Технологическая карта урока развития речи «Подробное изложение текста по вопросам «Капустный лист»»
Технологическая карта урока развитие речи.
Тема: Подробное изложение текста по вопросам. «Капустный лист».
Цель: письменный пересказ текста по вопросному плану.
Задачи: повторение признаков текста; формирование умения устанавливать последовательность частей в тексте; наблюдение над средствами связи частей текста; формирование умения выделять части текста при записи; формирование умения точно употреблять слова в тексте.
Формирование УУД.
Личностные УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации, т.е. способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героя текста, способности оценить содержание текста, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор.
Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание.
Познавательные УУД: работать с учебным текстом: умение выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация учебной деятельности(вступительная беседа) |
-У кого какие животные живут дома? -У кого были интересные встречи с животными -А кому удалось помочь животным, -Выручить их из беды? |
Рассказывают, отвечают. |
Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи. |
(текст напечатан на полосках бумаги) -Посмотрите на полоски внимательно. Что на них напечатано? -Кто догадался, какое задание вам нужно выполнить? -Что для этого нужно сделать? |
Рассматривают.(Части текста) Отвечают.(составить рассказ) (Прочитать то, что написано на всех полосках, представить события. Расположить части по порядку) |
Составление рассказа |
-Найдите полоску, на которой записано одно предложение. Кто догадался, что это за предложение? -Составьте рассказ, расположив части по порядку. -Проверим выполнение задания. О чём говорится в рассказе? -Отвечая на этот вопрос, мы определили тему рассказа.(Слайд тема) -Как вы думаете , почему автор рассказал об этом случае? Что главного он хотел сказать читателям? -Мы определили основную мысль текста.(Слайд основная мысль) -Что записано на полоске одним предложением? (Слайд заголовок) -Давайте проверим, правильно ли вы расположили части текста. -О чём говорится в первой части рассказа? -Вспомните, как называется эта часть в тексте? (Слайд вводная часть) -Почему она так называется ? -О чём говорится в следующей части? -Как называется эта часть?(Слайд основной часть) -Сколько абзацев в основной части ? - О чём рассказывает третья часть? Как она называется? (Слайд заключительная часть)
|
Находят, отвечают(заголовок текста) Составляют. Отвечают.(В рассказе говорится о том, как зайчик помог раненому воробью.) Отвечают. (Зайчик не остался равнодушным к беде воробья и помог ему.) Отвечают.(Заголовок текста.) Отвечают.( О зайчишке, который нёс большой , круглый лист капусты. Отвечают.(Вводная часть) Отвечают.(она вводит в тему) (О раненом воробье, который хотел пить) Отвечают.(Основная часть) (Два) Отвечают. ( О том, как зайчик помог воробью) Отвечают.(заключительная часть ) |
Чтение текста вслух |
-Прочитаем текст. -Кто докажет, что у нас получился текст? -По этому рассказу мы будем писать подробное изложение, Что это значит? |
Читают. Доказывают , называя признаки текста: предложения объединены одной темой, есть заголовок, есть основная мысль, есть части) Отвечают |
Подготовка к изложению ( в процессе обсуждения трудные слова записываются на доске рядом с вопросом) |
(слайд вопросы) -Что записано на доске? -Зачем нужны эти вопросы? Сколько их? -Как вы думаете, к чему поставлены эти вопросы? -Прочитайте вопрос к вводной части Слайд вводная -Какое было настроение у зайчика? Сайд радовался) -Сколько предложений нужно составить. Чтобы ответить на этот вопрос? -Какое слово помогает перейти ко второй части Слайд Вдруг) -Прочитайте вопрос к основной части и составьте ответ. -Как вёл себя воробьишко? Почему? Слайд жалобный, подшиб Прочитайте вопрос к заключительной части и составьте ответ. Слайд заключительная -Прочитайте ещё раз первое предложение третьей части. –Как вы понимаете слово «Не раздумывал» Слайд не раздумывал |
Вопросы к тексту. К частям текста. 3пр. (Лежал под кустом и жалобно пищал Читают отвечают |
Орфографическая подготовка |
-В тексте подчёркнуты некоторые орфограммы. Докажите, что нужно писать именно эти буквы. -Обратите внимание, рядом с вопросом записаны трудные слова. Прочитайте. Обратите внимание на подчёркнутые буквы. |
|
Чтение текста про себя. |
-Прочитайте текст. -Как в тексте одна часть отделяется от другой? |
|
Запись текста по вопросам. |
-как будете работать? |
Прочитаю вопрос. Составлю ответ. Сосчитаю. Сколько предложений в ответе. Запишу каждую часть с красной строки. |
Проверка изложения |
-Проверяем по частям. Читайте вопрос и свой ответ. |
|
Рефлексия |
-Получился ли у вас рассказ? -Что помогло вам написать этот рассказ? |
ТЕКСТ
Нёс зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый.
Зайчик шёл и радовался. - Ну, позавтракаю я на славу!
Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.
- Пить, пить, - просил воробышек.
Зайчик не раздумывал. Он побежал к реке, принес воды на капустном листе и напоил раненого воробья.