12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья Приходько92
Россия, Ростовская обл., Волгодонск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО СТИЛИСТИКЕ

 

Выполнил(а):                     Приходько Наталья Владимировна,               

                                                              

 

Ростов-на-Дону, 201

Анализ текста газетной статьи

 

Переводить деньги и гасить счета выгоднее с помощью Интернет-банкинга

Интернет-банкинг – услуга чертовски удобная. Сегодня ее представляют все крупнейшие банки России. Разве что за исключением неповоротливого «сбербанка», но и тот уже объявил о скором введении «электронной кассы». По задумке топ-менеджеров «Сбера», это даст возможность разгрузить очереди в отделениях и филиалах банка. Ведь на самом деле зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров, если все основные платежи и банковские операции можно совершить с помощью компьютера и выхода в Интернет?

Оплати покупку с карманного компьютера

Ритм жизни нарастает. За работой, учебой и встречами все труднее найти время на посещение банка. А как без него? Жировку за коммунальные услуги всем приходится оплачивать. Товары все чаще покупаем в Интернет-магазинах. Но если есть выход в Интернет, то наведываться в банковский офис не стоит.

            - Наиболее часто системы «Интернет-банка» используют для оплаты товаров, услуг, начисления зарплаты, для налоговых платежей, страховых взносов, а также для проведения валютных операций, - перечисляет нам служащий одного из банков.

            Некоторые системы Интернет-банкинга подключаются как стационарному компьютеру или ноутбуку, так и к карманному персональному компьютеру. Платежи или другие операции проводятся за считанные минуты.

            Причем «виртуальная» оплата услуг выгоднее, чем в банковском офисе. Подавляющее большинство услуг в Интернет-банкинге для частных лиц не стоит ни копейки. А другие услуги обходятся значительно дешевле.

            Дело в том, что «виртуальная» операция производится автоматически. Клиент самостоятельно заполняет на сайте банка все необходимые данные, что дает возможность финансистам экономить на операционных расходах. А оплачивать приходится лишь те операции, которые подвергаются обработке банковских клерков.

Автор А.Зюзяев. Комсомольская правда. 2007. 30.08-6.09. С.28

                        

1. Тема: появление услуги Интернет-банкинга в российских банках.

Основная мысль: удобство и выгодность данной услуги для проведения различных манипуляций с денежными средствами.

2. Задачи автора:

- информационная – сообщение о появлении в России данного вида банковских услуг;

- популяризаторская – доступное объяснение целей и механизма работы Интернет-банкинга, адаптирование терминологии научного языка в понятную для обывателей форму;

- воздействующая – обусловлена ее воздействующей направленность на адресата – описание простоты и доступности этой услуги для пользователей PC и всех заинтересованных.

Адресат – группа людей, владеющих навыками работы на персональном компьютере. Подобный текст можно прочитать в банковских рекламных буклетах, услышать в телепередачах о ноу-хау в компьютерной индустрии, о новейших технологиях в банковском деле, в финансовых новостях.

Стилевые черты текста:

Речевая выразительность, экспрессия реализуются в стилевом «эффекте новизны», в стремлении к необычности, «свежести» словосочетаний (неповоротливого «сбербанка»), намеренном недопущении повторений одних и тех же слов, кроме терминов (Интернет-банкинг,«электронная касса», системы «Интернет-банка», «виртуальная» оплата услуг).

Лексика текста неоднородна: содержит газетизмы (разгрузить очереди, ритм жизни нарастает, за считанные секунды), терминологию (валютные операции, страховые взносы, налоговые платежи, частные лица, клиент, операционные расходы), неологизмы (интернет-банкинг, топ-менеджер, ноутбук, сайт), и просторечные выражения (услуга чертовски удобная, давиться в очередях, не стоит ни копейки).

Морфологические особенности: изобилие абстрактных существительных, (услуга, возможность, платежи, операции), отглагольные существительные (оплата товаров, начисление зарплаты, налоговые платежи, страховые взносы), количество прилагательных минимальное, преобладание глаголов настоящего времени, характерное для газетной речи употребление настоящего времени с оттенком настоящего прошедшего (системы Интернет-банкинга подключаются, услуги обходятся, клиент самостоятельно заполняет, операции проводятся), наличие наречий (дешевле, автоматически, самостоятельно)

Словообразовательные признаки:

- использование субстантивных прилагательных (служащий, данные);

- суффиксальное образование в сфере существительного со значением лица, где лицо называется по отношению к роду деятельности (финансисты, гастарбайтеры)

- сокращенное название всем известного учереждения «Сбербанк» до первого корня (по задумке топ-менеджеров «сбера») для исключения возможности появления неоправданного повтора.

3.Стиль речи: жанр газетных публикаций – статья. Задачи автора соответствуют основным функциям газетной речи. Текст подчинен одной теме, имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью, тщательно подобран материал и расположен в определенной последовательности в соответствии с замыслом и планом. Теоретическая направленность содержания, соединение аналитизма и обобщенности, убедительной аргументации приводимых положений находят выражение в разнообразии средств языка, в использовании терминов научной речи (например, операционные расходы) и в экспрессивно-эмоциональных средствах разговорного характера (например, услуга чертовски удобная). На принадлежность к газетной речи указывает и наличие риторических вопросов:

-Ведь на самом деле зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров, если все основные платежи и банковские операции можно совершить с помощью компьютера и выхода в Интернет?

-А как без него?

4. Ведущий тип речи: описание с элементами рассуждения (автор дает подробное описание «электронной кассы»: подключение, функционирование, механизм действия. Элемент рассуждения присутствует в начале статьи, где автор подводит к мысли о необходимости этой услуги именно ему - читателю).

5. Особенной экспрессивностью обладает заголовок и зачин статьи, так как выполняет здесь и рекламную функцию (от них зависит заинтересует ли читателя эта статья). В заголовке заключается основная мысль текста. Зачин предназначен разъяснить доступность и выгодность услуги Интернет-банкинга, поэтому автор использует разговорную лексику оценочного характера, стараясь приблизить ее к мышлению обывателей. Завершается зачин риторическим вопросом: Ведь на самом деле, зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров, если все основные платежи и банковские операции можно совершить с помощью компьютера и выхода в Интернет? Здесь риторический вопрос средство убеждающей речи, так как аргументация включает в себя не только основание авторского тезиса, но и опровержение антитезиса, предполагая спор с оппонентом.

         В третьем абзаце автор использует нормативную лексику, но сохраняется интонация обиходно-непринужденного общения. Журналист показывает читателю, что тот может оказаться в кругу заинтересованных данным видом банковской услуги (жировку за коммунальные услуги всем приходится оплачивать) и условие при котором есть возможность ею воспользоваться (если есть выход в Интернет). Он также содержит риторический вопрос (А как без него?).

         В последующем тексте экспрессивность лексических единиц ослабевает, уступая место синтезу нормативной и научной лексики. В силу аргументированного и терминированного изложения этот отрезок текста отличается нейтральным тоном. Для большей аргументированности изложения перечисление видов банковских операций, для которых использую системы «Интернет-банка» ведется не от лица рассказчика, а от лица специалиста – интервьюированного служащего банка. Для этого автор вводит фрагмент прямой речи, которая изобилует специальной лексикой.

         В последних трех абзацах содержится общая информация о предлагаемой услуге и ее неоспоримых плюсах: доступности, быстроте и меньшей трате денег по сравнению с традиционными платежами в банковских офисах.

6. Характеристика строения текста

План:

1) Предоставление услуги Интернет-банкинга банками России.

2) Когда нет времени на походы в банковские офисы, выходом является услуга интернет-банкинга.

3) Виды банковских операций, возможные с данным видом банковской услуги.

4) Как подключаются системы Интернет-банка

5) Выгоды услуги Интернет-банкинга.

Способы и средства связи предложений и частей текста:

Так как первой части статьи свойственна разговорная стихия в ней встречаются обороты и конструкции разговорного синтаксиса: например, «Ведь на самом деле зачем давиться в очередях среди пенсионеров и гастарбайтеров», «По задумке топ-менеджеров «Сбера», это даст возможность разгрузить очереди в отделениях и филиалах банка», «Ритм жизни нарастает», «Жировку за коммунальные услуги всем приходится оплачивать». Эти средства используются в контексте с книжными, в том числе терминологическими («основные платежи и банковские операции»), чем достигается особый стилистический эффект. В зачине статьи используются преимущественно сложные предложения. Далее преимущественно простые. Во второй части, где разъясняется механизм действия систем «Интернет-банка» автор, намеренно избегает осложненных конструкций, иногда допуская однородные члены. К примеру, в тексте встречаются простые предложения, которые могли бы быть составными частями сложного (о чем свидетельствуют союзы а, но, причем, находящиеся в препозиции). Например, Подавляющее большинство услуг в Интернет-банкинге для частных лиц не стоит ни копейки. А другие услуги обходятся значительно дешевле.

Для связи предложений в тексте автор употребляет вводные конструкции: «Разве что за исключением», «Ведь на самом деле», «Дело в том, что». Также с этой целью используются сочинительные и подчинительные союзы а, но, причем, если…то расположенные в самом начале предложения: «А другие услуги обходятся значительно дешевле», «Причем «виртуальная» оплата услуг выгоднее, чем в банковском офисе», «А оплачивать приходится лишь те операции, которые подвергаются обработке банковских клерков», «Но если есть выход в Интернет, то наведываться в банковский офис не стоит».

Анализ текста научного стиля.

 

Учитель как субъект педагогической деятельности

 

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляются его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на личностного основе взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое поведение интуицией.

На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 576с.,С.24

 

1.Тема: профессиональная и социальная позиция педагога в педагогическом процессе.

Основная мысль: значимость четкой социальной и профессиональной позиции каждого представителя педагогической профессии для его педагогической деятельности.

2. задачи автора:

- раскрыть современное видение значения личных и профессиональных качеств педагога (в частности профессиональной и социальной позиции) для его профессиональной деятельности;

- дать понятие терминам «позиция педагога», «социальная позиция», «профессиональная позиция»;

- проследить пути формирования социальной и профессиональной позиции педагога;

- доказать значимость четкой социальной и профессиональной позиции учителя в процессе личного взаимодействия с учащимися.

 Адресатами являются студенты педагогических учебных заведений, учителя школ, руководители системы образования и вообще заинтересованные в получении новейшей информации в области дидактики и образовательных систем.

Подобный текст можно встретить в учебных пособиях по педагогике, услышать на семинарах и диспутах по дидактике, в телепередачах на педагогическую тематику.

Особенности текста отвечают цели научного общения – наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Чертами это научного текста являются отвлеченная-обобщенность и подчеркнутая логичность мышления, которые вытекают из абстрактности (понятийности) и строгой логичности мышления. Они определяют производные, более частные черты: смысловая точность (однозначность), объективность изложения, его строгость, не исключающая, однако, своеобразной экспрессивности, а также специфику речевой системности научного стиля, значения, стилевые окраски и частотность языковых единиц. На основе учета особенностей адресата (предполагается, что читатель обладает базовыми знаниями в области педагогики) текст не обладает общей доступностью.

В тексте прослеживается сочетание нейтральной и терминологической лексики. Отвлеченность и обобщенность сказывается, прежде всего, в преобладании отвлеченной лексики: практически каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета (требование, четкость, позиция, субъект, система, ожидания, возможности, мотивы и прочие). Даже конкретная лексика выступает для обозначения общих понятий (представитель, педагог, учитель). Этот отвлеченно-обобщенный характер подчеркивают и специальные лексические единицы (всегда, далеко не всегда, нередко, вопреки и др).

Большинство глаголов также употребляются не в своих основных конкретных значениях, а в производных, обобщенно-отвлеченной семантики (позиция вырастает, воспитание строится).

Отвлеченность и обобщенность обуславливают замкнутость лексического состава, отсутствие разговорной и просторечной лексики.

Многозначные слова реализуют, как правило, одно значение (позиция, деятельность, мотив, активность), намного реже два значения (характер социальной адаптации – характер педагога).

Н.М.Кожина утверждает, что отвлеченность и обобщенность научной речи не отвергают её особой экспрессивности,  специфичной образности. Однако под экспрессивностью научной речи понимаются такие стилистические качества, которые помогают воплотить коммуникативные задачи наилучшим образом. Словесные образы помогают выражению понятийной мысли, выступая во вспомогательной роли. Образ в научной речи схемизирован и обобщен.

В тексте встречаются метафоры, имеющие двуплановый (а не многоплановы, как в художественной речи) характер: «источник активности», «ядро личности педагога». Эти метафоры имеют общеязыковой характер, лишены авторской индивидуальности. Они обозначают не единичный предмет, а общее свойство, тип.

Словообразовательная характеристика:  использование существительных на –аний, -ений, -ость, -ность: требования, отношение, влечение, отношение, деятельность, действительность, четкость).

Морфологические признаки:

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях функционирования морфологических единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм. При употреблении глагола это выражается:

- в использовании настоящего вневременного: «предъявляет профессия», «является четкость», «учитель выражает», «она определяется», «предъявляет и предоставляет общество»;

- более употребительны глаголы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченные по значению (проявляется, формирует, выражается, являются);

- преобладание наиболее обобщенно-отвлеченных по своему семантическому наполнению глаголы 3 лица: (предъявляет, выражает, поступает)

         Категория числа существительных выступает с ослабленным грамматическим значением, поскольку названия отвлеченных понятий нельзя представить как считаемые предметы, они не совместимы с идеей счета. Единственное число существительных служит для обозначения абстрактных понятий (субъект, мировоззрение, отношение, направленность) или неделимой совокупности конкретных по значению имен, так как формы множественного числа от подобных существительных конкретны по значению: Именно в ней учитель (учителя) выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе (школах).

         В тексте встречаются формы множественного числа от имен существительных, которые несвойственны русскому языку в других сферах общения: «ценностные ориентации», «система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.

         Текст наполнен существительными среднего рода, как наиболее абстрагированных по значению (требование, отношение, общество, мировоззрение, переживание, понимание, воспитание и прочие).

3. Стиль речи учебная литература: текст составляют суждения, ход логических рассуждений особо акцентируется, мысль строго аргументирована. С учетом особенностей адресата в тексте присутствует степень популяризации. Тон повествования – спокойный, информативный.

4. Тип повествования – рассуждение. Формой мысли в области науки является понятие, языковое воплощение его динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим в строгой логической последовательности.

5. Текст характеризуется композиционной однотипностью, хотя и допускаются вариации. Текст имеет условное членение на введение (1 абзац), основную часть (3-6 абзацы) и заключение (7 абзац). Также композиция научного произведения отражает закономерности процесса познания и формирования знания. Смысловая структура текста представляет динамику фаз познания, движения от старого знания к новому путем развития мысли по спирали.

6 Характеристика строения текста.

План:

1) Учитель как субъект педагогической деятельности.

2) Понятие «позиция педагога» и чем оно определяется.

3) Что проявляется в позиции педагога.

4) Из чего формируется социальная позиция.

5) что формирует профессиональную позицию

         Способы и средства связи предложений и частей текста.

На синтаксическом и сверхфразовом уровнях выражается подчеркнутая логичность научной речи. Она реализуется:

- связь предложений при помощи повторов существительных (Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы) и повторов словосочетаний (В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя)

- употребление наречий в связующей функции: Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

- сложноподчиненные союзы и союзные слова: который, что, какой, поскольку, если:Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое поведение интуицией.

 - в анализируемом тексте частотна замена существительного, в последующем предложении, местоимением, связанным с этим существительным анафористичной связью: «Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиции ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.» «Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, которые были сформированы ещё в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности».

Точность выражается в употреблении терминов, однозначных слов, нет синонимии.

В синтаксисе анализируемого текста научной речи отмечается широкое употребление сложноподчиненных предложение, которое возникает из необходимости выражения в ней сложных взаимосвязанных явлений и строгой последовательностьи, логичностьи изложения.  Преобладание союзной связи над бессоюзием способствует подчеркиванию отношений между частями высказывания. Наблюдается использование развернутых распространенных простых предложений: В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Также в тексте используются усложненные конструкции с разными видами связи: «Именно поэтому педагог, чётко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а не иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике.

Широко используются причастные и деепричастные обороты: «направленности, составляющей ядро личности учителя», «чётко осознавая»

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Введенская Л.А., Пономарев А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для учащихся образовательных школ, студентов и преподавателей педагогических колледжей и училищ. Изд-е 4-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»,2005.-384с.

2.     Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка: учеб. Пособие для вузов по спец. «Журналистика». – М.: Высш. шк.,1982 – 207с.

3.     Ефимов А.И. Стилистика русского языка. – М.:Просвещение, 1969. – 262с.

4.     Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. Для студентов пед. Ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.». – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.

5.     Лекции по стилистике.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.