Урок «Виртуальная экскурсия в Петрозаводск XIX века» в 7-8 классах

1
0
Материал опубликован 17 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Автор: Клинова Елена Ивановна - учитель истории МОУ « Средняя школа №10 им. А.С. Пушкина» г. Петрозаводск.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема: Виртуальное путешествие в Петрозаводск - город XIX века

Цель: Знакомство учащихся с историей города Петрозаводск в XIX веке.

Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:

1) познавательные УУД - понять, что такое губернский город, узнать страницы истории Петрозаводска, приобрести картографические умения и навыки;

2) коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;

3) регулятивные УУД – индивидуальная работа с историческим текстом, выбор группы.

4) личностные УУД – задания на выбор, самооценка и взаимооценка, рефлексия.

Урок должен способствовать: 

1) реализации деятельностного подхода (учащиеся работают с разными источниками информации, анализируют, делают выводы, работают с исторической картой, контурной картой).

2) достижению метапредметных результатов (умение привлекать информацию из всеобщей истории, истории России, архивных документов).

3) реализации личностных результатов (работа индивидуально и в малых группах; выполнение заданий разного уровня сложности, выступление с сообщением, написание эссе)

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения:

Методы обучения: метод учебного «погружения» в эпоху; частично-поисковый; элементы практикума (работа с документами, картой).

Формы организации: индивидуальная работа; работа в парах и малых группах.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Учебно-методические ресурсы:

Карты Петрозаводска XIX, XXI вв.

Интерактивная карта Петрозаводска

Презентация Microsoft PowerPoint

Подборка исторических документов.

Ход урока:

План урока

Формы организации учебной деятельности

Дидактический материал

Планируемый результат

I. Определение задач урока, мотивация учащихся. Постановка проблемы

(3 мин.)

Беседа с учащимися по вопросам:

Любите ли вы путешествовать?

Где последний раз вы побывали?

Как вы относитесь к путешествию во времени?

Реально ли отправиться в путешествие в XIX век?

Согласны ли вы выбрать местом путешествия – г. Петрозаводск?

Что вы знаете о Петрозаводске как губернском городе и что хотели бы узнать?

На слайде - «Петрозаводск»

Задание ученикам:

из букв этого слова составь слова

подчеркни 3 слова, относящиеся к истории города

составь из них предложение.

Слайд 1

Подготовка к учебной деятельности

II. Изучение нового учебного материала.

1. Введение (3 мин.)

Вступительное слово учителя. Мы отправляемся в путешествие. Верный спутник путешественника – карта. Давайте к ней и обратимся.

Работа с картами Петрозаводска XIX и XXI вв. Сравнение учащимися границ города.

Фотографии Петрозаводска XXI и XIX в. Карты Петрозаводска XIX и XXI вв. Слайды 2,3,4

Формирование мотивации учебной деятельности

2. План Петрозаводска (10 мин.)

Обсуждаемые вопросы:

Прослушайте стихотворные строки, описывающие Петрозаводск в XIX в.:

Шумит река, разрезав город

Своим теченьем пополам.

Направо - ругань, драки ссоры,

Налево - смех нарядных дам.

Какая река делила город пополам?

2. По указу императрицы Екатерины II все города России должны были строиться по плану. Рассмотрите план Петрозаводска, составленный А. С. Ярцовым, сравните его с планом XIX и XXI вв. Что вы видите в них общего?

Попытайтесь найти на плане XIX в. современные улицы и определите их старые названия, ориентируясь на проспект Ленина - бывшую улицу Бородинскую.

Работа в группах 5-6 человек.

Подведение итогов работы. Выяснение: в чем ученики испытали трудности во время работы? Как с ними справлялись? Учитель дополняет ответы учащихся:

Сейчас в Петрозаводске:

249 улиц, 10 шоссе, 9 набережных,

 5 площадей, 16 проездов

Не Некоторые   названия улиц сохранились с давних пор: например: Пробная, Военная, Казарменная, Лососинская, Неглинская набережная. 70 названий улиц кануло в историю.

Исчезли названия: Каменистая, Болотная, Лесная, Соборная, Кладбищенская, Вокзальная, Полицейская Казарменная и др.

 

Карты Петрозаводска XIX и XXI вв.

Печатный вариант и слайды презентации.

Интерактивная карта Национального Архива РК «Прогулка по старому городу» http://www.rkna.ru/exhibitions/progulka/map.html

Формирование представлений об особенностях планировки и топонимики губернского города XIX в.

Выработка основных ориентиров для виртуальной экскурсии.

Формируются навыки работы учащихся в малой группе.

3. Виртуальная экскурсия по Петрозаводску XIX в. (20 мин.)

Александровский завод - градообразующее предприятие.

Первый герб Петрозаводска

Облик Петрозаводска в XIX веке

Соборная площадь.

Городская гимназия

Памятник Александру II

7. Петровская площадь

Беседа. Изучение слайдов презентации. Обсуждаемые вопросы:

Как вы думаете, какую роль сыграло строительство Александровского завода в жизни города? С каким историческим событием России связано это событие?

Учащимся предлагается разгадать ребус.

Попытайтесь объяснить символы, помещенные на герб Петрозаводска. Учащиеся используют знания, полученные на уроке географии.

Учитель: Ф.Глинка писал о Петрозаводске: "Петрозаводск разве по самозванству может считаться городом". Поэт описал Петрозаводск так:

"С мелодией простой, не новой

Пастух по улицам пройдет

И промычит в ответ корова

У губернаторских ворот"

Согласны ли вы с тем, что Петрозаводск был похож на деревню? Чем вы можете подтвердить свое мнение?

Учащимся предлагается информация для аргументации.

Работа в парах с историческим документом. Задание:

прочитайте описание Петрозаводска XIX в. и рассмотрите фото, помещенное в презентации. Как вы думаете, отличались ли от Петрозаводска другие города России? Сравните описание Петрозаводска с городом, изображенным на картине "Губернский город".

Подготовленный ученик проводит виртуальную экскурсию по Соборной площади. Учащимся дается задание: подготовьте вопросы и задайте их экскурсоводу от любопытных экскурсантов.

Учитель:

Как вы считаете, оправдывала ли площадь свое название?

Как вы оцениваете экскурсию, проведенную одноклассником?

5. Прочитайте "Сводную ведомость о проступках, совершенных учениками Олонецкой гимназии в 1884 г.", помещенную в презентацию. Как вам кажется, чем отличалась жизнь гимназии XIX в. от жизни вашей школы? (работа с историческим источником)

Учитель: рассмотрите портреты, помещенные в презентации и прослушайте строки поэта Бенедиктова:

Там, други, по милости к нам провиденья

Нам было блаженное детство дано.

И пало нам в душу зерно просвещенья

И правды сердечной святое зерно.

Как вы думаете, как сами гимназисты относились к этим строгим правилам, которые существовали в их гимназии? Почему, как вы думаете, несмотря на небольшое количество выпускников, гимназию окончило немало будущих крупных ученых.

6.Что вы знаете об императоре Александре II? Как вы думаете, почему ему был установлен памятник в Петрозаводске? Посмотрите на фото памятника: как вы думаете, что мог символизировать свиток в руке императора?

Задание ученикам: кому интересно, узнайте историю этого памятника и расскажите на следующем уроке.

7.Объявляется конкурс для экскурсантов: кто сумеет ответить на следующие вопросы? Приз: открытки о городе.

Как вы думаете, почему именно Петру I был установлен памятник на главной площади города?

Где находится этот памятник сегодня?

Предположите, что мог означать свиток, который Петр держит в руках?

Что находится на месте этого памятника?

Справедливо ли было, по вашему мнению, назвать главную площадь города Петровской?

Учитель: перед домом губернских учреждений были помещены два чугунных льва, сохранившихся до наших дней. Сохранились разные их описания, прослушайте следующие стихотворные строки:

"Два льва крыльцо мне сторожат,

на тощих пуделей похожи"

"Львы разинули ржавые пасти:

Челобитчика враз загрызут"

Почему разные люди по-разному воспринимали этих львов?

(обсудите в группах, выдвинете свои версии). Дайте оценку версиям ребят из других групп)

Слайды 5,6,7. "Александровский завод в XIX в."

Слайд 8

Изображение герба Петрозаводска 1781

 

Документ: "Воспоминание о Петрозаводске конца XIX века"

Фото "Панарама Петрозаводска в конце XIX в."

Учебная картина "Губернский город"

Слайды 9,10,11

Слайд12,13

Фото

"Петропавловский собор"

"Воскресенский собор"

"Собор Святого Духа"

Слайд 14

Документ "Сводная ведомость о проступках, совершенных учениками Олонецкой гимназии в 1884 г."

Фото "Олонецкая гимназия"

Портреты Бенедиктова и Поленова.

Слайд 15

Интерактивная карта Национального Архива РК «Прогулка по старому городу» http://www.rkna.ru/exhibitions/progulka/map.html

Слайд 16

Фото "Памятник Александру II в Петрозаводске"

Слайд 17

Фото "Открытие памятника ПетруI". Фото "Площадь Ленина"

Формирование представлений учащихся о градообразующем предприятии.

Приобретение опыта использования информации из всеобщей истории и применения ее в изучении локальной истории.

Формирование представлений учащихся об особенностях геральдической символики

Формирование представлений учащихся об особенностях городского ландшафта XIX в.

Формирование представлений учащихся об особенностях общественной жизни губернского города и его планировки.

Ребята получают навыки анализа, формулирование выводов.

Развитие навыков формулирования вопросов

Выполнение заданий разного уровня сложности, выступление с сообщением

Развитие навыков работы с историческими источниками.

Приобретение опыта использования информации из всеобщей истории и применения ее в изучении локальной истории.

Развитие личностных результатов (работа индивидуально, выполнение заданий разного уровня сложности и по выбору)

III. Подведение итогов урока (4 мин.)

В чем вы видите главные отличия Петрозаводска и жизни петрозаводчан XIX и XXI вв.?

Рассмотрите панораму современного Петрозаводска и найдите на ней те объекты, о которых сегодня шла речь, и которые сохранились до наших дней.

Смогли бы вы теперь рассказать своим друзьям, родителям о нашем городе XIX века?

Рефлексия: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу….

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Домашнее задание: подготовьте рассказ об одном из объектов города Петрозаводск в XIX веке. Выбор объекта самостоятелен. Например: городская пристань, гостиный двор, храмы города, улица, на которой вы живете или находится наша школа.

Фото " Современный Петрозаводск"

Слайд 18

Закрепление знаний учащихся об особенностях общественной жизни губернского города XIX в. и его планировки

Рефлексия

Самооценка полученных знаний.

Предварительный просмотр презентации

Тема урока:   Виртуальное путешествие в Петрозаводск - город XIX века Автор: Клинова Елена Ивановна – учитель истории Средняя школа №10 им. А.С.Пушкина, г. Петрозаводск , Карелия

Цель урока: знакомство учащихся с историей Петрозаводска в XIX веке Методы обучения:  метод учебного «погружения» в эпоху; частично-поисковый; элементы практикума (работа с документами, картой). Формы организации:  индивидуальная работа; работа в парах и малых группах.

Урок должен способствовать:  реализации деятельностного подхода  (учащиеся работают с разными источниками информации, анализируют, делают выводы, работают с исторической и контурной картой) достижению метапредметных результатов  (умение привлекать информацию из всеобщей истории, истории России, архивных документов) реализации личностных результатов  (работа индивидуально и в малых группах; выполнение заданий разного уровня сложности, выступление с сообщением)

Реализация деятельностного подхода 

Петрозаводск Задание: из букв этого слова составь слова; подчеркни 3 слова, относящиеся к истории города; составь из них предложение. Достижение метапредметных результатов

Карта расположения Олонецких Петровских заводов

ц и н с а и н с Как в писцовых книгах называлась река Лососинка? б к б р а и и а в р х Какое единственное каменное здание было построено по приказу царя в Петровской слободе? Как назывались цеха на заводе? о

Проступки учеников в 1886/1887 году: шалость на уроках - 68 случаев взыскания, шалость в перемену – 45, шалость на молитве – 7, шум пред входом учителя – 9, не приготовление уроков по лености – 52, неисполнение письменных работ – 28, не принесение на урок учебников – 13, списывание работ – 2, самовольный уход с уроков – 13, обида товарищу – 13, курение табаку – 7, дерзость преподавателю – 2. Итого - 287 случаев Реализация личностных результатов 

подача материала более интересна, чем использование печатных материалов; появляется возможность включения игры в процесс обучения, которая является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности; происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности; возникает возможность  экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий. Целесообразность использования представленной формы урока:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…. мне захотелось… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.