12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бурхетьева Мария Юрьевна33

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ АКТУАЛЬНОГО ФОРМАТА ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Бурхетьева Мария Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Парус» г.о. Самара


Аннотация: В статье рассматривается вопрос актуальности виртуальной экскурсии в рамках музейного пространства. Дается авторское видение понятия виртуальной экскурсии; приведены некоторые особенности, этапы создания и организации программы. Излагаются общие правила пользования сервисами, представляющими виртуальные экскурсии. Описан опыт организации и внедрения виртуальной квест-экскурсии на базе школьного музея.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, квест, экскурсия, школьный музей, QR-код.


Виртуальные экскурсии все больше становятся актуальным форматом знакомства человечества с историческими событиями и фактами, в рамках образовательной деятельности, освоения профессиональной теории и практики. Причин обращения к виртуальному формату множество – от нехватки времени на путешествие и материальных затруднений, до краткости информации и клипового мышления, которые присущи виртуальности. На данный момент существует множество сервисов для создания разных форм виртуальных экскурсий. Современное поколение-Z посвящает общению со своими мобильными устройствами большую часть своего времени. В связи с этим, на взгляд авторов исследования, знакомство с краеведческой информацией наиболее эффективно можно провести при помощи использования QR-кодов в рамках организации виртуальной экскурсии.

Виртуальная экскурсия может трактоваться как организованная форма обучения с применением виртуального изображения объектов осмотра, существующих достопримечательностей с целью самостоятельного наблюдения и исследования. При этом выявляются как недостатки, так и преимущества:

1. знакомство с информацией, не покидая рабочего места;

2. за достаточно короткое время можно охватить большой объем интересующих объектов;

3. глубокое изучение объекта осмотра при полном погружении в виртуальный процесс;

4. приобретение практического навыка самостоятельного наблюдения и анализа;

5. освоение новых информационных и компьютерных технологий;

6. доступность интересующей информации и изображения объектов;

7. удобство для людей с определенными проблемами здоровья;

8. дополнительная реклама для представителей отрасли туризма, минимизирующая затраты.

При этом также обнаруживаются и недостатки: отсутствие возможности задать вопрос в реальном времени; нет межличностного общения, в том числе, с экскурсоводом; ограниченность поданной информацией в зависимости от разработчика экскурсии.

По способу создания виртуальные экскурсии могут быть в различных форматах: с помощью приложений в виде презентаций, с использованием геоинформационных платформ или 3D-моделирования, создания графических карт или с помощью гиперссылок. Одним из привлекательных с разных точек зрения можно считать виртуальную экскурсию с применением системы QR-кодов [2].

Система QR-кодов была придумана японским инженером для систематизации продаж. QR-коды (Quick Response, в переводе означает «быстрый ответ») - это миниатюрные носители медиаданных, которые хранят текстовую информацию, равную примерно половине страницы А4. QR-код позволяет кодировать тысячи символов, он легко читается практически под любым углом направленного устройства, он надежен даже в случае потери его изображения до 30 % [1]. Возникнув в торговле и экономике, QR-код перешел в автомобильную промышленность, фармацевтику, медицину, все активнее покоряя многие сферы жизнедеятельности человека. QR-коды обходятся дешевле информационных табло и предоставляют в разы большее количество информации. Повсеместное использование QR-кодов связано с активизацией распространения мобильных устройств. Сегодня применения QR-кода обширны: размещение их изображений в интернете, нанесение на визитные карточки, футболки, рекламные вывески, этикетки товаров. QR-коды активно используются туристическими сервисами и музеями, благодаря чему, индивидуальному туристу легко ориентироваться в незнакомой местности, даже не зная языка.

Среди преимуществ использования QR-кодов в экскурсионной деятельности можно назвать:

- доступность предоставляемой информации;

- информацию можно корректировать и дополнять;

- QR-кодами удобно пользоваться людям с проблемами по здоровью и т.д.

Вместе с тем, именно с помощью QR-кода процесс знакомства с историей города можно превратить в интересное и увлекательное занятие, привлекая к изучению истории подрастающее поколение.

При создании экскурсии необходимо соблюдать примерный алгоритм:

- собрать и систематизировать сведения об исторических событиях и фактах;

- разместить информацию об объектах на электронном ресурсе;

- создать ссылки на страницы в виде QR-кодов;

- изготовить и разместить таблички с QR-кодами на выбранных объектах;

- оценить востребованность виртуального экскурсионного маршрута методом непосредственного самостоятельного участия.

Одним из самых популярных в России считается сервис «izi.TRAVEL» - бесплатное приложение, работающее онлайн, и оффлайн. Приложение предлагает различные уже разработанные экскурсии: пешеходные, велосипедные, автомобильные. Широкий выбор музейных гидов, которые регулярно обновляются и дорабатываются. Сервис «izi.TRAVEL» предлагает работать также при помощи знакомых уже всем QR-кодов [3]. Сервис имеет множество положительных отзывов и постоянных пользователей.

Центр внешкольной работы «Парус» г.о. Самара в рамках реализации программы «Школа юного экскурсовода», рассчитанной на обучающихся от 12 лет, разработали квест-программу «Секретное досье». Практической базой экскурсии является музей «Парад 7 ноября 1941 года в г. Куйбышеве» Самарского Технического Лицея. Среди экспонатов музея коллекции оружия и элементов техники, подлинные личные вещи участников Великой Отечественной войны и Парада 7 ноября 1941 года в г. Куйбышеве. Экскурсии в музее проводят лицеисты старших классов. В создании квест-экскурсии участвовали педагоги ЦВР «Парус», обучающиеся «Школы юного экскурсовода», методист музея, ветераны – участники Парада.

Основная цель квест-экскурсии состоит в знакомстве экскурсантов с событиями города Куйбышева в военные годы методом прохождения локаций квеста в рамках музейного пространства. Главными задачами являются воспитание чувства патриотизма, ответственности, способности к саморазвитию, умению работать в команде.

Легенда квеста относит участников в будущий XXIII век, откуда им предстоит расследовать детали проведения Парада 7 ноября 1941 года. Благодаря сюжету программы можно больше узнать о военных событиях г. Куйбышева, что поможет сформировать зашифрованное послание, которое необходимо отправить потомкам. В рамках музейной экспозиции экскурсанты собирают «досье» на основе представленных экспонатов.

Разработаны несколько вариантов проведения программы: с индивидуальным участием, в мини-группах до 5 человек, группой до 10 человек. По сроку реализации квест занимает 40-45 минут, что относит его к краткосрочным.

Для участия в квест-программе необходим участник, телефон которого имеет выход в Интернет и скачанное приложение «izi.TRAVEL». Для вовлеченности в процесс каждую группу должен сопровождать экскурсовод. В ходе квеста экскурсанты считывают QR-код, изображения которых находятся непосредственно около экспонатов с пометкой «Секретное досье». В зависимости от количества экскурсантов формат меняется от линейной к нелинейной форме проведения. Содержание квест-экскурсии – это несколько блоков: непосредственно информация, близкая к традиционной экскурсионной; серия «вопрос-ответов», карта для заполнения. Квест «Секретное досье» размещен Открыв программу на сервисе «izi.TRAVEL», можно познакомиться с экспонатами самарского музея «Парад 7 ноября 1941 года в г. Куйбышеве» или поучаствовать в квесте как индивидуально, так и в командном режиме.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что виртуальные экскурсии все больше набирают популярность среди многих представителей молодого поколения и не только. Проходя через этапы создания и организации экскурсии, юные экскурсоводы осознают методику и технологии экскурсионной деятельности на практике. Благодаря виртуальному формату экскурсии участники осваивают новую информацию, получая одновременно знания в сфере информационных технологий. Ведь еще издавна китайский мудрец, философ Конфуций заметил: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

Наряду с этим, использование актуального QR-кодирования могут популяризировать уникальные экскурсионные маршруты, повысить качество и конкурентоспособность на внутреннем туристском рынке, привлекая новых экскурсантов в Самарский регион.


Список литературы

1. Генератор QR-кодов http://qrcoder.ru/

2. Комаровская Е.П. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика / Е. П. Комаровская // Вестник Московского университета. Сер. 20,- Педагогическое образование, 2009 – с. 250.

3. Сервис izi.TRAVEL [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.izi.travel/ru.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.