12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8608
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»
13

"Нужен ли психолог в лагере"? Выступление в рамках секции: Круглый стол «А нужен ли психолог в детском лагере? Какие задачи ставит перед собой психолог (психологическая служба) в зависимости от контингента отдыхающих»


Индустрия детского отдыха-21_Презентация_Капов_Д.М.
PPTX / 2.55 Мб

/data/files/s1619353918.pptx (Индустрия детского отдыха-21_Презентация_Капов_Д.М.)«Индустрия детского отдыха – 2021 г.»

Секция: Психологическое сопровождение в лагере

Тема: «Нужен ли психолог в лагере?»

Д. М. Капов

Педагог-психолог

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»



То, что великие писатели и поэты высказывают интуитивно, в поэтических символах и гениальных прозрениях, — психология, описывающая все содержание душевной жизни, должна в своем месте попытаться изобразить и расчленить.

В. Дильтей



Будучи откровенным перед собой, хочу заметить, что доверительное отношение психологи заслужили к себе относительно недавно. Да и сама психология, как самостоятельная наука, получила признание не так уж давно.

Еще лет 15-20 назад наличие психолога в оздоровительной организации вызывало легкое недоверие со стороны родителей и законных представителей.

Так, нужен ли психолог в детском лагере?

Отвечая на этот вопрос утвердительно, первое, на что мы обращаем внимание – это на то, для чего он (психолог) нужен, а нужен он для: проведения различного рода анкетирования, решения конфликтов, оказание помощи вожатым и воспитателям.

Каждое наше обоснование нужности психолога в лагере построено на решении сложных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе нахождения детей в детском лагере.

Но, почему-то, мы не рассматриваем психолога в лагере с другой позиции, например, как:

Педагога, проводящего занятия по интересам;

Организатора профильной или тематической смены;

Педагога, проводящего профориентационные занятия и занятия, направленные на развитие психологической грамотности среди подростков.

Функционал психолога в лагере не определяется только решением сложных, конфликтных, кризисных ситуаций, а выстраивается исходя их программы деятельности лагеря и актуальных потребностей всех участников образовательно-оздоровительного процесса.

Именно поэтому, психологическое сопровождение в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» - это комплексная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные условия для гармоничного развития детей и подростков, и их успешной адаптации и социализации в условиях лагеря.

Комплексное сопровождение участников образовательно-оздоровительного процесса включает в себя:

Мониторинг успешности адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;

Предупреждение и решение конфликтных ситуаций;

Оказание помощи в решении актуальных задач;

Способствование личностному развитию;

Проведение интерактивных, обучающих, развивающих занятий.

Программа деятельности психолога «Шкатулка Пандоры», представляет собой Мультикомплексную модульную программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

«Шкатулка Пандоры» - это основная программа деятельности психолога, стоящая из следующих модульных программ:

«Творческая лаборатория «Креативный бум!» - программа развития творческого и дивергентного мышления;

«Театр масок» - программа личностного развития участников образовательного процесса;

«Три КИТа» - программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагогического состава ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;

«Luxury» - программа психоэмоциональной разгрузки;

«Гармония» - мультикомплексная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;

«Терпсихора» - программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей;

«Арт-пространство «Synthesis» - программа формирования развития личностно значимых качеств детей и подростков;

«Андромеда» - программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости.

«Шкатулка Пандоры», как мультикосплексная программа, и каждый из ее модулей, прошли профессиональною экспертизу, и были представлены на Всероссийских конкурсах Программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей, на которых занимали призовые места.

Рабочий кабинет психолога предназначен для проведения индивидуальных приемов, консультаций, занятий, и ведения документации.

Игровой кабинет предназначен для проведения групповых занятий.

Материально-техническая база педагога-психолога включает в себя:

Различного рода настольные и развивающие игры;

Планшеты песочной анимации;

Кинетический песок;

Сухой бассейн;

С введением ограничительных мер, сложившихся в 2020 году, деятельность психолога расширилась, и стала включать в себя проведение занятий в он-лайн формате.

Две он-лайн смены:

«Первая internet смена» - общее количество участников-430 человек;

«Мы разные, но мы вместе». В смене приняли участие дети и подростки со всей России. Общее количество активных участников составило 120 человек.

Самыми востребованными формами он-лайн активностей 2020 года стали:

Чек-листы;

Челленджи;

Вызовы;

Обзоры;

Выставки.

После разрешения КО СПБ проведения смены в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», на первое место вышел вопрос сохранности контингента участников образовательно-оздоровительного процесса.

В связи с чем, было принято решение выстроить деятельность педагога-психолога, таким образом, при котором, произойдет охват всех участников, а именно:

1: Уменьшить количество участников групповых занятий, при этом увеличить количество самих занятий;

2: Сократить время индивидуальной консультации с 50 до 35 минут, соблюдая рекомендованные ограничительные меры.

Помимо занятий, проводимых в реальном времени, в рамках летних смен проводились он-лайн активности.

Среди самых масштабных активностей, проводимых в интернете, хочется отметить:

Арт-проект «ДНК_ «Зеркального». Продолжительность активности – 3 месяца, общее число участников – 620 человек;

Арт-проект «Peprint по-нашему». Продолжительность активности – 4 недели, общее количество участников - 580 человек;

Он-лайн игра «Игры шпионов». Продолжительность активности – 2 недели, общее количество участников - 234 человек;

Челлендж «ЗЗСамых». Запущен 10 января 2021 г., продолжается по настоящее время. Количество участников на данный момент – 430 человек.

Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на принятые ограничительные меры в 2020 году, нам удалось не только сохранить контингент участников, но и повысить показатели, за счет гибкости системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-оздоровительного процесса в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».

Данные показатели приведены без учета проведения он-лайн смен и активностей.

В заключении своего выступления, мне хотелось бы ответить на вопрос, заданный в самом начале: «Нужен ли психолог в лагере»?

Безусловно нужен. Понимая ситуацию того, что не в каждом лагере он есть, и не каждый лагерь может себе позволить психолога, стоит уделить внимание кадровому вопросу и рассмотреть введение психолога в штат сотрудников.

А те лагеря, в которых он (психолог) имеется - привлекайте его не только к решению различных сложных ситуаций, но и включайте его в качестве активного участника реализации программ профильных и тематических смен.





Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 25.04.21 в 15:49 2Ответить Пожаловаться
СПАСИБО ЗА КАЧЕСТВЕННУЮ РАБОТУ!!!
Daniel Mukhabovich Kapov, 25.04.21 в 15:52 2Ответить Пожаловаться
Наталья Владимировна, Вам спасибо, за оценку и признание. ))
Ивлиева Наталия Алексеевна, 25.04.21 в 16:04 2Ответить Пожаловаться
С интересом познакомилась с вашим материалом! Психолог очень необходим и в школе, и в лагере! Спасибо Вам за публикацию!
Daniel Mukhabovich Kapov, 25.04.21 в 16:21 2Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна, спасибо! )))
Да, психолог необходим, но (к сожалению) не все могут себе это позволить.
Татьяна Алексеевна, 25.04.21 в 17:44 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный материал!
Daniel Mukhabovich Kapov, 25.04.21 в 17:53 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Алексеевна, спасибо за интерес к моей работе ))
Кияйкина Наталья Федоровна, 27.04.21 в 20:18 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный и актуальный ресурс!
Daniel Mukhabovich Kapov, 27.04.21 в 21:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна! )))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.