Выступление на тему «Нужен ли психолог в лагере?»

13
8
Материал опубликован 25 April 2021 в группе

Индустрия детского отдыха-21_Презентация_Капов_Д.М.
PPTX / 2.55 Мб

/data/files/s1619353918.pptx (Индустрия детского отдыха-21_Презентация_Капов_Д.М.)«Индустрия детского отдыха – 2021 г.»

Секция: Психологическое сопровождение в лагере

Тема: «Нужен ли психолог в лагере?»

Д. М. Капов

Педагог-психолог

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»



То, что великие писатели и поэты высказывают интуитивно, в поэтических символах и гениальных прозрениях, — психология, описывающая все содержание душевной жизни, должна в своем месте попытаться изобразить и расчленить.

В. Дильтей



Будучи откровенным перед собой, хочу заметить, что доверительное отношение психологи заслужили к себе относительно недавно. Да и сама психология, как самостоятельная наука, получила признание не так уж давно.

Еще лет 15-20 назад наличие психолога в оздоровительной организации вызывало легкое недоверие со стороны родителей и законных представителей.

Так, нужен ли психолог в детском лагере?

Отвечая на этот вопрос утвердительно, первое, на что мы обращаем внимание – это на то, для чего он (психолог) нужен, а нужен он для: проведения различного рода анкетирования, решения конфликтов, оказание помощи вожатым и воспитателям.

Каждое наше обоснование нужности психолога в лагере построено на решении сложных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе нахождения детей в детском лагере.

Но, почему-то, мы не рассматриваем психолога в лагере с другой позиции, например, как:

Педагога, проводящего занятия по интересам;

Организатора профильной или тематической смены;

Педагога, проводящего профориентационные занятия и занятия, направленные на развитие психологической грамотности среди подростков.

Функционал психолога в лагере не определяется только решением сложных, конфликтных, кризисных ситуаций, а выстраивается исходя их программы деятельности лагеря и актуальных потребностей всех участников образовательно-оздоровительного процесса.

Именно поэтому, психологическое сопровождение в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» - это комплексная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные условия для гармоничного развития детей и подростков, и их успешной адаптации и социализации в условиях лагеря.

Комплексное сопровождение участников образовательно-оздоровительного процесса включает в себя:

Мониторинг успешности адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;

Предупреждение и решение конфликтных ситуаций;

Оказание помощи в решении актуальных задач;

Способствование личностному развитию;

Проведение интерактивных, обучающих, развивающих занятий.

Программа деятельности психолога «Шкатулка Пандоры», представляет собой Мультикомплексную модульную программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

«Шкатулка Пандоры» - это основная программа деятельности психолога, стоящая из следующих модульных программ:

«Творческая лаборатория «Креативный бум!» - программа развития творческого и дивергентного мышления;

«Театр масок» - программа личностного развития участников образовательного процесса;

«Три КИТа» - программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагогического состава ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;

«Luxury» - программа психоэмоциональной разгрузки;

«Гармония» - мультикомплексная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;

«Терпсихора» - программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей;

«Арт-пространство «Synthesis» - программа формирования развития личностно значимых качеств детей и подростков;

«Андромеда» - программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости.

«Шкатулка Пандоры», как мультикосплексная программа, и каждый из ее модулей, прошли профессиональною экспертизу, и были представлены на Всероссийских конкурсах Программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей, на которых занимали призовые места.

Рабочий кабинет психолога предназначен для проведения индивидуальных приемов, консультаций, занятий, и ведения документации.

Игровой кабинет предназначен для проведения групповых занятий.

Материально-техническая база педагога-психолога включает в себя:

Различного рода настольные и развивающие игры;

Планшеты песочной анимации;

Кинетический песок;

Сухой бассейн;

С введением ограничительных мер, сложившихся в 2020 году, деятельность психолога расширилась, и стала включать в себя проведение занятий в он-лайн формате.

Две он-лайн смены:

«Первая internet смена» - общее количество участников-430 человек;

«Мы разные, но мы вместе». В смене приняли участие дети и подростки со всей России. Общее количество активных участников составило 120 человек.

Самыми востребованными формами он-лайн активностей 2020 года стали:

Чек-листы;

Челленджи;

Вызовы;

Обзоры;

Выставки.

После разрешения КО СПБ проведения смены в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», на первое место вышел вопрос сохранности контингента участников образовательно-оздоровительного процесса.

В связи с чем, было принято решение выстроить деятельность педагога-психолога, таким образом, при котором, произойдет охват всех участников, а именно:

1: Уменьшить количество участников групповых занятий, при этом увеличить количество самих занятий;

2: Сократить время индивидуальной консультации с 50 до 35 минут, соблюдая рекомендованные ограничительные меры.

Помимо занятий, проводимых в реальном времени, в рамках летних смен проводились он-лайн активности.

Среди самых масштабных активностей, проводимых в интернете, хочется отметить:

Арт-проект «ДНК_ «Зеркального». Продолжительность активности – 3 месяца, общее число участников – 620 человек;

Арт-проект «Peprint по-нашему». Продолжительность активности – 4 недели, общее количество участников - 580 человек;

Он-лайн игра «Игры шпионов». Продолжительность активности – 2 недели, общее количество участников - 234 человек;

Челлендж «ЗЗСамых». Запущен 10 января 2021 г., продолжается по настоящее время. Количество участников на данный момент – 430 человек.

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на принятые ограничительные меры в 2020 году, нам удалось не только сохранить контингент участников, но и повысить показатели, за счет гибкости системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-оздоровительного процесса в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

Данные показатели приведены без учета проведения он-лайн смен и активностей.

В заключении своего выступления, мне хотелось бы ответить на вопрос, заданный в самом начале: «Нужен ли психолог в лагере»?

Безусловно нужен. Понимая ситуацию того, что не в каждом лагере он есть, и не каждый лагерь может себе позволить психолога, стоит уделить внимание кадровому вопросу и рассмотреть введение психолога в штат сотрудников.

А те лагеря, в которых он (психолог) имеется - привлекайте его не только к решению различных сложных ситуаций, но и включайте его в качестве активного участника реализации программ профильных и тематических смен.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

СПАСИБО ЗА КАЧЕСТВЕННУЮ РАБОТУ!!!

25 April 2021

Наталья Владимировна, Вам спасибо, за оценку и признание. ))

25 April 2021

С интересом познакомилась с вашим материалом! Психолог очень необходим и в школе, и в лагере! Спасибо Вам за публикацию!

25 April 2021

Наталия Алексеевна, спасибо! ))) Да, психолог необходим, но (к сожалению) не все могут себе это позволить.

25 April 2021

Спасибо за интересный материал!

25 April 2021

Татьяна Алексеевна, спасибо за интерес к моей работе ))

25 April 2021

Благодарю за интересный и актуальный ресурс!

27 April 2021

Спасибо, Наталья Федоровна! )))

27 April 2021