12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»

Виды связей или вдогонку о понятиях.

Чтобы закончить с понятиями и перейти к следующей форме мышления, суждению, рассмотрим виды связей в логике.

В Интернете можно увидеть множество схем и таблиц. Воспользуемся одной из них.

Чаще всего приходится сталкиваться с первыми шестью видами связей. Именно они позволяют детям осознанно давать определения и далее строить суждения. Именно от владения этими видами связей зависит успешное выполнение заданий на проверку умения обобщать/ограничивать, строить/заполнять схемы, в геометрии отличать свойства от признаков.

При пояснении видов связи нагляднее всего применять круги Эйлера, чем мы и воспользуемся.

Итак, основные виды связей:

Отношение подчинения.

Это ситуация, при которой объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида (В) и рода (А).

Пример: Береза – это лиственное дерево.

Кошка-это млекопитающее.

 

Отношение соподчинения.

В отношении соподчинения (координации) находятся понятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию.

Пример: Ель и береза – деревья.

Рядовичи и закупы – зависимые категории населения.

Отношение тождества.

Тождественными, равнообъемными или равнозначными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают.

Пример: Москва – столица нашей страны.

Н.В. Гоголь – автор поэмы «Мертвые души».

Отношение противоречия.

В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя никакими другими.

AutoShape 5Прямоугольник 4

Пример: Это лист белой бумаги, а это лист не белой бумаги.

Отношение противоречия.

В отношении противоположности находятся два понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия.

Примеры: Белый – черный, храбрость – трусость.

Отношения перекрещивания.

Перекрещивающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают.

Пример: некоторые учащиеся школы – хорошие спортсмены.

Несравнимые понятия.

Это понятия, не имеющие общего родового основания.


 


 

А В

Пример: Любовь и треугольник.


 

Еще одна табличка из Интернета, обобщающая все сказанное

Следует отличать отношение рода и вида от отношения части и целого. Признаки рода являются и признаками всех его видов, часть же не обладает признаками целого, поэтому свойства целого не могут автоматически переноситься на часть, и наоборот.

Используем выражение: «Всякий элемент объема понятия А является элементом объема В, но не каждый элемент объема понятия В является элементом объема понятия А» к определению отношений между понятиями «кислород» (А) – «атмосфера» (В). Получим: «Всякий кислород (А) есть атмосфера (В), но не всякая атмосфера (В) есть кислород (А)». Данное высказывание является ложным, поэтому его следует сформулировать по-иному: «Всякий кислород (А) есть часть атмосферы (В), но не наоборот» – отношение части и целого.

И вот еще одна схема, позволяющая разъяснить вышесказанное. Схема взята из презентации профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, к.п.н Бершадского Михаила Евгеньевича.

Возникают вопросы: и как с этим работать? Зачем вся эта премудрость нам и тем более детям?

Примерные задания на основе вышесказанного:

Пример 1.


 

Пример 2.

Установите соотношения «часть-целое», «целое - часть», «вид-род», «род-вид» между понятиями:

Предложение – текст

Алгебра – математика

Параллель – экватор

Атмосферные осадки – роса

Математика – геометрия

Гранит – полевой шпат

Глава – роман

Повесть – жанр прозы

Экватор – параллель

Кислота – водород

Щука – рыба.

Ответ:

Виды связей

часть-целое

целое - часть

вид-род

род-вид

Предложение – текст

Глава – роман

Гранит – полевой шпат

Кислота – водород

Алгебра – математика

Повесть – жанр прозы

Экватор – параллель

Щука – рыба

Параллель – экватор

Атмосферные осадки – роса

Математика – геометрия

Пример 3.

Пример 1. Часто в ответах учащихся встречаются высказывания, которые являются неполными, неточными или ошибочными. Проанализируйте высказывания и определите их верность, ошибочность или неточность. Поясните ответы с точки зрения физики.

А) Только в твердом состоянии тело сохраняет объём.

Б) Молекулы веществ притягиваются.

В) Чем сильнее полировать поверхность, тем более скользкой оно становится.

Г) В твердом состоянии тело сохраняет объём.

Д) У Земли два полюса.

Ответ.

А) Объём тело сохраняет и в жидком состоянии. Слово «только» здесь лишнее.

Б) Молекулы вещества одновременно притягиваются и отталкиваются.

В) Сначала при полировке, пока сглаживаются неровности, скользкость увеличивается, но при некоторой гладкости из-за молекулярного взаимодействия плотно прилегающих поверхностей скользкость уменьшается.

Г) В твердом состоянии тело сохраняет и объём и форму.

Д) У Земли два географических и два магнитных полюса.

Пример 3.

Пример 4.

Жители страны Х исповедуют христианство, православие и ислам.

Какая графическая схема точно передает его содержание.

1)


 

2)

 

Используемые ресурсы.

  1. Никитин А.В. Общая логика. Теория связей.

    Лтитвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу.

    Крылова О.В. Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов.

    Бершадский М.Е. Персональный сайт: www.bershadskiy.ru

    https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B5&img_url=http%3A%2F%2Frpp.nashaucheba.ru%2Fpars_docs%2Frefs%2F3%2F2287%2Fimg57.jpg&pos=1&rpt=simage

    Основы формальной логики. http://vsempomogu.ru/urist/logika/692-8.html

    Власова Н.Н Нестандартные задания https://xn--j1ahfl.xn--1ai/library/nestandartnie_zadaniya_153314.html

P.S. Схемы в публикации, увы, поплыли, но на скачиваемом файле они сохранены.

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.