Методические рекомендации на тему «Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках биологии»

8
3
Материал опубликован 25 November 2018 в группе

Всероссийский конкурс

для педагогов коррекционных классов

«Задание по коррекции ограничений возможностей здоровья ребёнка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках биологии

Коррекция недостатков предшествующего развития личности осуществляется посредством коррекционно-развивающих упражнений (КРУ).

Под системой КРУ мы будем понимать педагогически обоснованную совокупность заданий, адресованных тем или иным учащимся с учетом их способностей и уровнем подготовки.

КРУ определяется как одна из форм внутренней дифференциации обучения, призванный способствовать максимальной коррекции высших психических функций во время учебного процесса, на любом уроке, в любой момент, а также адаптации учащихся к учебной нагрузке и сохранению учебной активности в течение урока.

Ученики могут решать КРУ разной степени сложности, овладевать темами с разной степенью силы и устойчивости, усваивать разные ценностные отношения.

При составлении КРУ необходимо соблюдать следующий ряд педагогических и методических требований:

- Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и учитывать требования программы.

- Система упражнений базируется на логической основе изучаемого учебного предмета.

- Задания должны учитывать индивидуально-типологические особенности учащихся в познавательной деятельности и ориентированы на «зону ближайшего развития».

- Упражнения составляются так, чтобы умственные действия, соответствовали характеру изучаемого материала и способствовать формированию познавательных действий, особенно мыслительных.

- Задания должны быть разнообразны, предусматривать постоянную тренировку доминантных анализаторов и их частую смену.

- Необходимо использовать КРУ во всех звеньях учебного процесса.

Выделяют несколько комплексов КРУ, каждый из которых выполняет определенные дидактические функции:

Комплекс КРУ обеспечивающий произвольность психических процессов


  1. КРУ
    DOC / 3.1 Мб

    (КРУ) направлен на ориентацию ученика на всю систему требований, определенных учебной задачей; принятие поставленных целей, сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; систематизация знаний, перенос учебных навыков; коррекция восприятия, тренировка памяти, развитие навыков запоминания.

    Комплекс КРУ направленный на развитие мышления, обеспечивает учет особенностей мышления, овладение навыками логических операций; выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей; развитие навыков самоконтроля

    Комплекс КРУ обеспечивающий коррекцию деятельности анализаторов направлен на развитие произвольного восприятия, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; тренировка доминантных анализаторов в ходе урока; работа по аккуратному оформлению заданий; самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий

    Комплекс КРУ обеспечивающий поведенческую саморегуляцию, отвечает за регуляцию поведения и естественной двигательной активности, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению; эмоционально-положительное восприятие учеником системы своих отношений со сверстниками и учителем; овладение навыками самоанализа, самоконтроля.

В качестве примера приведу несколько вариантов КРУ, которые можно использовать при постановке новой темы, применяя следующие способы:

На доске заранее чертится схема, и детям предлагают выполнить задание:

или

Тему урока можно зашифровать с помощью карточек, геометрических фигур или цифр:


Тема урока записывается только нижней половиной букв. Учитель просит ребят дописать верхнюю половину букв и прочитать тему урока.

Вы обратили внимание на то, что каждое КРУ преследует свои цели и ориентированы на конкретный результат?

Для регуляции развитие навыков самоконтроля, сдерживание непроизвольных эмоций применяют следующие упражнения:

«Слушаем» (фонограмма шума ветра в лесу 2-3 мин.). За этим следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.

Видеоконкурс «Телекоментатор». Демонстрируется с отключенным звуком кинофрагмент, а учащиеся комментируют кадры кинофрагмета, отвечают на вопросы учителя.

Диктант (цифровой, терминологический и т.п.) по изученным понятиям, взаимопроверка, самоанализ.

 

Для развития мышления, овладения навыками логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения и другие) применяют разнообразные комплексы упражнений:

1. Какие две буквы здесь лишние.

2. Назовите лишнее слово.

3. Работа с осколочной картиной.

4. Работа с силуэтами.

5. Назовите, одним словом.

6. Закончите ряд слов.

7. Найди соответствие.

8. Выпишите из списка

9. Разделите слова на две группы

Задать вопросы определенного характера: «Чем отличаются растения от животных?», «А что между ними общего?».

Сравнить какие либо процессы или явления, объекты: например искусственный и естественный отбор (выделив критерии для сравнения).

Продолжить логические ряды.

Заполнить пропуски (в цепях питания).

Задать проблемный вопрос: «В каком порядке будут заселять эти животные организмы вновь возникший вулканический островок в океане?».

При переходе на новые ФГОС в основной школе необходимо большое внимание уделять работе с учебным материалом, в процессе которой дети приобретают умения выделять главное в тексте, структурировать его содержание.

Среди наиболее эффективный способов работы с текстом, стоит отметить такие приемы как кластер и опорные конспекты.

Кластеры — это приемы графической систематизации материала. Автор данного приема – американец Гудлат.

Данный прием используется как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии.

На доске чертится или проецируется на экран схема, учащимся предлагается почитать текст и найти информацию, которую необходимо вписать в кластер.

Алгоритм действий учащихся сводится к тому, что они:

-читают или слушают текст,

- делают пометки на полях,

- соотносят полученную новую информацию со схемой,

- производят окончательный отбор информации

- и заносят в определенном порядке в кластер.

Предлагаемый опыт нашей работы в отдельных классах для детей с ОВЗ показал, что предлагаемые, подходы по организации работы, оказываются весьма, результативными.

Надеемся, что данная методика обучения будет интересна и Вы найдите ей применение на уроках не только в классах КРО, но и во всех остальных.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

КЛАСССССССССС!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

25 November 2018

Спасибо!!!

25 November 2018

Инна Анатольевна, спасибо! Очень хорошая, полезная разработка!

5 February 2019

Похожие публикации