Статья «Виды работ по развитию речи. Изложения с перестановками»

3
0
Материал опубликован 5 July 2023

Герасимчик Лариса Викторовна, учитель надомного обучения, первая квалификационная категория

ГБОУ школа-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга, г. Пушкин, СПб

 

Виды работ по развитию речи. Изложения с перестановками.

«Если ваше изложение неинтересно — это потому, что неинтересна ваша мысль; если оно ограничено, то это потому, что ограничены вы сами.» — Джек Лондон американский писатель, социалист, общественный деятель 1876–1916

Помимо умения строить предложения и правильно употреблять в речи различные грамматические категории, учащиеся должны получить в школе навыки связно высказываться по любому вопросу. В связи с этим на уроках русского языка проводятся изложения, сочинения, а также организуются другие виды высказываний, которые условно называются деловой речью. Все эти виды работ, как и изучение грамматической теории, позволяют педагогу обогащать словарь учащихся, приучают детей активно пользоваться в своей речи теми или иными грамматическими категориями, дают возможность предупреждать и устранять речевые недочеты и воспитывают умение стилистически правильно употреблять различные грамматические средства.

Проведение связных высказываний способствует выработке умения логично и последовательно излагать свои мысли.

В последнее время в школе в соответствии с ФГОС все чаще проводятся сжатые, выборочные и другие виды изложений, которые позволяют учащимся творчески подходить к пересказу чужого текста.

Интересный вид изложения, это изложения с перестановкой. Это такое изложение, при котором ученик передает содержание текста в ином по сравнению с оригиналом порядке. При этом изложении авторский текст воспроизводится подробно (как и при изложении, близкому к тексту), но учащиеся определенным образом изменяют расположение его части.

В жизни человека нередко случается необходимость рассказать о чем-либо не в той последовательности, в которой он познакомился с какими-то событиями. Нередко при этом на первое место выдвигается особенно интересный эпизод, с которого начинается рассказ. В других случаях наоборот, требуется передать событие в строго хронологической последовательности.

Такие перестановки в тексте всегда ведут к изменению средств связи одной части с другой. Оформление новых связей между частями и составляет основную трудность для учащихся в изложениях с перестановками.

На уроках русского языка можно использовать пять разновидностей изложений с перестановками.

1. Восстановление хронологической последовательности событий.

2. Перестановка эпизода, отражающего причину события, в начало или конец изложения.

3. Постановка в начало изложения наиболее интересного эпизода.

4. Изменение места эпизода, служащего как бы иллюстрацией к какой-то общей мысли.

5. Группировка материала при двуплановости повествования.

Пример 3 варианта изложения.

Всегда на работе

Токарь выключает станок, снимает спецовку, сдает в кладовую инструменты. Работа закончилась. До завтра!

И шофер закончил работу. До свидания. Только люди одной профессии-врач-обязаны работать в любое время. Врач всегда на работе. Такая это профессия.

Идет поезд из Москвы в Сочи. Почти все пассажиры едут отдыхать к тёплому Черному морю, к пальмам с мохнатыми стволами, будто одетыми в рыжую мамонтовую шерсть. Вдруг среди ночи в вагонных репродукторах раздается громкий голос:

-Товарищи! Тяжело заболел пассажир. Среди Вас, наверное, есть врачи. Просим врачей пройти в пятый вагон, оказать помощь.

И заспанные врачи-пассажиры встают со своих постелей. Идут в пятый вагон. Такая это профессия. Зато всегда чувствуешь, как ты нужен людям. (Б. Володин.)

Этот текст содержит общее положение (врач в отличии от представителей других профессий всегда на работе) и конкретный пример-иллюстрацию к нему (случай в поезде). Пересказывая текст можно начать ни с общего положения, как в тексте, а с конкретного примера, со случая в поезде- и потом уже передавать общее положение. Это третья разновидность изложения требует перестановки общего и частного: вместо последовательности общее-частное (в тексте) берется последовательность частное-общее (в изложении), и наоборот.

Все эти разновидности изложения с перестановкой вносят в работу учащихся творческий элемент, заставляют учащихся рассуждать и искать средства выражения мыслей, а не слепо следовать за образцом, как это обычно бывает при проведении подобных изложений без какого-либо творческого задания.

Список литературы

Алексеева И.А. Русский язык: методика и практика преподавания. М., 2002.

Виноградова Л.А. Сборник текстов для изложений для 4 – 8 классов. М., 2004.

Войтелева Н.Л. Диктант и изложение. Сборник учебных материалов по русскому языку для подготовки. М., 2006.

Давыдова Л.В., Голуб И.Б. Письменный экзамен по русскому языку: изложение, сочинение, диктант. М., 2003.

Жирова Т. Сочинения и изложения. 5 – 8 классы. М., 2006.

Жирова Т. Сочинения и изложения. 9 – 10 классы. М., 2006.

Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. Киев, 1990.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.