12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Наталья385
Люблю свою работу
Россия, Новосибирская обл., Бийск
Материал размещён в группе «Метод проекта на уроке литературы»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы

Зима – отражение национального характера в поэзии 19 века

ФИО (полностью) Ромах Наталья Сергеевна

Место работы КГБОУ «Бийский лицей-интернат»

Должность Учитель русского языка и литературы

Предмет Литература

Класс 8 класс

Тема и номер урока в теме Зима – отражение национального характера в поэзии 19 века. № 1 из 1

Цель: Выявить особенности восприятия зимы разных русских поэтов 19 века, сквозь призму национального характера

Задачи: Создание условий для формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности, сравнительного анализа стихотворений. Закреплять у учащихся навыки планирования и оценки своей деятельности, умения работать в группе. Формировать навыки аналитического, ассоциативного образного мышления, сопоставления. Формировать интерес к поэзии, к творчеству русских поэтов 19 века. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, чувство патриотизма.

Форма урока – урок исследование, защита проектов

Оборудование: тексты стихотворений, проектор для просмотра презентации, таблицы для подведения итогов, картины «Зима» в Третьяковской галерее. Запись музыки «Метель» Г. Свиридова

Формы работы: коллективная, индивидуальная, в парах, групповая


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Урок – защита творческих проектов учащихся по теме:

«Зима – отражение национального характера в поэзии 19 века»

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего урока(если урок открытый). Любой урок литературы – это вызов и, прежде всего,  вызов  самому себе. Вызов к раздумьям, размышлениям, мыслям, чувствам. Давайте вспомним, какой вызов мы бросали самим себе, когда стояли в самом начале нашего проекта, который мы сегодня с вами представляем:

- вызов узнать об авторах 19 века, писавших стихотворения про родную природу, а именно про Зиму;

-вызов научиться анализировать стихотворения, сравнивать их, находя общее и частное;

- вызов подбирать музыку к произведениям, тем самым, соединяя литературу и искусство.

- вызов окунуться в искусство с головой: в литературу, в музыку, в живопись.

Насколько этих целей мы с вами добились, мы узнаем с вами именно сегодня. Как называется наш проект?

«Зима как отражение национального характера на материале поэзии 19 века»

Русская зима в поэзии 19 века. Значит, как будет звучать тема нашего урока?

РУССКАЯ ЗИМА В ПОЭЗИИ19 ВЕКА.

Эпиграф:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, и она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н.Заболоцкий.

Моё вам личное пожелание – я хочу, чтобы каждому из вас сегодня на уроке открылась подлинная радость от очарования русской зимы сквозь призму видения наших замечательных классиков 19 века. А давайте поиграем в игру ассоциации. Что для вас ЗИМА? (ответы учеников). Теперь я предлагаю вам обратиться к русским поэтам 19 века и посмотреть, как же они представляют себе зиму и как в ней отражается русский национальный характер.

Пару слов о том, как будет проходить наше занятие: каждая группа должна будет представить свой проект, а потом мы вместе подведем итоги. При этом на уроке будут работать несколько творческих мастерских

Первые парты будут художниками. Ваша задача отразить суть каждого представленного поэта. По ходу чтения вы должны будете уловить мотивы и образы зимы и отразить это при помощи рисунков.

Вторые парты тоже будут художниками, но ассоциативного рисования. Ваша задача ассоциативно при помощи цвета отразить цветовые особенности стихотворений поэтов

Третьи парты будут работать с коллажами. Ваша задача на каждого поэта, работая в паре, создать коллаж из имеющихся рисунков и потом представить нам.

Четвертые парты будут аналитиками и при помощи кластеров покажут нам особенности каждого поэта.

Таким образом, у каждого из вас есть задание на урок. Еще у вас у каждого есть таблица, которую вы должны заполнить по ходу нашего занятия. Нам она пригодиться для подведения итогов.

Поэт

Название стихотворений

Основные мотивы, образы, выявленные в стихотворении

П.А.Вяземский

   
   

И.С.Никитин

   
   

А.А. Фет

   
   


 

Для дальнейшей презентации вашего проекта я передаю слово ведущим нашего урока:

Ведущий 1: Каждое время года нашло свое отражение в русской поэзии. И все же зима – на особом положении. Она воспета во многих произведениях русских поэтов. Почему именно в русской литературе, поэзии, живописи много внимания уделяется этому сказочному времени года?

Ведущий 2: Ответ в особенностях национального характера. В русской литературе зима – время года, которое ассоциируется с праздниками и отдыхом. Все хозяйственные дела завершены и можно спокойно предаться всяким безобидным развлечениям. Это и катание на лошадях по заснеженному лесу, и игра в снежки, и прогулки в саду, где мирно спят деревья, укрытые белоснежным покрывалом. Ни в одной другой литературе мира образ зимушки-зимы не представлен настолько многогранно. Именно русским поэтам наиболее точно и ярко удалось передать чувства, которые охватывают любого человека при виде падающих хлопьев снега, причудливых узоров на оконном стекле или огромных сосулек, переливающихся всеми цветами радуги в лучах холодного зимнего солнца.

Ведущий 1: В русской литературе написано множество замечательных стихотворений, посвященных зиме. Белоснежные пейзажи, похорошевшая природа вдохновили немалое число поэтов и писателей. А.С. Пушкин , Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, М.Ю.Лермонтов  И.Бунин «Метель», «Густой зеленый ельник у дороги», К.Бальмонт «Первозимье», «Снежинка», С.Есенин «Поет зима – аукает…», А.Твардовский «Кружась легко и неумело…», Б.Пастернак посвятил зиме целый цикл стихотворений. И все же, из всех произведений, созданных русскими мастерами пера, мы выделили 3 самых интересных, впечатляющих и ярких, с которыми вас сегодня и познакомим.

Ведущий 2: И первым сегодня на пьедестале поэтов, воспевающих зиму, будет П.Вяземский.

Слово поклонникам Петра Вяземского: выступает первая группа с защитой проекта

Схема защиты проекта:

Докладчик (полминуты о Петре Вяземском).

Чтение 2 стихотворений наизусть (на заднем фоне презентации с картинами и наложенной музыкой)

Снова докладчик: Мы выделили мотивы русского национального характера в поэзии Вяземского…

Ведущий 1: Представляем следующего поэта И.С.Никитин

Схема выступления та же самая

Ведущий 2: И последний наш проект «А.А.Фет» (по той же схеме проходит защита проекта)

Учитель: Вот и посмотрели мы ваши проекты, за что огромное вам спасибо. Теперь давайте расставим основные акценты и посмотрим всё-таки как зима находит отражение в русской поэзии 19 века.

Ребята, давайте посмотрим, как отразили наши художники творчество П.Вяземского (рисунок прикрепляем к доске при помощи магнита, ученик подробно объясняет, как зима представлена у Вяземского, как он это услышал и воспринял).

Таким же образом выступают со своими отчетами группа ассоциативного рисования, аналитики с кластерами и составители коллажа. Учитель подводит общий итог по творчеству П.А.Вяземского и на доску прикрепляет опорные слова: Энергия, тонус, Амбивалентность, Обновление, радость, забавы, смерть, философия, старость. (по ходу исследования и по всей работе отдельных творческих групп эти слова не берутся из ума учителя – они так или иначе звучат на уроке, учитель, лишь констатирует и выводит для наглядности эти выводы на доску).

Таким же образом подводим итог по творчеству И.С. Никитина. Ученики из творческих групп по очереди прикрепляют к доске свои творения и подводят итоги. Таким образом у И.С.Никитина зима связана с : Православием, Силой духа, Тяготами зимы, Философией жизни. А у А.А.Фета с Семейными ценностями, Смертью, Философией жизни, Всемирным сном.

Все эти ключевые моменты ученики по ходу урока и в завершении вносят в свои таблицы.

Слово Учителя (рефлексия): Ребята, сегодня мы с вами выявили, что зима у каждого поэта своя, но у каждого в ней отражается русский характер, его особенности. Хочу обратить ваше внимание на нашу Третьяковскую галерею, подготовленную 2 ребятами из вашего класса. В руках у меня 2 репродукции зимнего пейзажа: Н.С.Крылов «Русский пейзаж» и П.А. Федотова «Русский пейзаж». Как видите, настроение на этих картинах разное, выберете ту картину, которая отражает наиболее полно ваше настроение от сегодняшнего урока.

Домашнее задание: написать эссе «Для меня зима – это….» с опорой на любого поэта, откликнувшегося вашей душе.

Оценки за занятие я выставлю на следующем уроке, когда мы с вами обговорим все нюансы нашего сегодняшнего занятия, и когда вы сдадите эссе. Всем спасибо за урок. До свидания.


 


 

Опубликовано в группе «Метод проекта на уроке литературы»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 13:41 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интерено
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.