12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мирсанова Ксения Владимировна82 учитель Россия, Иркутская обл., Иркутск |
Урок «Виды сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения разных видов»
Тема урока: «Виды сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения разных видов».
Класс: 9
Тип урока: урок-путешествие по станциям «Сложного предложения».
Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Сложное предложение» ( ССП, СПП, БСП, знаки препинания между частями предложений).
Задачи урока:
Образовательная: продолжение подготовки учащихся к ОГЭ (правописание приставок; замена (упрощение) - способ сжатия текста ( замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом, сокращение количества структурных частей сложного предложения).
Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, развитие речи учащихся.
Воспитательная: воспитание умения работать коллективно, общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.
УУД:
Познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений);
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка);
Личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи
между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
Регулятивные (целеполагание; планирование прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности).
Методы – частично-поисковый, практический, игровой, словесный, эвристический, метод устного контроля.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах, проблемный диалог, групповая, работа у доски, самостоятельная, фронтальная.
План:
- Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
- Прогулка по станциям.
- Станция «Орфография» (4 мин.)
-Станция «Превращение» (2 мин)
-Станция «Теоретическая» (5 мин)
- Станция «Строительная» (15 мин)
-Станция «Синтаксис» (14 мин)
- Станция «Тестовая»(3 мин)
3. Рефлексия деятельности ( 1 мин)
Оборудование –раздаточный материал, дневник путешественника по станциям «Сложного предложения», доска.
Сценарий урока
Этап урока
| Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы организа- ции учебной деятель- ности | Деятель- ность учителя | Деятель- ность обучающих-ся | Формирование универсальных учебных действий |
I. Мотивация учебной деятельности. | - Сегодня, ребята, урок обобщения, и поэтому мы его проведём в виде приятной прогулки по станциям. Я надеюсь, что мы решим все задачи, поставленные на уроке, и у нас получится интересная совместная работа. |
|
| Учитель создает психологический настрой на предстоящую работу
|
| УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
II. Прогулка по станциям. | 1.Станция «Орфография» (индивидуальная работа) 1.Словарный диктант. Вставьте пропущенные буквы. Пр..лететь, ...бежать, (с,з)дание, ра..ширить, пр..чудливый, пр..увеличить, (с,з)жать, пр..задуматься, ни..вергаться, пр..светлый, бе..законие, ра..стелить, пр..ступить к работе, пр..ступить закон, ра…ставить, на..пилить, по..резать, п..солить.
- А теперь, ребята, проверим! (учащимся раздается карточка с правильными ответами) Сравните эту запись со своей.
Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.
Коллективная работа - А теперь в этом словарном диктанте найдите слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия». Заслушиваются варианты ответов. (призадуматься) - Молодцы, ребята! Эту станцию мы покидаем и двигаемся дальше!
| Частично-поисковый Практический
| Индивидуальная работа Коллективная работа | Учитель раздает учащимся дневник путешественника для выполнения заданий по орфографии. Проверка проводится с помощью сверки по образцу. Учитель предлагает выполнить экзаменационное задание №4. Проверка задания проводится в устной форме.
| Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах. Учащиеся в группах выполняют экзаменационное задание. | УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)
|
| 2. Станция «Превращения» На этой станции нас ждет соревнование! Поэтому разделимся на группы (будем работать в парах). Раздаются распечатки, на которых написано задание. (Особое внимание уделить, что эта работа по времени). Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот. Проверка работы. Каждая группа (пара) зачитывают ответы. Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля. | Частично-поисковый Игровой
| Работа в парах | Учитель предлагает в игровой форме выполнить экзаменационное задание №7. | Учащиеся в парах выполняют экзаменационное задание. | УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)
|
| 3.Станция «Теоретическая» - На этой станции нам нужно навести порядок в теории. У вас, ребята, на партах лежит распечатка. Ваша задача – восстановить пропущенные звенья схемы. - А теперь, ребята, проверим! (учащимся раздается карточка с правильными ответами) - А сейчас 1 ученик по данной схеме расскажет «Основные виды сложных предложений» (заслушивается устный ответ ученика). Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля. - Выполним следующее задание. Вам необходимо соединить стрелками части этого рассыпанного текста. (1-2 минуты). - Прочитайте получившиеся тексты. (индивидуальное задание)
Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.
- Итак, на станции «Теоретической» побывали. Отравляемся дальше.
| Словесный Эвристический | Проблемный диалог | Учитель предлагает по группам выполнить задание – «Вспомнить теорию». Учитель предлагает устно ответить по этой схеме. Учитель предлагает соединить рассыпанный текст – теорию.
| Учащиеся восстанавливают пропущенные звенья схемы. Учащийся рассказывает по схеме. Учащиеся соединяют понятие и его определение. | УУД: регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).
|
| 4. Станция «Строительная» - Выполним следующее задание (в группах(в парах)). Вам необходимо соединить половинки предложений. Объясните их постановку знаков препинания. 1.Определите виды сложных предложений. (Ответ: ССП, СПП, СПП, БСП). 2.Найдите 4-е лишнее, объясните свой выбор. (Ответ: БСП). Составьте схемы предложений (в дневнике).
А теперь поработаем с текстом.(комплексный анализ текста) – коллективная работа - Для того чтобы отправиться дальше, на этой станции нам нужно выполнить еще одно задание! 2 ученика работают у доски – определяют вид подчинения, объяснение. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. [так], (что), (кто). -.последовательное подчинение 1. Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что только что бредил. [ ], (что), (что), (что). – однородное параллельное подчинение -Хорошо справились, поэтому можно отправляться на следующую станцию.
| Частично-поисковый
| Групповая работа (в парах) Работа у доски
| 1. Учитель организует работу в группах. 2. Учитель побуждает учащихся вести учебный диалог, аргументировать свой ответ.
| Учащиеся работают в группах(парах) Затем учащиеся отвечают. Комплексная работа с текстом. Работа у доски. | УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)
|
| 5. Станция «Синтаксис». -На этой станции мы с вами будем работать коллективно. Работа над сжатием текста. Замена (упрощение) (коллективная работа). Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. Задание 1.Выпишите номер СПП с придаточным обстоятельственным. (Ответ: 3). 2.Назовите придаточную часть. (Ответ: Когда читаешь дневник Никитина). Начертите схему этого предложения. | Частично-поисковый
| Коллективная работа | Учитель побуждает учащихся вести учебный диалог, аргументировать свой ответ.
| Учащиеся работают коллективно. Учащиеся выполняют работу по сжатию текста. Проверка проводится коллективно. Заслушиваются ответы каждого ребенка.
| УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)
|
| 3.Замените придаточное предложение деепричастным оборотом. (Ответ: Читая дневник Никитина). 4.Определите вид первого предложения. (Ответ: СПП с придаточным определительным). 5.Замените придаточное определительное синонимичным определением. (Ответ: туристическая фирма). 6.Во втором предложении пронумерованы все запятые, выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СПП. (Ответ: 1). 7.Назовите придаточную часть. (Ответ: который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу). 8.Сократите количество структурных частей. (Ответ: Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу).
|
|
|
|
|
|
| 5 Станция «Тестовая» (индивидуальная работа) - Мы подошли к последней станции, где нам предлагают выполнить тест, чтобы проверить вашу самостоятельность и знания по теме: «Сложное предложение». Тест есть у каждого на парте в своем дневнике. Выполните задание, обозначив нужный вариант ответа на листе. Учащиеся обмениваются работами, учитель диктует правильные ответы, учащиеся проверяют, выставляют балл. Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля. - Поднимите руки, кто выполнил тест без ошибок? - Какое задание вызвало затруднение? | Практи ческий | Самостоятельная работа | Учитель проводит инструктаж по проведению теста. Учитель формирует умения самостоятельной учебной деятельности.
| Взаимопроверка тестов
| УДД: регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка)
|
6. Рефлексия деятельности | -Теперь обратитесь к своему листу самоконтроля, посчитайте свои баллы и выставите оценку в зависимости от критериев (учитель называет их) -Какие оценки вы получаете за урок? Спасибо за урок. Выставление оценок. | Метод устного контроля | Фронтальная. Индивидуальная. | Учитель подводит итоги урока. Учитель создает условия для самооценки действий учащихся на уроке. | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке | УДД: регулятивные (учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности) |