Статья на тему «Виды УУД»
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они
• носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
• обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
• лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально- предметного содержания.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
САМОПОЗНАНИЕ И САМО- ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СМЫСЛООБРАЗО- ВАНИЕ И СМЫСЛО- ПОРОЖДЕНИЕ
НРАВСТВЕННО- ЭТИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД
Общеучебные УУД
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
информационный поиск;
знаково-символические действия;
структурирование знаний;
произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;
рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий
Общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции:
- отображения учебного материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- переход во внутренний умственный план;
- формирования обобщенных знаний
Познавательные УУД – логические действия
• анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
• синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждения;
• выдвижение гипотез, их обоснование
• доказательство.
Познавательные УУД – постановка и решение проблем
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию