Выступление на родительском собрании 1 класса по итогам диагностики высших психических функций (май)
Выступление на родительском собрании 1 класса по итогам диагностики высших психических функций (май)
Сегодня на собрании мы поговорим об умственных особенностях первоклассников.
Диагностика умственного развития, осуществляемая с помощью специальных психологических тестов, является обязательным условием и важным звеном обратной связи между школьным обучением и усвоением изучаемого, а также общим развитием ребенка.
Как уже отмечалось, уровень умственного развития ученика тесно связан с его успеваемостью, влияет на продуктивность его обучения. Низкий уровень умственного развития является одной из наиболее часто встречающихся психологических причин неуспеваемости или слабой успеваемости.
Эта причина часто скрыта, неочевидна для наблюдателя. Недостатки в развитии мышления маскируются будто бы слабой памятью, рассеянным вниманием, что и отмечается чаще всего педагогами и родителями у слабых учеников.
Имея такой показатель, как умственное развитие учащегося, можно помочь в решении проблем общего характера, возникающих в системе школьного образования: оценки эффективности разных методов обучения, качества учебников и учебных пособий
Все сказанное делает понятным, почему в педагогической практике важно не только констатировать низкий или высокий уровень умственного развития ученика, но и, в случае необходимости, провести коррекционную работу, позволяющую устранить имеющиеся пробелы.
Методика исследования включает тест «Исследование словесно-логического мышления детей 7-10 лет»
Для исследования использован только один тест, т. к. в его состав входят 4 субтеста, которые направлены на исследование различных операций мышления
. Задача испытуемого - закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и чутья языка.
2-й субтест - на сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию. (Исключение лишних понятий)
3-й субтест - на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).
Для их выполнения испытуемому необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4-й субтест - на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию - обобщение)
Низкий уровень умственного развития является одной из наиболее часто встречающихся психологических причин неуспеваемости или слабой успеваемости. А также воздействует на личностное развитие школьника, на весь комплекс его личностных характеристик - мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности, черты характера; от успеваемости зависят социальный статус ребенка, межличностные отношения, поведение в группе.
По результатам беседы с учителями можно отметить тот факт, что не у всех учащихся уровень успешности выполнения заданий теста соответствует уровню успешности в учебной деятельности. Например, если ученик по тесту имеет средний (3) уровень успешности, а по основным школьным предметам – хорошие показатели, то это может быть связано не только с особенностями его мышления, но и с другими параметрами: личностными - ребенок усидчивый, старательный; с особенностями памяти - ученик заучивает материал наизусть и др. Следовательно, за счет других качеств ученик может повысить свою успеваемость. И, наоборот, учащийся имеет высокий (4) уровень успешности выполнения заданий теста, а учится по основным предметам на среднем уровне. На его успеваемость могут влиять такие параметры как особенности учебной мотивации, особенности процессов внимания и памяти, личностные особенности: усидчивость, старательность, аккуратность
Качественно анализ результатов показал, что наибольшие сложности у основного числа испытуемых вызывали субтесты 1 (на общую осведомленность) и 3 (умозаключение по аналогии). Это может говорить о том, что у ряда учащихся данных классов недостаточно сформированы такие операции мышления как умозаключение по аналогии. Учащиеся испытывают трудности при решении заданий, где необходимо использовать логическое мышление (3 субтест), т. к. меньше всего заданий учащиеся выполнили именно при работе с 3 субтестом. Детям еще сложно проводить аналогии между предметами, явлениями. Следовательно, работа учителя должна быть направлена на развитие именно этого компонента мышления.
Выводы
- В целом существенного различий между учащимися 1-х классов по уровню развития словесно-логического мышления нет.
Доминирующим у учащихся данных классов является средний уровень развития словесно-логического мышления.
2. Диагностика различных типов памяти.
Цель исследования: определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Без наличия хорошей кратковременной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.
Поэтому в своём исследовании я использовала 3 методики : для изучения типа памяти, для определения объема кратковременной зрительной памяти, методика для оценки объема кратковременной слуховой памяти, методика для оценки объема кратковременной моторно-слуховой памяти, методика для оценки объема кратковременной комбинированной памяти, методика опосредованной долговременной памяти.
Для изучения типа памяти испытуемым предлагалось поочередно четыре группы слов для запоминания. После небольшого перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил.
При запоминании и дальнейшем воспроизведении ребенком каждого ряда слов доминирует определенный вид анализатора: слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний (60— 79%), низкий (объем запоминания меньше 50—60%).
В результате данной работы был определен тип памяти каждого ученика. Для каждого из типов памяти я предложила отдельные рекомендации:
1. При наличии зрительной памяти (она свойственна 80% людей) целесообразно:
-при восприятии на слух кратко фиксировать услышанное на бумаге;
-учебный материал читать самому, а не слушать чтение другого;
-пользоваться книгами и учебными пособиями, имеющими иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению текста;
-работая над собственными записями или конспектами, подчеркивать основное в тексте цветными карандашами, делать пометки и т.д.;
-пользоваться имеющимися в кабинетах, библиотеках наглядными пособиями, просматривать научные кинофильмы, телепередачи, посещать выставки, музеи и т.д.;
2. Если преобладает слуховая память, то для большего ее развития рекомендуется:
-как можно чаще слушать других;
-читать учебный материал вслух;
-работать в тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимание;
-стараться читать и рассуждать вслух, даже когда ты один;
-чаще посещать публичные лекции, бывать в театре и т.д.;
3. При двигательной (моторной) памяти необходимо:
-всегда работать с карандашом, записывать, подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы, конспекты;
-цифровой материал выписывать или оформлять в виде таблиц, диаграмм, графиков;
-при проработке учебного материала все возможное и доступное переделать своими руками;
4. Смешанный тип памяти присущ почти всем людям. Он включает в себя три вышеперечисленных типа. Одновременное запоминание при помощи зрения, слуха и движения дает наилучший результат.
5. Если больше развита опосредованная память, то рекомендуется для точного запоминания делать пометки, подсказки для логической связи с запоминаемым материалом.
По результатам исследования видно, что более всего развита опосредованная память, так как для более продуктивного запоминания в данном возрастном периоде необходима дополнительная «подсказка».
Процесс развития памяти развивается с каждым годом.
3. Диагностика внимания.
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня внимания.
Поэтому дети были протестированы на предмет исследования объёма внимания.
Уровень развития объема внимания учащихся
Результаты диагностики высших психических функций уч-ся 1-х классов
Память | Внимание | Мышление | |
1А | 35% | 39% | 65% |
1 Б | 40% | 41% | 68% |
1 В | 37% | 46% | 65% |
1 Г | 39% | 42% | 66% |
Средний результат | 38% | 42% | 66% |
4