна помощь эксперта — наставника, который мог бы поделиться своими знаниями или полностью сопровождать проектную работу? Кто может быть таким наставником, какова его роль в школьных проектах? Как выстроить рабочий процесс, чтобы было комфортно детям и педагогу? Стоит ответить на все вопросы, так как перед учеником стоит выбор его будущего.
Что значит наставник для выпускника?
Наставник для старшеклассника — это эксперт, который обладает компетенцией и технологией в рамках темы проекта. И такой специалист необходим не только для того, чтобы помочь решить какую-то задачу, но и чтобы реализовать его профессиональную пробу. Благодаря наставничеству будущий абитуриент может пообщается с человеком, который живет в профессии и знаком с ее особенностями, и с его помощью школьник может применить свои академические знания к реальной жизни. Чем больше профессиональных проб произойдет, тем шире будет кругозор. Возрастает вероятность, что выпускник найдет свой путь в жизни.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить
Педагог, как наставник позволяет научить не только технологиям, создать среду для изобретений и инноваций для старшеклассников, но и помогает выбрать профессию, понять, что же ему нравится. Это очень глубокий механизм, у которого большая миссия по расширению кругозора и передачи из рук в руки не только опыта, но и целой картины мира. Абитуриент — заложник опыта, который есть у школы и у его семьи. Искусственно расширять свой кругозор молодой человек еще не умеет, поэтому ему нужно помочь протоптать новые дороги и показать другую реальность. Часто с выбором предмета и учителя-наставника выпускник начинает осознавать, что он может достичь поставленных целей сам и в этом ему помогут и поддержат. Наставничество — это мягкий способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Обучение происходит в подходящей среде с реальным специалистом, который находится рядом, смотрит со стороны и дает обратную связь.
Кто такой наставник?
С одной стороны, наставник — это глубокий эксперт, который имеет узкоспециализированные профильные навыки (hard skills), обтесан годами опыта, прекрасно разбирается в своем деле. С другой стороны, наставник должен иметь педагогические компетенции и транслировать ценностные ориентации — показать ценность профессии, передать свой опыт. Есть разный уровень готовности консультировать детей. Поэтому важно обговорить, какой объем работы берет на себя наставник по своей специализации.
Уровни наставничества:
Спикер — делится со школьниками своим образом мыслей, рассказывает про работу. Консультант — консультирует школьников по экспертным вопросам. Наставник — готов не только консультировать, но и сопровождать школьника с его проектом. Для сопровождения проекта и мотивации школьников от наставника требуются педагогические компетенции: построить работу согласно уровню группы, быть активным слушателем, давать развивающую обратную связь, быть эмпатичным к ученикам. Не каждый эксперт обладает педагогическими навыками и способен полноценно выполнять роль сопровождающего. Поэтому в схеме работы школьников и наставника велика роль педагога-тьютора. Важно желание самого ученика в достижении результатов по проекту.
Как куратор и наставник работают с наставляемым?
Взаимодействие строится следующим образом: школьная команда из классного руководителя, куратора и педагога – наставника находятся в тьюторской позиции: готовы помогать выпускнику в работе с проектом. Важно, чтобы ученик сам выбрал предметную область, хотя бы примерную тему, был готов к работе и сотрудничеству с педагогами. По ФГОС школьник должен делать итоговый проект самостоятельно, показывая, как он может самостоятельно освоить интересную ему область знаний. Итак, он сам пишет проект, а команда тьюторов сопровождает каждый в своей области знаний. Когда возникает задача, которую школьник не может решить, наставник помогает сформировать осознанный запрос и ответ. Классный руководитель здесь выступает в роли модератора между школьником и наставником: помогает ребятам озвучить свою проблему. Педагог знает детей, понимает их возможности, «говорит с ними на одном языке». Когда есть эксперт и тьютор, выступающий посредником между ним и детьми, работа над проектом становится эффективной со всех сторон: педагогической, экспертной, эмоциональной.
Как выбрать наставника и выстроить сотрудничество?
Искать наставника может сам выпускник среди преподавателей. Также вопрос может решаться на уровне директора или завуча — это задача, связанная с построением системы отношений с определенным видом организаций, которые соответствуют профилю будущей профессии ученика (например, обратиться в ЛПУ МГ п. Сосновка, по профильным вопросам газодобычи и газового дела). Для привлечения компании на роль наставника необходимо продумать вопрос мотивации. Варианты, почему экспертам может быть интересно сотрудничать со школой: кадровая политика — если еще в детстве у ребенка появился интерес к определенной профессии, то есть вероятность, что в будущем он захочет получить образование по этому направлению и станет специалистом; социальная политика компании — ответственность за развитие района, где она находится; «руки» стажеров на период летних каникул; развитие корпоративного наставничества — сотрудничество может стать бартером: эксперт дает свои знания, а от педагога-наставника получает педагогические компетенции. Благодаря взаимодействию компании со школой, такое решение может повлиять на работу с проектом и выбор дальнейшей профессии ученика.
Что такое конечный продукт проекта и зачем он нужен?
Конечный продукт проекта (конечный результат, что-то практически реализованное - макет страницы сайта, видеоролик, тест, квест, музыкальное произведение, танец, развлекательная программа, электронная книга, газета, брошюра, деталь, механизм и т.д.) Этот продукт должен подтверждать значимость проекта в современной жизни. Представляется презентация о проекте и защита итогового проекта. Но хочется отметить, каким будет продукт, нужно определить в начале работы над проектом. Для проектной деятельности важным является правило: «Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у выпускника чувство важности и необходимости результата в определенной сфере деятельности».
Важность результата проекта неоспорима. Он позволяет проверить эффективность и целесообразность потраченных сил выпускника, а также отслеживать выполнение целей и планов проекта. Кроме того, результат проекта служит основой для оценки и сравнения различных проектов. В итоге, результат проекта — это не просто продукт или услуга, а также ценности и улучшения, которые он приносит всем участникам проекта. Поэтому его значимость необходимо не забывать и уделять внимание всем ключевым этапам проекта, чтобы достичь максимальной эффективности и успеха в его реализации.
Подведем итоги
Учитель - наставник помогает получить проектной команде недостающие компетенции, расширяет кругозор выпускника, делится не только своими знаниями, но и картиной мира, дает возможность получить профессиональную пробу. Совместно с классным руководителем и куратором (чаще заместитель директора по научной работе), которые выполняют роль посредника или модератора, отвечают на осознанный запрос старшеклассника и помогают им получать высокие результаты в работе над проектом. Итак, педагог - наставник нужен выпускнику, потому что он:
1) поможет решить сложные задачи.
(Порой во время подготовки проектов ученики сталкиваются с недостатком компетенций для решения задачи. В этом случае нужна помощь наставника — узкопрофильного эксперта, который мог бы поделиться своими знаниями или полностью сопровождать проектную команду);
2) позволит прикоснуться к профессии. (Благодаря наставничеству школьник может пообщаться с человеком, который живёт в профессии и знаком с её особенностями);
3) поможет применить академические знания в реальной жизни.
(Чем больше профессиональных проб произойдёт у ребёнка, тем шире будет его кругозор. И тем выше вероятность, что он найдёт свой путь;
4) создаёт среду для изобретений, инноваций и творчества.
( Искусственно расширять свой кругозор выпускник ещё не умеет, поэтому ему нужно в этом немного помочь);
Наставничество — это мягкий способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения. Обучение происходит в подходящей среде с реальным специалистом, который находится рядом, смотрит со стороны и даёт обратную связь.