Программа факультативного курса «Мир православных праздников на страницах литературы 19–20 веков» (6–7 класс)
Программа факультативного курса « Мир православных праздников на страницах литературы 19-20 веков »
Одна из актуальнейших проблем нашего времени, которую на протяжении уже многих лет старается решить общество, – это проблема духовно-нравственного воспитания, и введение курса «ОРКСЭ» в общеобразовательных учебных заведениях свидетельствует об этом. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека, многие россияне стали на путь Православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры. В настоящее время проявляется все более отчетливое понимание того, что единственно реальный путь выхода из сложившейся ситуации – это обращение к богатому духовно-нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен являлось и является сейчас Православие. Но, к сожалению, не во всех школах родители выбрали модуль «Основы православной культуры». Во многих школах ведется курс «Основы светской этики» или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Не будем исследовать причины этого выбора. Время покажет и расставит все на свои места. На сегодняшний день «дополнить» названные выше курсы помогут факультативные и элективные курсы, в которых прослеживается обращение к православной культуре. В первую очередь это относится к курсам по литературе: всем хорошо известно, что Православие оказало глубокое воздействие на русскую литературу. Во многих произведениях нашли свое художественное воплощение события Священной истории, а также церковные праздники. Знакомство с такими произведениями поможет учащимся прикоснуться к духовным ценностям православия, увидеть и почувствовать их красоту и, возможно, «сделать первые шаги к храму». Художественное слово - это один из путей воспитания светлых и чистых чувств - ведь чувства воспитываются прекрасным. Изучение факультативного курса «Мир православных праздников на страницах русской литературы 19-20 веков» даст возможность не только познакомить учащихся с удивительным и в то же время нравственно возвышенным миром православных праздников через произведения русской литературы, но приобщить их к непреходящим ценностям православия, к духовным традициям своего Отечества.
Программа факультативного курса «Мир православных праздников на страницах русской литературы 19-20веков»
Пояснительная записка
История нашего Отечества сложилась так драматично, что связь с культурой предков была насильственно прервана, забвению и поруганию были преданы народные традиции, обряды, христианские праздники. В настоящее время пришло осознание необходимости воскресить прерванную связь.
Актуальность проблемы определяется необходимостью донести до сознания молодых поколений основополагающие ценности отечественной культуры. Приоритетность этой задачи определена в Национальной доктрине образования. Без приобщения молодых поколений к ценностям и смыслам отечественной духовной традиции невозможно обеспечить доступ молодых людей к наследию отечественной культуры. Традиция отечественной культуры сформирована на основе Православия «Православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь. И эту точку зрения усваивает (не всегда в полноте) русская литература в качестве основной идеи, становясь таким образом православной по своему духу» [7, стр.3].
Важнейшим элементом православной традиции является православный календарь – годовой круг постов и праздников. В этом «круге светлых» дней гармонично сочетаются народная трудовая и праздничная культура, народные этические представления, духовные ценности народа. Круг праздников представляет собой своеобразный источник органического постижения богатого культурного наследия Отечества. Сегодня праздники православного календаря естественно и все более глубоко входят в повседневность культуры. Православное Рождество и празднование иконы Божией Матери Казанская стали государственными праздниками. Школьный курс «Мир православных праздников на страницах русской литературы 19-20веков » поможет увидеть глубину смысла традиционных праздников, обнаружить в традициях праздничной культуры источник духовного совершенствования. Материал, представленный в программе, обладает высоким интегративным потенциалом, он позволяет развивать крайне востребованную сегодня способность интегрировать информацию разного типа, уровня, способа организации.
Предлагаемый курс носит познавательно-развивающий характер. Программа курса предусматривает анализ художественных произведений, которые, в основном, не включены в курс школьной программы по литературе. Кроме того, учитель имеет возможность выбора текста из предложенного списка. Художественные произведения анализируются как произведения словесного искусства, как эстетическая ценность сложной нравственной и философской природы.
Новизна программы факультативного курса определяется тем, что она строится на идее восстановления в содержании образования многочисленных связей русской культуры в ее разнообразных проявлениях и отечественной духовной традиции – Православия. Эта связь была разрушена в годы воинствующего атеизма и сегодня быстро восстанавливается. Для того чтобы культура не теряла динамику, важно, чтобы школа не только успевала реагировать на реальные общественные процессы, но находилась в авангарде позитивных социокультурных изменений. Программа нацеливает на изучение традиционной культуры и творческое использование ее потенциала, на синтез традиции и современности.
Педагогическая целесообразность изучаемого курса обусловлена тем, что он нацелен на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, воспитывает уважение к традиционным ценностям, к русской литературе , укрепляет смысловую, духовно-нравственную сторону образования и позволяет максимально реализовывать идею образовательного пространства, открытого в культуру, а также развивает способность детей свободно ориентироваться в социокультурной реальности современного мира.
Цель курса — через знакомство с календарными праздниками православной традиции воспитание почтения к культурному наследию России, развитие в учениках способности понимать формы, посредством которых родная культура выражает свои главные смыслы и воспитывает потребность и умение их осваивать.
Сформулированная цель предполагает следующие задачи курса:
Формирование представлений о фундаментальных ценностях отечественной литературы и культуры и их духовных истоках
Формирование представления о круге и ритме жизни русского православного народа
Знакомство с праздниками православного календаря, изучение их духовного смысла, обычаев празднования в разных сословиях общества
Получение опыта подготовки и участия в празднике православного календаря.
Формирование умения отличать православные традиции от суеверных обычаев, бытующих в различных субкультурных сообществах.
Развитие способности к самообразованию через приобретения навыков работы с художественным текстом.
Формирование умения работать со сложными культурными текстами (Евангелие), «читать» и интегрировать информацию, содержащуюся в различных знаковых системах.
Организация работы по данному курсу требует индивидуализации соотношения внешней информационной и внутренней смысловой стороны в изложении материала. Решительное предпочтение следует отдавать коллективным методам работы: творческая мастерская, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, коллективная творческая работа, защита творческого проекта.
Основными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод (в работе с художественным текстом и справочной литературой), интерактивные методы, наглядность, представленная многообразием средств наглядности, широкое использование ИКТ.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
• развитие качеств, весьма важных в практической деятельности любого человека, – внимание, настойчивость, целеустремленность;
• развитие любознательности;
• развитие внутреннего мира ученика, духовного сопереживания;
• развитие духовно-нравственных ценностей ребенка;
Метапредметные результаты:
• включение в активные формы обучения – работа в парах, в группах;
• умение контролировать свою деятельность;
• способность ориентироваться в ценностно-смысловых аспектах; современной жизни и формировать собственные ценностные основания с учетом отечественной духовной традиции русской литературы и культуры в целом;
• умение грамотно работать с текстом художественного
произведения и текстами других типов, со справочной литературой, возможность строить самообразование с опорой на ее духовно-нравственное и смысловое основание;
• умение ориентироваться в календарных обычаях отечественной традиции, сознательно включаться в празднование событий православного календаря.
Содержание программы факультативного курса
«Мир православных праздников на страницах русской литературы 19-20веков »
6(7) класс (34часа)
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Христианский годовой круг, «главная цель христианского года - показать человеку образ восхождения» [9,стр.105]. Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Три аспекта праздников: природный, исторический и онтологический. Великие и малые праздники. Православные праздники как органичная часть повседневной жизни всех слоев общества в дореволюционной России (время жизни рассчитывалось по церковному календарю, в котором главным было не число и месяц, а евангельское событие).
Образы и мотивы, отражающие сюжеты православных праздников, в творчестве русских писателей. Христианский хронотоп русской литературы: во многих произведениях время представлено не датами (веками, годами, месяцами), а христианскими праздниками.
Тема 1. Зимние христианские праздники(10 часов)
Череда Господских праздников.
Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник, праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Христианский смысл праздника. Священное Писание о Рождестве Христовом. Символы Рождества Православные традиции праздника. Отражение событий праздника Рождества Христова в русской литературе и в искусстве.
Влияние христианских духовных традиций на светскую культуру и литературу.
Рождественские образы и мотивы. С.Макарова «Рождество», Л. Клавдина «Вечер под Рождество», Н.Телешов «Елка Митрича», «Рождество» глава из романа И.С. Шмелева «Лето Господне».
Понятие святочного и рождественского рассказа. Традиция рождественского рассказа в русской литературе. Воплощение христианских идеалов в рассказах. Чтение и анализ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Рождественские образы и мотивы в творчестве русских поэтов. Стихи русских поэтов о Рождестве.
Крещение Господне. Богоявление.
Христианский смысл праздника. Креститель Господень Иоанн. Икона праздника. Православные традиции праздника. Великое освящение воды. Образ праздника в литературе и живописи.
Сретенье Смысл праздника . Отражение праздника в духовной поэзии.
Тема 2. Весенние христианские праздники (10часов)
Весна – символ начала жизни. В пробуждающейся природе зарождается жизнь. В этом жизненном цикле природы, продолжающемся из года в год, заложен глубокий духовный смысл. Именно весна как нельзя лучшее тому подтверждение. Весна – начало времени, летоисчисление от дней Творения мира, когда был сотворён видимый мир, венец природы и Божье создание – человек.
Благовещенье. Христианский смысл праздника.
Стихи русских поэтов на тему Благовещения.
Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье.
Цветоносный праздник церковного календаря Христианский смысл праздника. Преддверие праздника – чудо воскрешения Лазаря. Народные обычаи праздника. Произведения поэзии и прозы о празднике. Верба и другие природные символы весенних православных праздников в русской литературе Иконография праздника. Живопись.
Пасха. Смысл праздника. Пасхальные мотивы в русской литературе. Пасха в русской культуре. А. Ремизов «Пасха», Б. Ширяев «Утешительный поп», З. Гиппиус «Ниниш».
Пасхальный рассказ. Связь с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова дня. Назидательность. Особенность сюжета— «духовное проникновение», «нравственное перерождение человека», прощение во имя спасения души, воскрешение «мертвых душ», «восстановление» человека. Признаки: приуроченность времени действия к Пасхальному циклу праздников и «душеспасительное» содержание.
«На чужой стороне» Иван Бунин, «Пасхальный дождь» Владимир Набоков. «Пасхальные колокола». А.И. Куприн, пасхальные рассказы Н. Лейкина.
Тема 3. День Святой Троицы .(2 часа)
День Святой Троицы – день рождения Церкви. Духовная радость .Церковь торжествующая. История и духовный смысл праздника. О традициях праздника Троицы на Руси. Образы Троицы в прозе и поэзии.
Тема 4. Царственный праздник Преображения Господня.(1 час)
Праздник Преображения в православном календаре. История праздника и его духовный смысл. Почему праздник стоит последним в череде Господских праздников? О чем напоминает христианам этот праздник? Чудо Фаворского света. Народные обычаи праздника на Руси.
Образ Преображения в литературе и искусстве. И А Бунин «Антоновские яблоки» - поэтический образ крестьянской и помещичьей России — христианской Руси.
Тема 5. Богородничные праздники (2 часа)
События земной жизни Пресвятой Богородицы, отраженные в двунадесятых праздниках. Успение Пресвятой Богородицы (15 августа), Рождество Пресвятой Богородицы ( Святая Заступница) (8 сентября), Покров Пресвятой Богородицы ( Материнское благословение) (1 октября). История праздников. Радость события Рождества Богородицы. К чему призывала Церковь христиан в день Рождества Пресвятой Богородицы? Почему праздник Покрова отмечается только на Руси? Путь святых праздников – путь спасения человека.
Особое почитание Богородицы как покровительницы и заступницы Русской земли и русского человека. Рассказы из русской истории о чудесной помощи Богородицы. Иконографические типы праздника. О народных традициях праздника. Произведения духовной поэзии и классической литературы о смысле православного праздника.
Образ Богородицы в русской поэзии и прозе (В.А. Жуковский, А.К. Толстой, В.В. Вересаев, А.А. Блок, Михаил Кузмин, Б.Л. Пастернак и другие). Образ Богородицы во внутренней форме литературного произведения (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, М. Горький, М.А. Булгаков и другие). Образ богородицы в поэзии: Максимилиан Волошин «Хвала Богоматери»; Людмила Колодяжная «Успение Богородицы»; Юлия Жадовская «Молитва к Божией Матери».
Тема 6. Праздники Святых(3 часа)
История праздников Святых (по выбору). Образы Святых угодников Божьих в русской литературе. Рассказ И.С. Шмелева «Еловые лапы»
Святой блаженный Андрей Симбирский. «Града Симбирска чудная похвало и заступление». Память о Святом в Симбирске (Ульяновске). Образ Святого в поэзии и прозе: Владимир Мельник «Блаженный Андрей Симбирский», Евгений Гранд «Юродивый Андрей» (авторская песня),Владимир Гусев Тульский « Блажен, кто верует», сонет 188;
Тема 7. Дни ангелов и архангелов(3 часа)
Архистратиг Михаил-вождь небесных сил. Михайлов день. Характер и смысл праздника. Образ праздника в прозе. «Михайлов день»- глава из романа И.С. Шмелева «Лето Господне»
Защита творческих проектов: День моего ангела.
Обобщение по курсу: Праздники-радости (1час)
Тематический план
№ |
Название темы. Количество часов |
Форма проведения |
Содержание работы и деятельность учащихся |
1-2 |
Вводное занятие. Христианский годовой круг Понятие праздничного дня в Православной Церкви. (2 часа) |
Лекция с элементами беседы; коллективная работа |
Знакомство с программой курса, составление опорной записи по основным положениям лекции,выбор тем для исследовательской работы, творческого проекта . |
3 |
Зимние христианские праздники. Череда Господских праздников. Рождество Христово . Христианский смысл праздника. |
Лекция с элементами беседы |
Рассказ учителя с чтением и толкованием глав из Евангелия, беседа-размышление о празднике, монологические высказывания, сообщения подготовка викторины и ее решение, оформление газеты. |
4 |
Отражение событий праздника Рождества в русской литературе Беседа с элементами анализа по рассказам: С.Макарова «Рождество», Л. Клавдина «Вечер под Рождество», Н.Телешов «Елка Митрича» . |
Практическое занятие |
Сообщения об авторах, просмотр презентаций, работа с текстом, монологические высказывания, словесное рисование, защита иллюстраций, составление кроссворда. |
5 |
Чтение и анализ главы «Рождество» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». |
Урок- практикум |
Просмотр презентации, выразительное чтение отрывков , беседа, словесное рисование ,работа в группах по реализации творческого задания: викторина, сценарий, сочинение-этюд-настроение. |
6 |
Святочные и рождественские рассказы. |
Литературное исследование |
Работа с теоретическим понятием, сообщения с просмотром презентаций, исследовательская работа с текстом в группах , выступления групп, проведение викторины, устное сочинение-отзыв. |
7 |
Концепция святочного рассказа Н.С. Лескова. Мотив евангельского чуда как один из центральных в календарной прозе Н.С. Лескова.
|
Литературное исследование |
Просмотр презентации, индивидуальное сообщение учащегося, работа с текстом по методу творческих групп( с предварительной работой дома),обсуждение результатов работы исследовательских групп, исследование языковых особенностей рассказов. |
8 |
Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
|
Урок-практикум |
Просмотр презентации, индивидуальное сообщение, сравнительный анализ текста; беседа по вопросам, сочинение-письмо, написание собственного рассказа. |
9 |
Рождество в русской поэзии. |
Литературно-музыкальный калейдоскоп |
Просмотр презентации, сообщения, выразительное чтение стихов; анализ поэтических текстов; исполнение и прослушивание музыкальных отрывков. |
10 |
Крещение Господне. Духовный смысл праздника. Праздник Крещения в прозе. Чтение и анализ главы «Крещенье» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне» . |
Урок-практикум |
Рассказ учителя с чтением и толкованием текста Евангелия, работа со словарем православных понятий, , просмотр презентаций, выразительное чтение текста, беседа, Устное сочинение-миниатюра. |
11 |
Образ Крещения в русской поэзии и живописи. |
Художественная гостиная |
Выразительное чтение стихов, интерпретация, просмотр слайдов, беседа по картине, сочинение-миниатюра по картине. |
12 |
Сретенье. Смысл праздника. Отражение праздника в духовной поэзии, светской литературе, живописи. |
Литературно-музыкальная гостиная |
Рассказ учителя с чтением и толкованием глав из Евангелия, работа со словарем православных понятий, чтение поэтических текстов, беседа, прослушивание музыкальных произведений, просмотр слайдов, сообщения.
|
13 |
Весенние христианские праздники. Глубокий духовный смысл в жизненном цикле природы . Чтение и анализ рассказа И.С. Шмелева «Весенний плеск». |
Лекция с элементами беседы |
Работа со словарем православных понятий, записи по основным положениям лекции, просмотр презентаций, выразительное чтение рассказа, беседа, сочинение-миниатюра. |
14 |
Благовещение. Духовный смысл праздника. Образ Благовещенья в прозе Чтение и анализ главы «Благовещенье» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». |
Работа с текстом, аналитическая беседа |
Прослушивание рассказа учителя с чтением и толкованием глав из Евангелия, выразительное чтение эпизодов текста, беседа, монологические высказывания учащихся, сочинение-этюд. |
15 |
Отражение событий праздника в духовной поэзии Образ Благовещения в лирике. |
Литературно-музыкальная композиция |
Выразительное чтение стихов, интерпретация, просмотр слайдов, беседа прослушивание музыкальных фрагментов, словесное рисование: радуга настроения. |
16 |
Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье Христианский смысл праздника. Вербное воскресение в прозе. Чтение и анализ главы «Вербное воскресенье из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». |
Урок -практикум |
Слушание рассказа учителя, работа со словарем православных понятий, , сообщения учащихся, работа с текстом, беседа, выразительное чтение эпизодов, словесное рисование. |
17 |
Вербное воскресение в лирике, музыке ,живописи. |
Литературно-музыкальный калейдоскоп |
Защита творческих проектов( в форме презентаций, литературно-музыкальных композиций, рисунков и других творческих работ) |
18 |
Пасха. Духовный смысл праздника. Пасхальные мотивы в русской литературе «Красен и день, и звон». (По главе «Пасха» из романа Шмелёва «Лето Господне»). |
Урок-практикум |
Рассказ учителя о смысле праздника, работа со словарем , Выразительное чтение и анализ эпизодов, монологические высказывания, словесное рисование, характеристика героя, устное сочинение-отзыв. |
19-20 |
Пасхальный рассказ. Особенности жанра .Беседа с элементами анализа по расска- зам «На чужой стороне» Ивана Бунина, «Пасхальный дождь» Владимира Набокова. «Пасхальные колокола». А.И. Куприна, Л. Андреева «Баргамот и Гараська».
|
Урок с элементами исследования |
Прослушивание мини-лекции, составление опорной записи, сообщения о писателях с использованием презентаций, работа в творческих группах, монологические выступления, написание сочинения-отзыва, иллюстрирование рассказов, подготовка викторины по рассказам. |
21 |
Л. Андреев «Гостинец». Всеобщее ликования человека и природы, соединения земного и небесного, очищение человека от всего тёмного и низкого. |
Урок-практикум |
Самостоятельная работа по анализу текста, беседа по вопросам, написание сочинения-рецензии, написание собственного рассказа. |
22 |
Пасхальный благовест. Образ Пасхи в поэзии, живописи и музыке. |
Литературно-художественная панорама |
Подготовка и защита представленных творческих проектов в форме литературно- музыкальных композиций. |
23 |
День Святой Троицы Христианский смысл праздника Чтение и анализ главы «Троицын день» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». |
Мини-лекция, коллективная работа |
Слушание рассказа учителя, сообщения учащихся, работа с текстом, выразительное чтение эпизодов, ответы на вопросы, словесное рисование. |
24 |
Образ Троицы в поэзии. |
Литературная композиция |
Защита творческих проектов, чтение наизусть стихов, устное сочинение-этюд. |
25 |
Царственный праздник Преображения Господня Чтение и анализ главы «Яблочный спас» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». Образ Преображения в лирике |
Урок-практикум |
Рассказ учителя о смысле праздника, работа со словарем, выразительное чтение и анализ эпизодов, монологические высказывания, словесное рисование, характеристика героя, устное сочинение-отзыв. |
26 |
Богородичные праздники Богородица — спасительница и заступница России и русского человека. Образ Богородицы в русской литературе. Чтение и анализ глав «Покров», «Царица Небесная» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». |
Практическое занятие |
Слушание рассказа учителя, сообщения, исследовательская работа с художественными текстами, выразительное чтение отрывков, словесное рисование, рассказ из собственного жизненного опыта. |
27 |
Богородичные мотивы в поэзии Мария - Дева Мария, Богородица. В стихотворении "Благая весть" образ Присновечной Девы символизирует чистоту, тихость, открытость, покорность. |
Устный журнал |
Сообщения; чтение и анализ стихов; просмотр презентаций о художниках и композиторах; знакомство с полотнами художников: анализ жанровых особенностей композиции, своеобразия художественного стиля, прослушивание и комментирование музыкальных отрывков. |
28 |
Праздники Святых. Образы Святых угодников Божьих в русской литературе Беседа по рассказу И.С. Шмелева «Еловые лапы». |
Урок – проект. |
Защита творческих проектов, работа с текстом, чтение стихов наизусть, сочинение-миниатюра. |
29-30 |
Андрей Симбирский блаженный. Память о Святом в Симбирске. Образ Святого в прозе и поэзии. |
Презентация, сообщения учащихся, аналитическая беседа ,работа с художественными текстами, выразительное чтение ,анализ эпизодов, сочинение- миниатюра. |
|
31 |
Архистратиг Михаил-вождь небесных сил Михайлов день Анализ главы «Михайлов день» из романа И.С. Шмелева «Лето Господне». |
Урок-практикум |
Слушание рассказа учителя, работа с текстом, выразительное чтение и анализ эпизодов, монологические высказывания, словесное рисование, характеристика героя. |
32-33 |
Защита творческих проектов: День моего ангела. |
Урок-проект |
Выступления с творческим проектом |
34 |
Обобщение по курсу: Праздники-радости |
Урок-размышление |
Аналитическая беседа, викторина,сочинение-этюд. |
Список литературы
1. Алексеев, В.А., Панкеев,И.А. Жизнь человека от купели до погоста. / В.А. Алексеев, И.А. Панкеев. – М.: Россия молодая, 1996. – 272 с.
2. Андреев, Л. Жили-были. Повести и рассказы. – Барнаул: Алтайское книжное издательство. – 1982. – 541 с.
3. Бондаренко, Э.О. Праздники христианской Руси. – Калининград: кн. изд-во. – 1993. – 416 с.
4. Библия. Книги священного писания Ветхого Завета и Нового Завета.-Российское библейское общество.-Москва,2000г
4. Бунин И.А. Сборник рассказов. – М.: Художественная литература – 1987 - 506 с.
5. Громыко, М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия.– 1991.– 446 с.
6. Дворянсков, В.Н. Нужны ромашки для души. – Ульяновск, 2001. – 100 с.
7. Дунаев, М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература 18-19веках.-М.-Издательский Совет Русской Православной церкви,2003г.-1056с.
8. Круглый год. Русский земледельческий календарь / сост. вступ. ст. и прим. А.Ф. Некрыловой. – М.: «Правда». – 1989. – 496 с.
9. Макаров, Д.В. Идея преображения в русской духовной литературе. –М.:УльяновскУлГТУ,,2008.-279с.
10. Матлина, С. Славянские узоры. – Ульяновск: Симбирская книга. – 1992. – 143 с.
11. Мельник, В. И. Блаженный Андрей Симбирский. Издательство: Литературная Россия.-2014.-32 с.
12. Набоков, В. Сборник стихов. – М.: Рипол классик. – 2001. – 185 с.
13. Панкеев, И.А. Рождество Христово. – М.: Быстров. – 2002. – 607 с.
14. Панкеев, И.А. Русские праздники. – М. – 1998.
15. Панкеев, И. А. Сударыня Масленица. – М: Быстров. – 2003. – 543 с.
16. Православные праздники. – М.: РИФ Корона-принт. – 1990. – 63 с.
17. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным. – СПб: Брайт Лайт. – 1994. – 464 с.
18. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. – СПб, 1899.
19. Шмелев, И.С. Лето Господне. Богомолье. Старый Валаам -Минск-Белорусский Экзархат -Белорусская православная церковь.-2007.- 701с.