Сценарий проведения совещания в форме круглого стола «Понятие социализации. Пути эффективной социализации обучающихся»

4
0
Материал опубликован 6 February 2022

СЦЕНАРИЙ

проведения совещания в форме круглого стола

«Понятие социализации.

Пути эффективной социализации обучающихся»

Мелова А.А.

заместитель директора по УВР



Добрый день, уважаемые коллеги!


Тема нашего круглого стола - «Понятие социализации. Пути эффективной социализации обучающихся». В чем заключается актуальность выбранной темы?

Как известно, на современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед образованием и педагогами - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики и России.

В Донецкой Народной Республике на государственном уровне разработаны и реализуются: концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы, план по недопущению фальсификации истории и другие документы.

Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, государственные образовательные стандарты (ГОС) начального, основного и среднего общего образования.

Цель проведения нашего круглого стола - рассмотрение понятие социализации обучающихся; выявление наиболее эффективных методов и форм, а также проблем, с которыми сталкиваются педагоги в процессе социализации обучающихся.

Итак, коллеги, как вы понимаете термин «социализация»?


(ответы педагогов)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:

1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности;

2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения.

Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Согласно внесенным в марте 2021 года изменениям в статью 1 Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 55-ІНС «Об образовании» «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к памяти защитников Донецкой Народной Республики и подвигам Героев Донецкой Народной Республики, закону и правопорядку, старшему поколению, человеку труда, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде».

В качестве основных институтов социализации рассматриваются семья и школа, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Как вы думаете, коллеги, чье влияние на ребёнка сильнее - влияние семьи или школы?


(Ответы коллег)


Никто не сомневается, что влияние семьи на воспитание и социализацию детей сильнее.

Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Задача педагогов - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.

Одной из важнейших составляющих социализации учащихся является социальная адаптация к школе.

В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей, т.е. безболезненно войти в новое социальное окружение.

В гимназии были проведены диагностические исследования, с результатами которых вас ознакомит педагог-психолог.

(Доклад педагога-психолога)


Заместитель директора по УВР:

Одним из важнейших требований успешной социализации обучающихся является четкость социальной и профессиональной позиций ее педагогов. В ходе подготовки круглого стола было предложено провести онлайн - анкетирование с помощью гугл-форм с целью определения ролевых профессиональных позиций педагогов гимназии, как воспитателей.


(Доклад по итогам анкетирования)


Заместитель директора по УВР:

Следует отметить, что социализация обучающихся идет в процессе его взаимодействия не только с семьей и школой, но и многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями. Это и группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа в процессе социализации детей активно взаимодействует с вышеперечисленными микрофакторами, учитывает их влияние на развитие личности ребенка.

В рамках сегодняшней встречи остановимся на одном из направлений, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе. Это ученическое самоуправление, которое во многом определяют социальные перспективы выпускников гимназии. Именно в школьных объединениях подростки получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.

О роли ученического самоуправления как факторе, влияющем на уровень социализированности личности обучающегося, расскажет руководитель школьного методического объединения классных руководителей.

(Доклад руководителя школьного методического объединения классных руководителей)


Заместитель директора по УВР:

Итак, опыт работы гимназии показал, что в целом коллектив успешно работает над проблемой социализации детей, значение которой возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают все стороны жизни. Мы должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.

И сейчас я предлагаю вам создать портрет социально адаптированного обучающегося гимназии, сформулировать условия для успешной социализации обучающихся, а также обозначить проблемы, возникающие в гимназии в процессе социализации учащихся и определить пути их решения.

Работа в группах.

Представители команд представляют результаты, наклеивая сердечки на магнитные доски, обсуждение полученных результатов

Заместитель директора по УВР:

Итак, мы рассмотрели сегодня все вопросы, представленные в повестке дня, и получили импровизированные сердца. И это не случайно, потому что в заключении мне хотелось бы привести высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека».

Я хочу поблагодарить всех за работу и пожелать вам всегда оставаться мудрыми и воспитывать детей с любовью!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.