Методические рекомендации на тему «Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках биологии»
Всероссийский конкурс
для педагогов коррекционных классов
«Задание по коррекции ограничений возможностей здоровья ребёнка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках биологии
Коррекция недостатков предшествующего развития личности осуществляется посредством коррекционно-развивающих упражнений (КРУ).
Под системой КРУ мы будем понимать педагогически обоснованную совокупность заданий, адресованных тем или иным учащимся с учетом их способностей и уровнем подготовки.
КРУ определяется как одна из форм внутренней дифференциации обучения, призванный способствовать максимальной коррекции высших психических функций во время учебного процесса, на любом уроке, в любой момент, а также адаптации учащихся к учебной нагрузке и сохранению учебной активности в течение урока.
Ученики могут решать КРУ разной степени сложности, овладевать темами с разной степенью силы и устойчивости, усваивать разные ценностные отношения.
При составлении КРУ необходимо соблюдать следующий ряд педагогических и методических требований:
- Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и учитывать требования программы.
- Система упражнений базируется на логической основе изучаемого учебного предмета.
- Задания должны учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся в познавательной деятельности и ориентированы на «зону ближайшего развития».
- Упражнения составляются так, чтобы умственные действия, соответствовали характеру изучаемого материала и способствовать формированию познавательных действий, особенно мыслительных.
- Задания должны быть разнообразны, предусматривать постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену.
- Необходимо использовать КРУ во всех звеньях учебного процесса.
Выделяют несколько комплексов КРУ, каждый из которых выполняет определенные дидактические функции:
Комплекс КРУ обеспечивающий произвольность психических процессов
- КРУ
DOC / 3.1 Мб(КРУ) направлен на ориентацию ученика на всю систему требований, определенных учебной задачей; принятие поставленных целей, сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; систематизация знаний, перенос учебных навыков; коррекция восприятия, тренировка памяти, развитие навыков запоминания.
Комплекс КРУ направленный на развитие мышления, обеспечивает учет особенностей мышления, овладение навыками логических операций; выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей; развитие навыков самоконтроля
Комплекс КРУ обеспечивающий коррекцию деятельности анализаторов направлен на развитие произвольного восприятия, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; тренировка доминантных анализаторов в ходе урока; работа по аккуратному оформлению заданий; самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий
Комплекс КРУ обеспечивающий поведенческую саморегуляцию, отвечает за регуляцию поведения и естественной двигательной активности, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению; эмоционально-положительное восприятие учеником системы своих отношений со сверстниками и учителем; овладение навыками самоанализа, самоконтроля.
В качестве примера приведу несколько вариантов КРУ, которые можно использовать при постановке новой темы, применяя следующие способы:
На доске заранее чертится схема, и детям предлагают выполнить задание:
или
Тему урока можно зашифровать с помощью карточек, геометрических фигур или цифр:
Тема урока записывается только нижней половиной букв. Учитель просит ребят дописать верхнюю половину букв и прочитать тему урока.
Вы обратили внимание на то, что каждое КРУ преследует свои цели и ориентированы на конкретный результат?
Для регуляции развитие навыков самоконтроля, сдерживание непроизвольных эмоций применяют следующие упражнения:
«Слушаем» (фонограмма шума ветра в лесу 2-3 мин.). За этим следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.
Видеоконкурс «Телекоментатор». Демонстрируется с отключенным звуком кинофрагмент, а учащиеся комментируют кадры кинофрагмета, отвечают на вопросы учителя.
Диктант (цифровой, терминологический и т.п.) по изученным понятиям, взаимопроверка, самоанализ.
Для развития мышления, овладения навыками логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения и другие) применяют разнообразные комплексы упражнений:
1. Какие две буквы здесь лишние.
2. Назовите лишнее слово.
3. Работа с осколочной картиной.
4. Работа с силуэтами.
5. Назовите, одним словом.
6. Закончите ряд слов.
7. Найди соответствие.
8. Выпишите из списка
9. Разделите слова на две группы
Задать вопросы определенного характера: «Чем отличаются растения от животных?», «А что между ними общего?».
Сравнить какие либо процессы или явления, объекты: например искусственный и естественный отбор (выделив критерии для сравнения).
Продолжить логические ряды.
Заполнить пропуски (в цепях питания).
Задать проблемный вопрос: «В каком порядке будут заселять эти животные организмы вновь возникший вулканический островок в океане?».
При переходе на новые ФГОС в основной школе необходимо большое внимание уделять работе с учебным материалом, в процессе которой дети приобретают умения выделять главное в тексте, структурировать его содержание.
Среди наиболее эффективный способов работы с текстом, стоит отметить такие приемы как кластер и опорные конспекты.
Кластеры — это приемы графической систематизации материала. Автор данного приема – американец Гудлат.
Данный прием используется как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии.
На доске чертится или проецируется на экран схема, учащимся предлагается почитать текст и найти информацию, которую необходимо вписать в кластер.
Алгоритм действий учащихся сводится к тому, что они:
-читают или слушают текст,
- делают пометки на полях,
- соотносят полученную новую информацию со схемой,
- производят окончательный отбор информации
- и заносят в определенном порядке в кластер.
Предлагаемый опыт нашей работы в отдельных классах для детей с ОВЗ показал, что предлагаемые, подходы по организации работы, оказываются весьма, результативными.
Надеемся, что данная методика обучения будет интересна и Вы найдите ей применение на уроках не только в классах КРО, но и во всех остальных.
Дементьева Ирина Михайловна
Хохлова Инна Анатольевна
Дьячкова Наталья Анатольевна