Урок по русскому языку в 9 классе «Виды сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения разных видов»

5
2
Материал опубликован 23 January 2018

 Тема урока: «Виды сложного предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения разных видов».

Класс: 9

Тип урока: урок-путешествие по станциям «Сложного предложения».

Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Сложное предложение» ( ССП, СПП, БСП, знаки препинания между частями  предложений).

Задачи урока:

Образовательная: продолжение подготовки учащихся к ОГЭ (правописание приставок;  замена (упрощение) - способ сжатия текста ( замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом, сокращение количества структурных частей сложного предложения).

Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, развитие речи учащихся.

Воспитательная: воспитание умения работать коллективно, общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.

УУД:

Познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений);

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка);

Личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи

между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Регулятивные (целеполагание; планирование прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности).

Методы – частично-поисковый, практический, игровой, словесный, эвристический, метод устного контроля.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах, проблемный диалог, групповая, работа у доски, самостоятельная, фронтальная.

План:

  1. Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
  2. Прогулка по станциям.

- Станция «Орфография» (4 мин.)

-Станция «Превращение» (2 мин)

-Станция «Теоретическая» (5 мин)

- Станция «Строительная» (15 мин)

-Станция «Синтаксис» (14 мин)

- Станция «Тестовая»(3 мин)

3. Рефлексия деятельности ( 1 мин)

Оборудование –раздаточный материал, дневник путешественника по станциям «Сложного предложения», доска.

 

Сценарий урока

Этап урока

 

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организа-

ции учебной деятель-

ности

Деятель-

ность учителя

Деятель-

ность обучающих-ся

Формирование универсальных учебных действий

I. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня, ребята, урок обобщения, и поэтому мы его проведём в виде приятной прогулки по станциям.

Я надеюсь, что мы решим все задачи, поставленные на уроке, и у нас получится интересная совместная работа.

 

 

Учитель создает психологический настрой на предстоящую работу

 

 

УДД:

личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

II. Прогулка по станциям.

1.Станция «Орфография» (индивидуальная работа)

1.Словарный диктант. Вставьте пропущенные буквы.

Пр..лететь, ...бежать, (с,з)дание, ра..ширить, пр..чудливый, пр..увеличить, (с,з)жать, пр..задуматься, ни..вергаться, пр..светлый, бе..законие, ра..стелить, пр..ступить к работе, пр..ступить закон, ра…ставить,  на..пилить, по..резать, п..солить.

 

- А теперь, ребята, проверим! (учащимся раздается карточка с правильными ответами)

Сравните эту запись со своей.

 

Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.

 

Коллективная  работа

- А теперь в этом словарном диктанте найдите слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия». Заслушиваются варианты ответов. (призадуматься)

- Молодцы, ребята! Эту станцию мы покидаем и двигаемся дальше!

 

Частично-поисковый Практический

 

Индивидуальная работа

Коллективная работа

Учитель раздает учащимся дневник путешественника для выполнения заданий по орфографии. Проверка проводится с помощью сверки по образцу.

Учитель предлагает выполнить экзаменационное задание №4.

Проверка задания проводится в устной форме.

 

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах. Учащиеся в группах выполняют экзаменационное задание.

УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)

 

 

2. Станция «Превращения»

На этой станции нас ждет соревнование! Поэтому разделимся на группы (будем работать в парах).

Раздаются распечатки, на которых написано задание. (Особое внимание уделить, что эта работа по времени).

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот.

Проверка работы.

Каждая группа (пара) зачитывают ответы.

Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.

Частично-поисковый

Игровой

 

Работа в парах

Учитель предлагает в игровой форме выполнить экзаменационное задание №7.

Учащиеся в парах выполняют экзаменационное задание.

УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)

 

 

3.Станция «Теоретическая»

- На этой станции нам нужно навести порядок в теории. У вас, ребята, на партах лежит распечатка.

Ваша задача – восстановить пропущенные звенья схемы.

- А теперь, ребята, проверим! (учащимся раздается карточка с правильными ответами)

- А сейчас 1 ученик по данной схеме расскажет «Основные виды сложных предложений» (заслушивается устный ответ ученика).

Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.

- Выполним следующее задание.

Вам необходимо соединить стрелками части этого рассыпанного текста. (1-2 минуты).

- Прочитайте получившиеся тексты. (индивидуальное задание)

 

Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.

 

- Итак, на станции «Теоретической» побывали. Отравляемся дальше.

 

Словесный

Эвристический

Проблемный диалог

Учитель предлагает по группам выполнить задание – «Вспомнить теорию».

Учитель предлагает устно ответить по этой схеме.

Учитель предлагает соединить рассыпанный текст – теорию.

 

Учащиеся восстанавливают пропущенные звенья схемы. Учащийся рассказывает по схеме.

Учащиеся соединяют понятие и его определение.

УУД: регулятивные (целеполагание; планирование);

познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).

 

 

4. Станция «Строительная»

- Выполним следующее задание (в группах(в парах)).

Вам необходимо соединить половинки предложений.

Объясните их постановку знаков препинания.

1.Определите виды сложных предложений. (Ответ: ССП, СПП, СПП, БСП). 

2.Найдите 4-е лишнее, объясните свой выбор. (Ответ: БСП). Составьте схемы предложений (в дневнике).

 

А теперь поработаем с текстом.(комплексный анализ текста) – коллективная работа

- Для того чтобы отправиться дальше, на этой станции нам нужно выполнить еще одно задание!

 2 ученика работают у доски – определяют вид подчинения, объяснение.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

[так], (что), (кто). -.последовательное подчинение

1.      Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что только что бредил.

[    ], (что), (что), (что). – однородное параллельное подчинение

-Хорошо справились, поэтому можно отправляться на следующую станцию.

 

Частично-поисковый

 

Групповая работа

(в парах)

Работа у доски

 

 

1.       Учитель организует работу в группах.

2.        

Учитель побуждает учащихся вести учебный диалог, аргументировать свой ответ.

 

 

Учащиеся работают в группах(парах)

Затем учащиеся отвечают.

Комплексная работа с текстом.

Работа у доски.

УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)

 

 

5.      Станция «Синтаксис».

-На этой станции мы с вами будем работать коллективно.

Работа над сжатием текста. Замена (упрощение) (коллективная работа).

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Задание

1.Выпишите номер СПП с придаточным обстоятельственным. (Ответ: 3).

2.Назовите придаточную часть. (Ответ: Когда читаешь дневник Никитина). Начертите схему этого предложения.

Частично-поисковый

 

Коллективная работа

Учитель побуждает учащихся вести учебный диалог, аргументировать свой ответ.

 

Учащиеся работают коллективно.

Учащиеся выполняют работу по сжатию текста. Проверка проводится коллективно.

Заслушиваются ответы каждого ребенка.

 

УДД: познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных заданий); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; контроль и оценка)

 

 

3.Замените придаточное предложение деепричастным оборотом. (Ответ: Читая дневник Никитина).

4.Определите вид первого предложения.  (Ответ: СПП с придаточным определительным).

5.Замените придаточное определительное синонимичным определением. (Ответ: туристическая фирма).

6.Во втором предложении пронумерованы все запятые, выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СПП. (Ответ: 1).

7.Назовите придаточную часть. (Ответ: который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу).

8.Сократите количество структурных частей. (Ответ: Приятно смотреть на зимородка,  который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу).

 

 

 

 

 

 

 

5 Станция «Тестовая» (индивидуальная работа)

- Мы подошли к последней станции, где нам предлагают выполнить тест, чтобы проверить вашу самостоятельность и знания по теме: «Сложное предложение». Тест есть у каждого на парте в своем дневнике. Выполните задание, обозначив нужный вариант ответа на листе. Учащиеся обмениваются работами, учитель диктует правильные ответы, учащиеся проверяют, выставляют балл. Результаты выполнения задания вносят в таблицу самоконтроля.

- Поднимите руки, кто выполнил тест без ошибок?

- Какое задание вызвало затруднение?

Практи

ческий

Самостоятельная работа

Учитель проводит инструктаж по проведению теста.

Учитель формирует умения самостоятельной учебной деятельности.

 

Взаимопроверка тестов

 

УДД: регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка)

 

6. Рефлексия деятельности

-Теперь обратитесь к своему листу самоконтроля, посчитайте свои баллы и выставите оценку в зависимости от критериев (учитель называет их)

-Какие оценки вы получаете за урок?

Спасибо за урок.

Выставление оценок.

Метод устного контроля

Фронтальная.

Индивидуальная.

Учитель подводит итоги урока.

Учитель создает условия для самооценки  действий учащихся на уроке.
 

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

УДД: регулятивные (учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности)

Комментарии

Спасибо Вам, Ксения Владимировна!

23 January 2018

Понравилась прогулка по тематическим станциям. Спасибо за урок!

6 March 2018