Виды связей или вдогонку о понятиях.
Чтобы закончить с понятиями и перейти к следующей форме мышления, суждению, рассмотрим виды связей в логике.
В Интернете можно увидеть множество схем и таблиц. Воспользуемся одной из них.
Чаще всего приходится сталкиваться с первыми шестью видами связей. Именно они позволяют детям осознанно давать определения и далее строить суждения. Именно от владения этими видами связей зависит успешное выполнение заданий на проверку умения обобщать/ограничивать, строить/заполнять схемы, в геометрии отличать свойства от признаков.
При пояснении видов связи нагляднее всего применять круги Эйлера, чем мы и воспользуемся.
Итак, основные виды связей:
Отношение подчинения.
Это ситуация, при которой объем одного понятия полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его. Это отношение вида (В) и рода (А).
Пример: Береза – это лиственное дерево.
Кошка-это млекопитающее.
Отношение соподчинения.
В отношении соподчинения (координации) находятся понятия, объемы которых исключают друг друга, но принадлежат некоторому более общему родовому понятию.
Пример: Ель и береза – деревья.
Рядовичи и закупы – зависимые категории населения.
Отношение тождества.
Тождественными, равнообъемными или равнозначными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают.
Пример: Москва – столица нашей страны.
Н.В. Гоголь – автор поэмы «Мертвые души».
Отношение противоречия.
В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя никакими другими.
Пример: Это лист белой бумаги, а это лист не белой бумаги.
Отношение противоречия.
В отношении противоположности находятся два понятия, признаки которых противоречат друг другу, а сумма их объемов не исчерпывает родового понятия.
Примеры: Белый – черный, храбрость – трусость.
Отношения перекрещивания.
Перекрещивающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают.
Пример: некоторые учащиеся школы – хорошие спортсмены.
Несравнимые понятия.
Это понятия, не имеющие общего родового основания.
А В
Пример: Любовь и треугольник.
Еще одна табличка из Интернета, обобщающая все сказанное
Следует отличать отношение рода и вида от отношения части и целого. Признаки рода являются и признаками всех его видов, часть же не обладает признаками целого, поэтому свойства целого не могут автоматически переноситься на часть, и наоборот.
Используем выражение: «Всякий элемент объема понятия А является элементом объема В, но не каждый элемент объема понятия В является элементом объема понятия А» к определению отношений между понятиями «кислород» (А) – «атмосфера» (В). Получим: «Всякий кислород (А) есть атмосфера (В), но не всякая атмосфера (В) есть кислород (А)». Данное высказывание является ложным, поэтому его следует сформулировать по-иному: «Всякий кислород (А) есть часть атмосферы (В), но не наоборот» – отношение части и целого.
И вот еще одна схема, позволяющая разъяснить вышесказанное. Схема взята из презентации профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, к.п.н Бершадского Михаила Евгеньевича.
Возникают вопросы: и как с этим работать? Зачем вся эта премудрость нам и тем более детям?
Примерные задания на основе вышесказанного:
Пример 1.
Пример 2.
Установите соотношения «часть-целое», «целое - часть», «вид-род», «род-вид» между понятиями:
Предложение – текст
Алгебра – математика
Параллель – экватор
Атмосферные осадки – роса
Математика – геометрия
Гранит – полевой шпат
Глава – роман
Повесть – жанр прозы
Экватор – параллель
Кислота – водород
Щука – рыба.
Ответ:
Виды связей |
|||
часть-целое |
целое - часть |
вид-род |
род-вид |
Предложение – текст Глава – роман |
Гранит – полевой шпат Кислота – водород |
Алгебра – математика Повесть – жанр прозы Экватор – параллель Щука – рыба |
Параллель – экватор Атмосферные осадки – роса Математика – геометрия |
Пример 3.
Пример 1. Часто в ответах учащихся встречаются высказывания, которые являются неполными, неточными или ошибочными. Проанализируйте высказывания и определите их верность, ошибочность или неточность. Поясните ответы с точки зрения физики.
А) Только в твердом состоянии тело сохраняет объём.
Б) Молекулы веществ притягиваются.
В) Чем сильнее полировать поверхность, тем более скользкой оно становится.
Г) В твердом состоянии тело сохраняет объём.
Д) У Земли два полюса.
Ответ.
А) Объём тело сохраняет и в жидком состоянии. Слово «только» здесь лишнее.
Б) Молекулы вещества одновременно притягиваются и отталкиваются.
В) Сначала при полировке, пока сглаживаются неровности, скользкость увеличивается, но при некоторой гладкости из-за молекулярного взаимодействия плотно прилегающих поверхностей скользкость уменьшается.
Г) В твердом состоянии тело сохраняет и объём и форму.
Д) У Земли два географических и два магнитных полюса.
Пример 3.
Пример 4.
Жители страны Х исповедуют христианство, православие и ислам.
Какая графическая схема точно передает его содержание.
1)
2)
Используемые ресурсы.
-
Никитин А.В. Общая логика. Теория связей.
Лтитвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу.
Крылова О.В. Реализация требований ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения средствами учебных предметов.
Бершадский М.Е. Персональный сайт: www.bershadskiy.ru
Основы формальной логики. http://vsempomogu.ru/urist/logika/692-8.html
Власова Н.Н Нестандартные задания https://xn--j1ahfl.xn--1ai/library/nestandartnie_zadaniya_153314.html
P.S. Схемы в публикации, увы, поплыли, но на скачиваемом файле они сохранены.
Елена Михайловна Осетрова