Понятие, виды социализации.
Понятие, виды и этапы социализации личности. Составитель: Урбанович И.В. ( учитель)
Появление понятия « социализация» было связано с возникновением социологии как науки и признанием человека как существа социального. Основоположник социологии – О.Конт утверждал, что общество есть социальный организм. Ему присущи развитие, совершенствование, согласованность, гармония, консенсус. *** Одним из первых инициаторов антиметафизической трактовки социально – антропологической проблематики и социального подхода к интерпретации социализации был К.Маркс. Марксова концепция предметной самореализации человека, в которой бытие индивида трактуется как деятельность, т.е. как процесс реализации его человеческих качеств на благо обществу, имела важное значение. Сущность, смысл человеческой жизни и истории складываются в условиях культурного и социального творчества людей. О.Конт К.Маркс
Анализ человека, социальных явлений в системе марксизма осуществлялся на основе материалистического понимания истории. Сама социальная жизнь рассматривалась как обоснованная материальными условиями жизнь общества. В 1845 году К.Маркс сформулировал характеристику человека: « …сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». *** Психологизм принес новый взгляд на сущность человека, его отношение к обществу, на понимание законов развития и функционирования общества. В ряду ученых, относящихся к этому направлению, Л.Уорд, Ф.Гиддингс, Г.Тард, Джеймс и З.Фрейд. Л.Уорд Ф.Гиддингс Г.Тард З.Фрейд
Так что же заключает в себе понятие социализация?
Социализация – процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности в зависимости от характера взаимодействия человека с социокультурной средой обитания, адаптации к ней и самореализации с учетом индивидуальных возможностей.
Виды социализации: Поло - ролевая Семейно - бытовая Профессионально - трудовая Субкультурно - групповая
Поло – ролевая социализация. Освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением данного опыта в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяемых с ним социального положения и роли в обществе. Например: мальчик – девочка; юноша – девушка; мужчина – женщина; жених - невеста; муж – жена; отец – мать.
Семейно – бытовая социализация Усвоение определенной семейной роли в соответствии с социальным положением семьи. Например: ведение совместного хозяйства, семейные отношения, воспитание детей.
Профессионально – трудовая социализация Профессиональное развитие человека, основанное на развитии его профессиональных качеств, начинающееся с раннего трудового образования и продолжающееся на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Например: научный сотрудник, танцор, врач, учитель, акробат, инженер …
Субкультурно – групповая социализация Освоение социальных ролей с учетом той среды, где человек жил, учился, рос, взрослел, общался, трудился. Отличает людей разных регионов, национальностей, религиозной принадлежности, социального окружения, возраста, профессиональной деятельности. Например: северяне, южане, итальянцы, русские, спортивные секции, клуб юных натуралистов, общество анонимных алкоголиков, кружок по вязанию, методические объединения учителей, панки, буддисты и …
Возрастные этапы социализации личности Стадии развития личности (Эриксон) Стадии интеллектуального развития (Пиаже) Стадии морального развития ( Колберг) 1.Младенчество 2.Раннее детство 3.Дошкольный возраст ( 3 -6 л.) 4.Младший школьный возраст (6-10л.) 5.Подростковый возраст (11 – 23 г.) 6.Молодость ( 23 – 33г.) 7.Взрослость ( 34-50л.) 8.Пожилой ( 50-65л.) 9.Старость ( 65-80л.) Долгожительство ( более 80л.) 1.Сенсомоторная ( до 2 л.) – вещь есть, пока ребенок ее видит, чувствует. 2.Преоперациональная (2 - 7л.) – различает вещь, символ. 3.Конкретно – операциональная (7 - 11л.) – оперирование понятиями, развитие воображения). 4.Формально – операциональная ( после 12 л.) – формирование абстрактных понятий. 1.Доморальная – стремление избежать наказания. 2.Конвенциональная – «хорошо то, что соответствует законам, правилам». 3.Автономная мораль – устойчивые моральные принципы.
Адаптация ( от рождения до подростка) – некритическое освоение социального опыта. Индивидуализация ( 14 – 25 лет) – критичное отношение к общественным нормам, правилам, законам. Интеграция – поиск своего места в обществе. Трудовая – активное усвоение и воспроизводство социального опыта. Послетрудовая – передача накопленного опыта новым поколениям.