Индустрия детского отдыха-21_Презентация_Капов_Д.М.
PPTX / 2.55 Мб
/data/files/s1619353918.pptx (Индустрия детского отдыха-21_Презентация_Капов_Д.М.)«Индустрия детского отдыха – 2021 г.»
Секция: Психологическое сопровождение в лагере
Тема: «Нужен ли психолог в лагере?»
Д. М. Капов
Педагог-психолог
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
То, что великие писатели и поэты высказывают интуитивно, в поэтических символах и гениальных прозрениях, — психология, описывающая все содержание душевной жизни, должна в своем месте попытаться изобразить и расчленить.
В. Дильтей
Будучи откровенным перед собой, хочу заметить, что доверительное отношение психологи заслужили к себе относительно недавно. Да и сама психология, как самостоятельная наука, получила признание не так уж давно.
Еще лет 15-20 назад наличие психолога в оздоровительной организации вызывало легкое недоверие со стороны родителей и законных представителей.
Так, нужен ли психолог в детском лагере?
Отвечая на этот вопрос утвердительно, первое, на что мы обращаем внимание – это на то, для чего он (психолог) нужен, а нужен он для: проведения различного рода анкетирования, решения конфликтов, оказание помощи вожатым и воспитателям.
Каждое наше обоснование нужности психолога в лагере построено на решении сложных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе нахождения детей в детском лагере.
Но, почему-то, мы не рассматриваем психолога в лагере с другой позиции, например, как:
Педагога, проводящего занятия по интересам;
Организатора профильной или тематической смены;
Педагога, проводящего профориентационные занятия и занятия, направленные на развитие психологической грамотности среди подростков.
Функционал психолога в лагере не определяется только решением сложных, конфликтных, кризисных ситуаций, а выстраивается исходя их программы деятельности лагеря и актуальных потребностей всех участников образовательно-оздоровительного процесса.
Именно поэтому, психологическое сопровождение в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» - это комплексная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные условия для гармоничного развития детей и подростков, и их успешной адаптации и социализации в условиях лагеря.
Комплексное сопровождение участников образовательно-оздоровительного процесса включает в себя:
Мониторинг успешности адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
Предупреждение и решение конфликтных ситуаций;
Оказание помощи в решении актуальных задач;
Способствование личностному развитию;
Проведение интерактивных, обучающих, развивающих занятий.
Программа деятельности психолога «Шкатулка Пандоры», представляет собой Мультикомплексную модульную программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
«Шкатулка Пандоры» - это основная программа деятельности психолога, стоящая из следующих модульных программ:
«Творческая лаборатория «Креативный бум!» - программа развития творческого и дивергентного мышления;
«Театр масок» - программа личностного развития участников образовательного процесса;
«Три КИТа» - программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания педагогического состава ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
«Luxury» - программа психоэмоциональной разгрузки;
«Гармония» - мультикомплексная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»;
«Терпсихора» - программа психолого-педагогического сопровождения талантливых и одаренных детей;
«Арт-пространство «Synthesis» - программа формирования развития личностно значимых качеств детей и подростков;
«Андромеда» - программа развития коммуникативно-эмоциональной гибкости.
«Шкатулка Пандоры», как мультикосплексная программа, и каждый из ее модулей, прошли профессиональною экспертизу, и были представлены на Всероссийских конкурсах Программ и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей, на которых занимали призовые места.
Рабочий кабинет психолога предназначен для проведения индивидуальных приемов, консультаций, занятий, и ведения документации.
Игровой кабинет предназначен для проведения групповых занятий.
Материально-техническая база педагога-психолога включает в себя:
Различного рода настольные и развивающие игры;
Планшеты песочной анимации;
Кинетический песок;
Сухой бассейн;
С введением ограничительных мер, сложившихся в 2020 году, деятельность психолога расширилась, и стала включать в себя проведение занятий в он-лайн формате.
Две он-лайн смены:
«Первая internet смена» - общее количество участников-430 человек;
«Мы разные, но мы вместе». В смене приняли участие дети и подростки со всей России. Общее количество активных участников составило 120 человек.
Самыми востребованными формами он-лайн активностей 2020 года стали:
Чек-листы;
Челленджи;
Вызовы;
Обзоры;
Выставки.
После разрешения КО СПБ проведения смены в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», на первое место вышел вопрос сохранности контингента участников образовательно-оздоровительного процесса.
В связи с чем, было принято решение выстроить деятельность педагога-психолога, таким образом, при котором, произойдет охват всех участников, а именно:
1: Уменьшить количество участников групповых занятий, при этом увеличить количество самих занятий;
2: Сократить время индивидуальной консультации с 50 до 35 минут, соблюдая рекомендованные ограничительные меры.
Помимо занятий, проводимых в реальном времени, в рамках летних смен проводились он-лайн активности.
Среди самых масштабных активностей, проводимых в интернете, хочется отметить:
Арт-проект «ДНК_ «Зеркального». Продолжительность активности – 3 месяца, общее число участников – 620 человек;
Арт-проект «Peprint по-нашему». Продолжительность активности – 4 недели, общее количество участников - 580 человек;
Он-лайн игра «Игры шпионов». Продолжительность активности – 2 недели, общее количество участников - 234 человек;
Челлендж «ЗЗСамых». Запущен 10 января 2021 г., продолжается по настоящее время. Количество участников на данный момент – 430 человек.
Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на принятые ограничительные меры в 2020 году, нам удалось не только сохранить контингент участников, но и повысить показатели, за счет гибкости системы психолого-педагогического сопровождения образовательно-оздоровительного процесса в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный».
Данные показатели приведены без учета проведения он-лайн смен и активностей.
В заключении своего выступления, мне хотелось бы ответить на вопрос, заданный в самом начале: «Нужен ли психолог в лагере»?
Безусловно нужен. Понимая ситуацию того, что не в каждом лагере он есть, и не каждый лагерь может себе позволить психолога, стоит уделить внимание кадровому вопросу и рассмотреть введение психолога в штат сотрудников.
А те лагеря, в которых он (психолог) имеется - привлекайте его не только к решению различных сложных ситуаций, но и включайте его в качестве активного участника реализации программ профильных и тематических смен.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Daniel Mukhabovich Kapov
Ивлиева Наталия Алексеевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Татьяна Алексеевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Кияйкина Наталья Федоровна
Daniel Mukhabovich Kapov