Справочный материал «Виды работ по развитию учебно-познавательных компетенций»
ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ |
||
КЛАССИФИКАЦИЯ |
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ПРИЕМЫ РАБОТЫ |
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ |
Эвристическая и поисковая беседа |
Вопрос – ответ Воспроизведение знаний учащихся Постановка проблемы и подпроблемы Диспут Регламентированная дискуссия Конфликтные ситуации Осуществление небольшого творческого поиска Работа учащихся с книгой (учебником, учебной и научно-популярной литературой, справочником и т.д.) Анализ первоисточников Интервью Мозговая атака Наблюдение - опыт, демонстрационный эксперимент Рисунки, чертежи, таблицы, механические модели, теле-, видеофильмы и пр. |
Развитие познавательных сил и способностей учащихся Формирование конкретно-образного (анализ опытного факта) и абстрактного (предсказание новых фактов) мышления Организация поэлементного усвоения опыта творческой деятельности, овладения отдельными этапами решения проблемных задач Развитие умения учащихся высказывать некоторые предположения на последовательно поставленные вопросы, самостоятельно доказывать их справедливость Усвоение системы фактов, физических понятий, явлений, закономерностей Развитие речи, умения аргументировать, вести дискуссию, слушать оппонента Усиление интеллектуальной активности учащихся на уроке Глубокое понимание учащимися изучаемого материала Умение применять имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических задач Привитие интереса к экспериментальным действиям, практическим проверкам. |
Поисковые упражнения |
Качественные задачи Графические упражнения Творческие задачи Тренировочные задания Задачи и вопросы с производственным и бытовым содержанием Тематические тесты Практические задачи Задания для самоконтроля Занимательные физические задачи Физические задачи учебно-исследовательского направления |
Рассмотрение физического явления на уровне фактов, физических величин и закономерностей Формирование знаний, ведущих понятий и основных законов курса Осмысление существенных признаков понятия Развитие умения анализировать изучаемые физические явления, составлять факты, делать на их основе соответствующие выводы, проверять экспериментально сделанные заключения Привитие умения самостоятельно мыслить и применять знания Формирование творческого подхода к выполняемой работе Побуждение к исследовательским и логически-поисковым видам деятельности Расширение границ самоопределения школьников. |
Графические и наглядные пособия |
Структурно-логические схемы Наглядные рисунки Схематические чертежи Алгоритмы Опорные конспекты Графические задачи Таблицы: классифицирующие, сравнительные, обобщающие Плакаты Справочники Интернет ресурсы ЦОР – электронные пособия: демонстрационные таблицы видеоролики научные фильмы лекции видеоопыты флеш – слайды лабораторные работы экспериментальные задания презентации. |
Формирование знания по осмыслению физического содержания, понятия, явления, основных законов курса Овладение графической грамотностью Развитие функционального мышления школьников, побуждающее к исследованию явлений с количественной стороны Осознание количественных связей между явлениями и процессами Развитие образного мышления, как составной части интеллекта Развитие мыслительных операций (выделение существенных признаков; умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между физическими явлениями, строить умозаключения, понимать и запоминать изучаемый материал) Развитие произвольности деятельности, самостоятельности, мыслительно-речевой деятельности, познавательной активности, настойчивости в достижении поставленной цели Привитие интереса к умственной работе, предмету Приобретение умений и навыков работы с заданиями творческого и исследовательского характера. |
Экспериментально- исследовательские задания |
Демонстрационный эксперимент, опыт Фронтальные экспериментальные задания Лабораторные работы Занимательные опыты Домашние опыты, эксперименты Экспериментальные задачи (задачи практического содержания: качественные и количественные) Исследовательские проекты |
Развитие познавательной активности учащихся на уроке и внеурочной деятельности Создание у учащихся образов явлений, конкретного представления об изучаемых объектах Развитие умения логически обрабатывать физические опыты, сопоставлять условия с выводами Развитие элементов физического мышления, осмысления ведущих понятий, установления причинно-следственных связей и зависимостей Активное приобретение умений и навыков исследовательского характера Формирование и развитие творческих способностей, практических навыков Развитие навыков самостоятельной деятельности и способности включения школьника в активный познавательный поиск Формирование научного мировоззрения Повышение интереса к предмету Овладение навыками работы исследовательского и логически-поискового характера Воспитание стремления активно, собственными силами добывать знания, познавать мир. |
Спицына Любовь Ивановна
Рагулина Любовь Давыдовна