Занятие для студентов СПО «Выполнение машинных швов»
ПЛАН УРОКА
Преподаватель: Березовская О.В.
Специальность: Оператор швейного оборудования
Группа: 1ОП-91
Тема программы: Виды работ для обработки деталей, узлов, изделий из текстильных материалов
Тема урока: Практическая работа. Выполнение машинных швов
Тип урока: урок закрепления пройденного материала
Цели урока, его воспитательные и развивающие задачи:
1 Концу урока обучающиеся будут:
Знать:
Классификацию машинных швов
Характеристику машинных швов
Область применения краевых и отделочных швов
Технические условия выполнения краевых и отделочных швов
Уметь:
Различать машинные швы
Требования к качеству обученности обучающихся Кα≥0,7
2 В ходе урока создавать условия, способствующие формированию у студентов следующих общих компетенций;
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Материально – дидактическое оснащение урока:
1 Методико – дидактическое оснащение урока:
Направляющий текст Л – 1;
Информационные листы Л –2, 3, 4;
Текстовое задание Л – 5;
Эталон ответов Л – 6;
Оценочный лист Л – 7;
Эскиз изделия Л – 8;
Карточки метаплана;
Маркеры;
Конверты;
Ватманы.
2 Оборудование и натуральные образцы:
Персональный компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point, Microsoft OfficeWord);
Плазменный дисплей;
Ножницы;
Линейки;
Мел;
Образцы швов.
Ход урока
Этапы урока | Время, мин | Подготовка обучающихся на этапе | Краткие методические указания по проведению урока | Примечание |
1 Организационный момент | 3 | - | Преподаватель: проверяет явку и готовность обучающихся к уроку, делит обучающихся на микро - группы. Обучающиеся готовятся к уроку, занимают места в микро группе. | Разрезанные на части открытки служат для деления обучающихся на микро группы |
2 Знакомство с задачей | 5 | Кα1 | Преподаватель сообщает тему урока. Знакомит обучающихся с заданием и привлекает к целеполаганию. Кратко знакомит обучающихся со структурой направляющего текста. | Направляющий текст Л – 1 |
3 Теоретическая работа | 15 | Кα2 | Индивидуальная работа обучающихся с информационными листами. Роль преподавателя – консультант. | Информационные листы 2, 3, 4 |
4 Оценка усвоения теоретических знаний | 7 | Кα2 | Преподаватель выдаёт тестовые задания. После его выполнения выдаёт эталон ответов в группы и высвечивает на плазменном дисплее. Обучающиеся выполняют тестовые задания и сравнивают свои результаты с эталоном ответа. Выставляют оценки в оценочный лист. | Л – 5, 6, 7 Плазменный дисплей |
5 Планирование | 5 | Кα2 | Обучающиеся устно отвечают на вопросы. | Л – 1 |
6 Принятие решения | 20 | Кα2 | Обучающиеся принимают решения в малых группах о способах обработки узлов халата: воротника, бортов, верхнего среза кармана, низа изделия, низа рукава, разрезов, полупояса. И выкладывают в виде метаплана на доске, сравнивают с эталоном. | Метаплан, Л – 8 Плазменный дисплей |
7 Выполнение задания | 10 | Кα2 | Преподаватель раздаёт конверты с различными видами машинных швов. Обучающиеся самостоятельно подбирают образцы. | Подобранные образцы |
8 Контроль | 15 | Кα2 | Обучающиеся сравнивают свои образцы с предложенными преподавателем образцами – эталонами и выявляют и записывают виды ошибок на карточках. Оформляют их в виде метаплана на доске. | Эталон образцов Метаплан |
9 Оценка | 10 | Кα2 | Обучающиеся выставляют оценки в оценочный лист за проделанную работу, вкладывают подобранные образцы в конверт и сдают преподавателю на проверку. Преподаватель в течение 10 минут проверяет подобранные образцы. Обучающиеся убирают рабочее место. | Оценочный лист Л – 7 Конверты |
Л 1
НАПРАВЛЯЮЩИЙ ТЕКСТ
Задание: В швейное ателье «Астрея» поступил заказ на изготовление новой модели халата женского из хлопчатобумажной ткани. Вам необходимо предложить наиболее рациональные способы обработки, соответствующие эскизу (рисунок 3) для обработки: воротника, бортов, верхнего среза кармана, низа изделия, низа рукава, разрезов, полупояса. Всю необходимую для выполнения задания информацию Вы можете найти на Л 2, Л 3, Л 4.
Информирование:
Внимательно изучите предложенные Вам на листах Л 2, Л 3, Л 4 информацию. Задайте преподавателю уточняющие вопросы
Выполните тестовые задания Л 5
Поменяйтесь листами с выполненными тестовыми заданиями с соседом по микро - группе (по часовой стрелке)
Сравните ответы с эталоном, представленным на плазменном дисплее
Подсчитайте сумму баллов и выставите ее в оценочный лист Л 7
Планирование:
Устно ответить на предлагаемые вопросы:
1 Перечислите виды краевых швов
2 Перечислите виды отделочных швов
3 Как определить область применения шва?
4 Что влияет на методы обработки швейного изделия?
Проанализируйте: эскиз и определите виды краевых швов для обработки: воротника, бортов, верхнего среза кармана, низа изделия, низа рукава, разрезов, полупояса.
Принятие решения: Обсудите в микро - группе виды краевых швов для обработки: воротника, бортов, верхнего среза кармана, низа изделия, низа рукава, разрезов, полупояса. Оформите ответ на цветных карточках, обоснуйте своё решение, приготовьте представителя от Вашей микро – группы к ответу у доски.
Выполнение: Подберите из предложенных вариантов образцы обработки: воротника, бортов, верхнего среза кармана, низа изделия, низа рукава, разрезов, полупояса.
Контроль: Сравните подобранные Вами образцы с эталоном. Выявите характерные ошибки. Запишите их на карточках
Оценка: Самокритично оцените себя, заполните оценочный лист. Вложите подобранные образцы в конверт, подпишите, сдайте преподавателю на проверку вместе с оценочными листами
Л 2
Рисунок 1 – Классификация краевых швов
Рисунок 2 - Классификация отделочных швов
Л 3
Таблица 1 - Характеристика краевых швов
Швы | Рисунок | Технические условия | Область применения | ||||
1 Обтачные | |||||||
1.1 Обтачной в кант |
| Детали складывают лицевыми сторонами вовнутрь, совмещают срезы и обтачивают ш.ш. 5-7 мм. Детали вывертывают относительно линии соединения. Из верхней детали выправляют кант 0,5-3 мм и фиксируют приутюживанием. Закрепляют кант отделочной строчкой. | Обработка краев изделий - края борта, воротника, клапана | ||||
1.2 Обтачной в простую рамку |
| Полоску ткани для обтачки заутюживают, перегибая вдоль изнанкой внутрь пополам. На детали с лицевой стороны намечают линию ориентирования сгиба обтачки. Обтачку укладывают сгибом по намеченной линии и притачивают ш.ш. 4-10 мм Обтачку развертывают относительно линии притачивания, припуски отгибают в сторону детали и фиксируют приутюживанием | Обработка прорезных карманов в изделиях из тонких и средней толщины тканей, обтачных петель, прорези потайной застежки | ||||
1.2 Обтачной в сложную рамку |
| Деталь и обтачку складывают лицевыми сторонами вовнутрь, совмещают срезы и притачивают обтачку ш.ш. 4-10мм Припуски шва притачивания обтачки разутюживают Обтачкой огибают припуск шва ее притачивания и прокладывают строчку ш.ш. 1 мм или в шов притачивания обтачки | Обработка прорезных карманов в изделиях из толстых тканей, обработка прорезных карманов с криволинейной линией прореза | ||||
2 Вподгибку | |||||||
2.1 С открытым срезом |
| Деталь подгибают на изнаночную сторону на 10-30 мм, заутюживают. Прокладывают строчку (чаще с лицевой стороны) так, чтобы от строчки до среза было не менее 5 мм. | Обработка низа изделий и рукавов – платьев, юбок, брюк из неосыпающихся материалов или с предварительным обметыванием | ||||
2.2 С закрытым срезом |
| Деталь подгибают на изнаночную сторону на 10 мм, затем еще на 10-30 мм, заутюживают. Прокладывают строчку так, чтобы ш.ш. от строчки до верхнего края подгиба была 1-2 мм. | Обработка низа изделий и рукавов – платьев, юбок, брюк, блузок, сорочек | ||||
2.3 С притачной подкладкой |
| Подкладку притачивают к изделию ш.ш. 10 мм, складывая детали лицевыми сторонами вовнутрь. Припуск на обработку низа заутюживают на величину 30-40 мм, из подкладки формируют складку 10 мм | Обработка низа рукавов и изделий с притачной подкладкой | ||||
2.4 С окантованным срезом |
| Полоску ткани для окантовки складывают с припуском на обработку низа лицевыми сторонами внутрь, совмещают срезы, притачивают ш.ш.7-10 мм. Окантовкой огибают нижний срез. Припуск на обработку низа отгибают на 30-40 мм, заутюживают. Для закрепления припуска прокладывается строчка в шов притачивания окантовки | Обработка низа мужских пальто, женских изделий без подкладки из дорогостоящих тканей или изделий с выстеганной с утеплителем подкладкой | ||||
3 Окантовочные | |||||||
3.1 С двумя закрытыми срезами |
| При использовании окантовывателя шов выполняется одной строчкой | Обработка срезов деталей для предохранения осыпания и для отделки пройм, горловины в лёгкой женской одежде | ||||
3.2 с открытым срезом |
| Полоску для окантовки накладывают на лицевую сторону детали, совмещают срезы и притачивают ш.ш. 3-10 мм Полоской огибают срезы, образуя кант шириной 3-10 мм, и свободный край полоски закрепляют строчкой в шов притачивания полоски | Обработка срезов деталей для предохранения осыпания и для отделки | ||||
3.3 С тесьмой |
| Тесьмой огибают срез детали и фиксируют ее строчкой ш.ш. 1 мм от края тесьмы. Ширина окантовки 3-10 мм. | Обработка срезов деталей для предохранения осыпания и для отделки |
Л 4
Таблица 2 - Характеристика отделочных швов
Л 5
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ К УРОКУ ПО ТЕМЕ:
«Выполнение машинных швов»
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ОБОЗНАЧИВ ЕГО
СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ БУКВОЙ:
(Форма ответа «Цифра – Буква» для вопросов 1 - 3)
1. К краевым швам относятся:
а) стачной;
б) обтачной;
в) накладной;
г) шов вподгибку.
2. Какие швы относятся к отделочным швам:
а) складки, окантовка, швы стачивания;
б) складки, защипы, шов растрачивания;
в) рельефные швы, швы с кантом, складки;
г) швы притачивания, швы с кантом, окантовочные;
д) двойной шов, рельефные швы, складки.
3. Для обработки нижнего среза изделия используются машинные швы:
а) обтачной;
б) в замок;
в) шов вподгибку с закрытым срезом;
г) шов вподгибку с открытым срезом.
РАСШИФРУЙТЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ШВОВ:
(Форма ответа «Слова» для вопросов 4 -5)
4.
5.
Л 6
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
№п/п | Номер вопроса | Баллы |
б, г | 1 | |
в | 0,5 | |
а, в, г | 1,5 | |
Отделочный рельефный шов со шнуром | 3 | |
Краевой окантовочный шов с тесьмой | 3 | |
| Всего баллов | 9 |
| Оценка «5» - 9 – 8,5 баллов Оценка «4» - 8 – 7 баллов Оценка «3» - 6,5 – 5,5 баллов Оценка «2» - менее 5,5 баллов | |
Оценочный лист Л 7
Ф.И. обучающегося | Оценка теоритической части работы, (макс. 9 баллов) | Оценка практической части работы (подобранные образцы) | Сумма баллов практической части (макс. 35 баллов) | Оценка за практическую часть по 5 – ти бальной шкале | ||||||||
Обработка воротника 5 баллов | Обработка борта 5 баллов | Обработка верхнего среза кармана 5 баллов | Обработка низа изделия 5 баллов | Обработка низа рукава 5 баллов | Обработка полу пояса 5 баллов | Обработка разрезов 5 баллов | ||||||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | | ||
| | | | | | | | | | |
Перевод баллов в оценку:
35 – 31,5 баллов – «5»
31 – 27 баллов – «4»
26,5 – 22,5 балла – «3»
Менее 22,5 баллов – «2»
Л 8
Рисунок 3 – Эскиз халата женского из хлопчатобумажной ткани