Сценарий проведения совещания в форме круглого стола «Понятие социализации. Пути эффективной социализации обучающихся»
СЦЕНАРИЙ
проведения совещания в форме круглого стола
«Понятие социализации.
Пути эффективной социализации обучающихся»
Мелова А.А.
заместитель директора по УВР
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего круглого стола - «Понятие социализации. Пути эффективной социализации обучающихся». В чем заключается актуальность выбранной темы?
Как известно, на современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед образованием и педагогами - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики и России.
В Донецкой Народной Республике на государственном уровне разработаны и реализуются: концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы, план по недопущению фальсификации истории и другие документы.
Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, государственные образовательные стандарты (ГОС) начального, основного и среднего общего образования.
Цель проведения нашего круглого стола - рассмотрение понятие социализации обучающихся; выявление наиболее эффективных методов и форм, а также проблем, с которыми сталкиваются педагоги в процессе социализации обучающихся.
Итак, коллеги, как вы понимаете термин «социализация»?
(ответы педагогов)
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Согласно самому общему определению, социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса:
1) процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека – в детстве, отрочестве, юности;
2) процесс формирования личности – развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.
В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди учатся жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие «социализация» касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения.
Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
Согласно внесенным в марте 2021 года изменениям в статью 1 Закона Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015 года № 55-ІНС «Об образовании» «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к памяти защитников Донецкой Народной Республики и подвигам Героев Донецкой Народной Республики, закону и правопорядку, старшему поколению, человеку труда, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, природе и окружающей среде».
В качестве основных институтов социализации рассматриваются семья и школа, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Как вы думаете, коллеги, чье влияние на ребёнка сильнее - влияние семьи или школы?
(Ответы коллег)
Никто не сомневается, что влияние семьи на воспитание и социализацию детей сильнее.
Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Задача педагогов - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности.
Одной из важнейших составляющих социализации учащихся является социальная адаптация к школе.
В ходе социальной адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений. Личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей, т.е. безболезненно войти в новое социальное окружение.
В гимназии были проведены диагностические исследования, с результатами которых вас ознакомит педагог-психолог.
(Доклад педагога-психолога)
Заместитель директора по УВР:
Одним из важнейших требований успешной социализации обучающихся является четкость социальной и профессиональной позиций ее педагогов. В ходе подготовки круглого стола было предложено провести онлайн - анкетирование с помощью гугл-форм с целью определения ролевых профессиональных позиций педагогов гимназии, как воспитателей.
(Доклад по итогам анкетирования)
Заместитель директора по УВР:
Следует отметить, что социализация обучающихся идет в процессе его взаимодействия не только с семьей и школой, но и многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями. Это и группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа в процессе социализации детей активно взаимодействует с вышеперечисленными микрофакторами, учитывает их влияние на развитие личности ребенка.
В рамках сегодняшней встречи остановимся на одном из направлений, которое занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе. Это ученическое самоуправление, которое во многом определяют социальные перспективы выпускников гимназии. Именно в школьных объединениях подростки получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
О роли ученического самоуправления как факторе, влияющем на уровень социализированности личности обучающегося, расскажет руководитель школьного методического объединения классных руководителей.
(Доклад руководителя школьного методического объединения классных руководителей)
Заместитель директора по УВР:
Итак, опыт работы гимназии показал, что в целом коллектив успешно работает над проблемой социализации детей, значение которой возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают все стороны жизни. Мы должны четко знать и понимать, что мы хотим и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.
И сейчас я предлагаю вам создать портрет социально адаптированного обучающегося гимназии, сформулировать условия для успешной социализации обучающихся, а также обозначить проблемы, возникающие в гимназии в процессе социализации учащихся и определить пути их решения.
Работа в группах.
Представители команд представляют результаты, наклеивая сердечки на магнитные доски, обсуждение полученных результатов
Заместитель директора по УВР:
Итак, мы рассмотрели сегодня все вопросы, представленные в повестке дня, и получили импровизированные сердца. И это не случайно, потому что в заключении мне хотелось бы привести высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с душой человека».
Я хочу поблагодарить всех за работу и пожелать вам всегда оставаться мудрыми и воспитывать детей с любовью!