Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО на уроках технологии»

3
0
Материал опубликован 24 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

«Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО на уроках технологии»

Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет технология, является проектная деятельность.

Понятие метод проекта объединяет в себе два понятия метод и проект и обозначает

Метод проектов

способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Его называют активным т.к. при его использовании учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.

С введением ФГОС ООО при изучении предмета технология в 5-6 классе запланировано четыре проекта по разделам: «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов».

Учебный творческий проект самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Цель проектирования - контроль знаний и умений учащихся, содействие творческому развитию и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Задачи проектирования

Формирование УУД

Формирование технологической грамотности, т.е. сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности;

Формирование умения мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности;

Формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Формирование навыков исследования

 

Раздел: Технологии творческой и опытнической деятельности в программе 5-6 класса

Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Одни проекты рассчитаны на реализацию одного урока «мини-проект», другие охватывают серию уроков, самостоятельную или внеурочную деятельность учащихся.

Возраст учащихся и объем помощи учителя

5-6 классы – значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком.

7-8-е классы – трудность может возникнуть при разработке плана, особенно детального.

9-10-е классы – имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью и самостоятельно работать на всех этапах проекта.

Этапы проекта

Поисково-исследовательский

  • Выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия

Составление  учащимися  совместно  с  учителем  плана  работы  по  проекту.

Обучение  умениям  работать  с  литературой  и  другой  информацией  по  теме  проекта.

Разработка вариантов и выбор лучшего

Разработка  конструкции,  технологии  изготовления  объекта  труда

Разработка  соответствующей  технологической  документации,  подготовка  необходимых  материалов,  оборудования,  инструментов  и  т.п.  для  работы  над  проектом.

Технологический

Разработка конструкции и технологии изготовления изделия

Текущий  контроль  качества  выполнения  изделия,  операций

Соблюдение  технологической  дисциплины,  культуры  труда

Внесение  при  необходимости  изменений  в  конструкцию  и  технологию

Заключительный  этап. Защита  проекта.

Окончательный контроль готового изделия

Анализ  того, что получилось, а что нет

Испытание изделия

Изучение  возможностей  использования  результатов  проектной  деятельности,  реального  спроса  на  рынке  товаров,  участие  в  конкурсах  и  выставках  проектов.

Защита проекта

Основные компоненты проекта

Проект – это семь «П»

 

Эталон оценивания проектной работы

5-6-е классы

1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована

2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов

3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания)

4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта

6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами

7. Презентация (большой интерес аудитории)

8. изделие полностью соответствует требованиям качества

Итак, чем этот метод лучше?

во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.

Полученные знания в результате выполнения учебных проектов, позволяют учащимся успешно выполнять и ежегодно представить работы на конкурсах различного уровня.

Всероссийская олимпиада школьников по технологии предусматривает защиту творческого проекта. Лукьянова Алена с проектом домашний иконостас и Серова Виктория с проектом Развивающий коврик стали призерами в муниципальном этапе олимпиады по технологии. Серова Виктория в этом году заняла призовое место с проектом валенки. В прошлом году стала финалистом областного конкурса «От истоков до наших дней» с проектом «Развивающий коврик». Каждый год принимаем участие в всероссийском конкурсе проектов им.М.И. Гуревича

 


проектная деятельность на уроке технологии
PPT / 11.38 Мб

Предварительный просмотр презентации

Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО на уроках технологии

Метод проектов Метод- это дидактическая категория, совокупность приемов, операций по овладению определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью. Проект- прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Учебный творческий проект самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Цель проектирования контроль знаний и умений учащихся, содействие творческому развитию и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Задачи проектирования Формирование технологической грамотности, т.е. сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности; Формирование умения мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности; Формирование интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Раздел: Технологии творческой и опытнической деятельности в программе 5-6 класса

Учитель и ученик в проектной деятельности

Возраст учащихся и объем помощи учителя 5-6 классы – значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком. 7-8-е классы – трудность может возникнуть при разработке плана, особенно детального. 9-10-е классы – имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью и самостоятельно работать на всех этапах проекта.

поисковый этап аналитический этап практический этап презентационный этап 

Поисково-исследовательский Выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия Составление  учащимися  совместно  с  учителем  плана  работы  по  проекту. Обучение  умениям  работать  с  литературой  и  другой  информацией  по  теме  проекта. Разработка вариантов и выбор лучшего Разработка  конструкции,  технологии  изготовления  объекта  труда Разработка  соответствующей  технологической  документации,  подготовка  необходимых  материалов,  оборудования,  инструментов  и  т.п.  для  работы  над  проектом.

Технологический  этап.     Разработка конструкции и технологии изготовления изделия Текущий  контроль  качества  выполнения  изделия,  операций Соблюдение  технологической  дисциплины,  культуры  труда Внесение  при  необходимости  изменений  в  конструкцию  и  технологию              

Заключительный  этап. Защита  проекта. Окончательный контроль готового изделия Анализ  того, что получилось, а что нет Испытание изделия Изучение  возможностей  использования  результатов  проектной  деятельности,  реального  спроса  на  рынке  товаров,  участие  в  конкурсах  и  выставках  проектов. Защита проекта

Основные компоненты проекта Потребности. Краткая формулировка задачи. Исследования Дизайн критерии (Дизайн-спецификация) Первоначальные идеи Оценка идей Проработка лучшей идеи Планирование и изготовление Испытание в реальной ситуации Оценка изделия и процесса в целом

Проект – это семь «П» Потребность. Необходимо обосновать потребность и поставить задачу Первоначальные идеи. Процесс быстрой зарисовки идей и пояснений к ним. Выбор одной ее проработка. Эскиз, сборочный чертеж и деталировка Презентация. (Защита проекта). Испытание изделия, самооценка изделия и процесса в целом Папка. В нее входит вся необходимая техническая документация на изделие Поиск информации. Журналы, книги, альбомы, выставки, музеи, радио, телевидение Исследования материалов, методов изготовления, способов соединения деталей, видов отделки. Планирование. Составление плана работы над проектом, плана изготовления изделия, составление технологических карт. Продукт (изделие). Изготовление изделия ручным, механическим или комбинированным способом с соблюдением правил безопасной работы. 75% времени от всего проекта.

Постановка проблемы. Формулировка задачи. Должна быть короткой, чёткой и простой Это задание разработать и изготовить… Содержит информацию: 1. о продукте (его название), 2. для чего оно предназначено (его функции), 3. кто его будет использовать (конечный пользователь). (… Я хочу спроектировать и изготовить лоскутный плед для дачи в подарок бабушке).

Проблема и задача Я считаю себя человеком творческим. Постоянно ищу для себя подходящие виды рукоделия. Пробовала вышивать, вязать и плести из бисера. Участвую в творческих конкурсах. Валяние из шерсти это то, чем я хотела бы заняться. Войлоковаляние в настоящее время переживает своё второе рождения. Уникальные свойства шерсти позволяют художникам-мастерам и дизайнерам со всего мира создавать настоящие произведения искусства.  

Набор первоначальных идей. Это быстрая зарисовка своих идей и короткие пояснения к ним. Важно! -Выработать большое количество идей, быстро, без остановки на их обдумывание (здесь скорость важнее, чем уровень обдуманности идей) -Простые комментарии должны быть описательные и оценочные. -Чем большее количество идей будет отражено на листе, и чем лучше будут эти идеи, тем проще выбор оптимальной идеи.

Вариант Описание Выбор Игрушка в технике сухого фелтинга Игрушка выполняется при помощи специальных игл для фелтинга Нет игл для фелтинга. Картина из шерсти сухим способом Берётся разноцветная овечья шерсть и выкладывается слоями. Потом всё прижимается стеклом. Требуется много оттенков шерсти, а это затратно. Шарф Шерсть раскладывается слоями, затем валяется при помощи шлефмашинки Нет шлефмашинки Валенки Шерсть раскладывается в разных направлениях, взбрызгивается водой, затем валяется Очень сложная работа, требующая большого опыта. Но интересная.

Это детальный перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы быть качественным: -Каков будет результат проекта? -Для кого он предназначен (конкретное лицо или сектор рынка)? -Единичный экземпляр или серийное производство. -Какие функции оно должно выполнять? -Эргономические характеристики (человеческий фактор). -Эстетические характеристики (цвет, стиль,.). -Размер. -Материалы. -Методы изготовления. -Отделка. -Соответствие стандартам. -Стоимость… Дизайн-спецификация.

Выбор и проработка лучшей идеи. -Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит для решения поставленной задачи и дальнейшей проработки. -Представленные идеи следует оценить по отношению к критериям дизайн-спецификации. -Свои решения необходимо обосновать! -Возможно использование таблицы: Идея №1 Идея №2 Критерий 1 Критерий2 Критерий3

Исследовательская деятельность

Мои исследования Из истории валенок…… В селе Красное Арзамасского района, с 16 века славившегося изготовлением валенок, осталась последняя мастерица Бысова Екатерина Михайловна Экскурсия в центр ремесел Арзамасского района Мастер- класс по изготовлению валенок Поиск информации в сети интернет

Испытание и оценка. Самооценка проектного продукта: -Оценить продукт по отношению к проблеме, для удовлетворения которой он разработан. -Предложить при необходимости пути Самооценка процесса: Насколько Я (мы) был(и) успешен(ны) в процессе проектирования : Как была выявлена проблема? Хорошо ли был спланирован и осуществлён сбор информации?. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта? Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту? Каковы преимущества работы в команде? Что вами сделано хорошо? Что ты делал, если что-нибудь не получалось? В чём вы видите недоработки команды? Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?.....

Испытание и оценка Вот, наконец, изделие готово и пора его испытать. Мой племянник Сема с удовольствием примерил новые валенки, побегал по снегу. Валенки испытание выдержали.

Эталон оценивания проектной работы 1. Цель определена, ясно сформулирована четко обоснована 2. Развернутый план состоит из основных этапов и промежуточных шагов 3. Тема раскрыта исчерпывающе (глубокие знания) 4. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников 5. Творческий подход, оригинальное отношение автора к идее проекта 6. Оформление в точном соответствии с установленными правилами 7. Презентация (большой интерес аудитории) 8. изделие полностью соответствует требованиям качества

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации