Викторина по литературе 19-20 веков

3
0
Материал опубликован 23 September

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе

«Викторина по русской литературе 19-20 веков»

 

 

 

 

                                                          

                                                                        

    Преподаватель: Великоредчанина Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Цель:   
1. Повышать читательский интерес.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания обучающихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.
Оборудование: Выставка  книг.

Задания для викторины разбиты на несколько этапов, последовательность которых можно варьировать. Данная викторина ориентирована не на личное, а на командное первенство. Команда должна состоять из 5-8 человек, обладающих компетенциями разного типа.

Ход викторины



 

t1727097377aa.gift1727097377ab.gift1727097377aa.gift1727097377ac.gift1727097377ad.gift1727097377ae.gift1727097377af.gif1.Узнайте поэта или писателя по фрагменту биографии.

1.     Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. После смерти отца приехал к деду Каширину, у которого были красильные мастерские. К одиннадцати годам остался круглым сиротой. Разорившийся дед отдал внука «в люди».


2.      Родился в селе Багдади 7 июля 1893 года. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила в весьма скромном достатке, так как учить детей приходилось на стороне. Вольный дух Кавказа, дружба с грузинскими детьми, поездки по лесничеству, в котором работал отец, способствовали раннему взрослению и самостоятельности. 


4.      В 1943 году после освобождения от немцев города Орла он награждён орденом Отечественной войны II степени, а в 1944 – после освобождения Бобруйска – орденом Красного Знамени. Арестован в Восточной Пруссии в феврале 1945 года. Был приговорён к 8 годам по статьям 58-10 и 58-11. 


5.     Родился 20 августа 1899 года в Ямской слободе на окраине Воронежа. Отец его – слесарь железнодорожных мастерских, мать – дочь часового мастера, хранительница дома. В семье было одиннадцать детей. Будущий писатель был старшим сыном. Рано повзрослел… В 1924 году напишет о себе: «Мелиоратор, электротехник».


6.     Отец хотел, чтобы сын поступил в Московский педагогический институт, но юноша выбрал другой путь. Переехав в Москву, устанавливает связи с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Нашёл работу в качестве помощника корректора в типографии Сытина. Стал вольнослушателем на историко-философском отделении народного университета имени А.Л. Шанявского.


2. С именами каких литераторов связаны имена этих женщин:


1. Виардо Полина а) Пушкин 

2. Гончарова Наталья б) Достоевский

3. Лопухина Варвара в) Толстой

4. Берс Софья г) Тютчев

5. Лазич Мария д) Фет

6. Денисьева Елена е) Гумилев

7. Керн Анна ж) Тургенев

8. Суслова Аполинария з) Лермонтов

9. Сниткина Анна

10. Ахматова Анна


3. Напишите к фамилии литератора имя и отчество:


Салтыков-Щедрин_____________________________________________________

Тургенев_______________________________________________________________

Гончаров______________________________________________________________

Чехов_________________________________________________________________

Блок__________________________________________________________________

Лесков________________________________________________________________

Цветаева_______________________________________________________________

4.Соотнесите фамилию литератора и название его произведения:

 

1.     «Очарованный странник» 1. Достоевский

2.     «Кому на Руси жить хорошо» 2. Чехов

3.     «Хаджи-Мурад» 3. Гоголь

4.     «Женитьба» 4. Толстой

5.     «Три сестры» 5. Некрасов

6.     «Идиот» 6. Лесков

7.     «Конармия» 7. Шолохов

8.«Ювенильное море» 8. Солженицын

9.«Красное колесо» 9. Платонов

10.«Донские рассказы» 10. Бабель


5. Найдите соответствие между двумя столбиками: фамилиями и датами жизни литераторов:

 

1.     1821-1877/78 а) Чехов

2.     1821-1881 б) Некрасов

3.     1803-1873 в) Пушкин

4.1814-1841 г) Мандельштам

5.1831-1895   д) Лермонтов

6.1860-1904   е) Достоевский

7.1799-1837   ж) Шолохов

8. 1905-1985 з) Тютчев

9.1891 – 1938 и) Лесков


6. Вычеркните лишних персонажей из предложенного списка героев одного произведения, из какого произведения эти персонажи?

 

1. Болконский, Балконский, Ростов, Трубецкой, Друбецкой, Долохов, Денисов.

2. Печорин, Ленский, Максим Максимыч, Азамат, Казбич, Грушницкий, Бэла.

3. Базаров, Кирсанов, Кукшина, Ситников, Фифочка, Павел Петрович, Аркадий.

4. Алена Ивановна, Порфирий Петрович, Родион Романович, Петр Петрович, Федор Павлович.

5. Савелий богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна, Демушка, Пров, братаны Губины, Алена Тимофеевна.

6. Обломов, Шульц, Ольга, Агафья Пшеницына, Алексей Иванович, Захар, маменька.

7. Аксинья, Устинья, Григорий, Наталья, Дарья, Петро, Дуняшка, Пантелей Прокофьич, дед Гришака.

8. Гаев, Раневская, Раев, Варвара, Лопахин, Лопатин, Нелопин, Трофимов, Епиходов.

9. Чичиков, Манилов, Собачевский, Собакевич, Коробочка, Баночка, Плюшкин.

 

 

7. Вычеркните из списка лишнее произведение одного автора:

 

1.     «Анна Каренина», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Воскресение».

2.     «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Братья разбойники».

3.     «Идиот», «Подросток», «Записки из подполья», «Записки из мертвого дома», «Записки сумасшедшего».

4.     «Записки из мертвого дома», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шенель».

5.     «Маскарад», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Машина времени».

6.     «Соборяне», «Сбор Парижской Богоматери», «На ножах», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник».

7.     «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину».


8. Продолжите строи поэтического произведения:

 

1.     В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

 

2.     Уж небо осенью дышало,

          Уж реже солнышко блистало,

          Короче становился день…

 

3.     Да, были люди в наше время,

          Не то, что нынешнее племя,

          Богатыри – не вы…

 

 

4.     Товарищ, верь, взойдет она –

          Звезда пленительного счастья…

 

5.     На пушистых ветках

          Снежною каймой…

 

6.     Переправа, переправа

           Берег левый, берег правый…

 

9. Герою какого произведения соответствует это описание, как зовут героя:

 

 

1.     "...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..." "... был несколько больше других мужчин в комнате..." "...Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками..."

2.     «…бледное лицо, прекрасные темные глаза и темно-русые волосы. Он довольно высок и строен. Молодой человек одет настолько бедно, что похож на оборванца или трубочиста. "...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен..."

3.     ..Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..." 

"...младший,…, в отца попер: на полголовы выше …, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился …, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое..." 


10. Отгадайте литературоведческий термин


1.     Как называется повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи?

2.     Как называют фигуру, основанную на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления?

3.     Как называют противопоставление художественных образов, понятий?
Каким термином обозначают использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение (оборот речи), заменяющее слово? Используется для украшения речи, замены повтора или несет в себе значение аллегории.

4.     Как называется один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического); композиционный прием, подчеркивающий связь нескольких элементов художественного произведения; аналогия, сближение явлений по сходству (например, явлений природы и человеческой жизни)?

5.     Как называется троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки?


11. Определите размер стиха  

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

  а) хорей;  б) ямб;  в) дактиль;   г) амфибрахий.

 

12.  Определите, какое изобразительно-выразительное средство используется в приведенном поэтическом отрывке

          Темнеет вдали, 
          Приуныл подорожник. (Н. Рубцов)

  а) сравнение;  б) эпитет;  в) олицетворение;   г) гипербола.

13.  Рифма – это…

 а) созвучие окончаний стихотворных строк
 б) созвучие начальных слов в стихотворении
 в) чередование ударных и безударных слогов во всех словах стихотворения.

14.  Укажите способ рифмовки в стихотворении С. Есенина

Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

 а) перекрёстная; б) парная;  в) опоясывающая (кольцевая).

 

 

 

Эталон ответа:

1.

1.     (А.М. Горький)

2.     (В.В. Маяковский)

3.     (А.И. Солженицын)

4. (А.П. Платонов)

5.    (С.А. Есенин)

2.

 а)А.С. Пушкин – Анна Керн,  Наталья Гончарова

 б) Ф.М. Достоевский – Сниткина Анна,  Суслова Аполинария

 в) Л.Н. Толстой – Бёрс Софья

 г)Ф.И. Тютчев – Денисьева Елена

д) А.А. Фет – Лазич Мария

е) А. Гумилёв - А. Ахматова

ж) И.С. Тургенев – Полина Виардо

з) М.Ю. Лермонтов – Варвара Лопухина

3.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Тургенев Иван Сергеевич

Гончаров Иван Александрович

Чехов Антон Павлович

Блок Александр Александрович

Лесков Николай Семёнович

Цветаева Марина Ивановна

4.​​​​​​​

1.     «Очарованный странник» -  Н.С. Лесков

2.     «Кому на Руси жить хорошо» - Н.А. Некрасов

3.     «Хаджи-Мурад» - Л.Н. Толстой

4.     «Женитьба»  - Н.В. Гоголь

5.     «Три сестры» - А.П. Чехов

6.     «Идиот»  - Ф.М. Достоевский

7.     «Конармия»  - Бабель

8.«Ювенильное море»- А.П.  Платонов

9.«Красное колесо»  - Солженицын

10.«Донские рассказы»  - Шолохов

5.

1821-1877/78 - Некрасов

1821-1881  - Достоевский

1803-1873 - Тютчев

1814-1841  - Лермонтов

1831-1895 - Лесков

1860-1904 - Чехов

1799-1837   - Пушкин

1905-1985 - Шолохов

1891 – 1938 - Мандельштам

 

6.Вычеркните лишних персонажей из предложенного списка героев одного произведения, из какого произведения эти персонажи?

 

1. Болконский, Балконский, Ростов, Трубецкой, Друбецкой, Долохов, Денисов. Л.Н. Толстой «Война и мир»

2. Печорин, Ленский, Максим Максимыч, Азамат, Казбич, Грушницкий, Бэла. М.Ю Лермонтов «Герой нашего времени»

3. Базаров, Кирсанов, Кукшина, Ситников, Фифочка, Павел Петрович, Аркадий. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

4. Алена Ивановна, Порфирий Петрович, Родион Романович, Петр Петрович, Федор Павлович. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

5. Савелий богатырь святорусский, Матрена Тимофеевна, Демушка, Пров, братаны Губины, Алена Тимофеевна. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

6. Обломов, Шульц, Ольга, Агафья Пшеницына, Алексей Иванович, Захар, маменька. И.А. Гончаров «Обломов»

7. Аксинья, Устинья, Григорий, Наталья, Дарья, Петро, Дуняшка, Пантелей Прокофьич, дед Гришака. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

8. Гаев, Раневская, Раев, Варвара, Лопахин, Лопатин, Нелопин, Трофимов, Епиходов. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

9. Чичиков, Манилов, Собачевский, Собакевич, Коробочка, Баночка, Плюшкин.

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

 

7.Вычеркните из списка лишнее произведение одного автора:

 

1.«Анна Каренина», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Воскресение».

2.«Записки из мертвого дома», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель».

3.«Маскарад», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Машина времени».

4.«Соборяне», «Сбор Парижской Богоматери», «На ножах», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник».

5.«Поднятая целина», «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину».

8.Продолжите строи поэтического произведения:

 

2.     В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай…

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

 

7.     Уж небо осенью дышало,

          Уж реже солнышко блистало,

          Короче становился день…

         Лесов таинственная сень

        С печальным шумом обнажалась…

 

8.     Да, были люди в наше время,

          Не то, что нынешнее племя,

          Богатыри – не вы…

         Плохая им досталась доля:

        Немногие вернулись с поля..

 

9.     Товарищ, верь, взойдет она –

          Звезда пленительного счастья…

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена…

 

10. На пушистых ветках

          Снежною каймой…

          Распустились кисти

          Белой бахромой..

11. Переправа, переправа

           Берег левый, берег правый…

          Снег шершавый, кромка  льда…

 

9.Герою какого произведения соответствует это описание, как зовут героя:

 

 

1."...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..." "... был несколько больше других мужчин в комнате..." "...Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками..." (Пьер Безухов. «Война и мир»).

2.«…бледное лицо, прекрасные темные глаза и темно-русые волосы. Он довольно высок и строен. Молодой человек одет настолько бедно, что похож на оборванца или трубочиста. "...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен..." (Родион Раскольников «Преступление и наказание»)

3..Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..." ( Евгений Базаров «Отцы и дети»)

4."...младший,…, в отца попер: на полголовы выше …, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился …, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое..." ( Григорий Мелехов «Тихий Дон»).


10.

1. (Аллитерация)

2. (Оксюморон)

3. (Антитеза)

 4.(Перифраз)

5. (Параллелизм)

6.(Ирония)

 

    11. б

    12. в

    13. а

    14. б



2. Подсчет баллов (за каждый правильный ответ присуждается 1 балл)



3.Награждение победителей



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.