Выступление «Наиболее распространённые ошибки и недочёты, касающиеся программного обеспечения летнего отдыха»
Выступление на совещании по организации отдыха и оздоровления детей и подростков летней оздоровительной кампании – 2022 г. на тему
«Наиболее распространённые ошибки и недочёты, касающиеся программного обеспечения летнего отдыха»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня хотелось бы обратить Ваше внимание на наиболее распространённые ошибки и недочёты, касающиеся программного обеспечения летнего отдыха.
1. При разработке программы лагеря с дневным пребыванием мы руководствуемся методическими рекомендациями по примерному содержанию и разработке образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей в Оренбургской области (Ольга Павловна всем Вам их рассылала). Не стоит самостоятельно что-то выдумывать в плане структуры, содержания или брать за образец свою программу 10-летней давности (сейчас всё очень стремительно меняется даже за один год – Вы сами это видите). В данных рекомендациях всё представлено в довольно доступной форме – даже если Вы ранее не составляли подобные программы, для Вас не составит особого труда разработать собственную программу, т.к. в них все пункты (структурные элементы) раскрыты, пояснены и приведены примеры. Первое пожелание – внимательно изучить этот документ перед составлением программы.
2. Следующий пункт, на котором остановлюсь – это название программы. Как только его не пишут: и предельно кратко, и изобретают новую классификацию… Необходимо указать полное название: н-р: «Программа смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы».
3. Третий пункт (возможно, с него следовало бы начать) – это культура оформления. Это первое впечатление, которое производит на других Ваша программа. Мне не встретилось ни одной программы, где не было бы недочётов: разные интервалы, выравнивание текста, шрифты, абзацы, красная строка, маркеры списков, нет различий между дефисом и тире, проблемы с нумераций страниц, не к месту вставлены разрывы страниц и разделов, лишние пробелы и попытка выравнивания через них, работа с рисунками и таблицами… Всё должно быть в едином стиле: если пункты выделяются полужирным начертанием, выравниваются по центру и с заглавной буквы, то таким образом все пункты должны быть оформлены на протяжении всего текста программы. В той же план-сетке даты кто как пишет: и «10 июля 22 года», и «10.06.2022 г.». Буква «г.» (год) должна быть – иначе текст не совсем корректно выглядит. То же самое касается времени (в «Режиме» дня): эстетично и правильно будет «09.00 ч.» писать). Почему-то оформление списка литературы – это проблема для 99%. Обратите внимание на этот пункт. Устаревшие источники встречаются: 1991 год, и даже 1973 год. Но педагогика – это живая, постоянно меняющаяся наука, и нельзя сегодня воспитывать и учить так, как это делалось 50 или 30 лет назад. Это прописные вещи, но, тем не менее, пришлось останавливаться на них.
4. Есть и такие нюансы: почему-то (наверное, по ранее сформированной привычке) многие составители делают у программы «Информационную карту» или «Паспорт программы (или даже проекта)». Согласно методическим рекомендациям – нет такого структурного элемента.
5. Про следующий нюанс мне даже не совсем удобно говорить: встречаются программы с чужими данными (прямо на титульном листе фигурирует Оренбург-2022). Или в план-сетке «Мистер и Мисс Лагерь – 2017». Или указано мероприятие, посвященное 125-летию со дня рождения, например, С.А. Есенина. А эта дата была в 2020 году. Проверяйте такие вещи на актуальность, чтобы не выставить себя некомпетентным в глазах коллег и родителей…
6. Желательно учитывать тематику года. Так, 2022 год в нашей стране объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Далеко не все авторы программ выдержали данную тематику. Так же отмечу, что не все включили в план-сетку лагеря такую памятную дату, как 22 июня – годовщину начала Великой Отечественной войны, День памяти и скорби. Помните, что подобные мероприятия обладают большим педагогическим потенциалом в деле воспитания патриотизма подрастающего поколения.
7. Далее обратите внимание на направленность программы. Почему-то практически все испытывают затруднения при описании данного пункта и все указывают «комплексная». Существуют следующие 6 направленностей:
- техническая
- естественнонаучная
- физкультурно-оздоровительная
- художественная
- туристско-краеведческая
- социально-гуманитарная
Необходимо выбрать подходящую из этого списка (чаще всего, это социально-гуманитарная). Спортивно-оздоровительная деятельность, культурно-досуговая деятельность и всё, что Вы пишите – это совершенно другое…
8. Осторожнее с психологией, т.е. когда Вы употребляете термины «психологические услуги», «психологический тренинг» и т.д. Подобные вещи имеет право проводить только психолог. У Вас в штатном расписании лагеря есть такая должность? К тому же термин «услуги» предполагает оплату, материальное вознаграждение… Запомните: мы, как педагоги, можем проводить только занятие с элементами тренинга.
9. Также внимательно относитесь к нормативно-правовой базе. Например, приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №1008 утратил свою силу, ему на смену пришёл Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». То же самое можно сказать и про САНПиНы: сейчас это СП 2.4.3648-20, СП 3.1/2.4.3598-20.
10. А вот при работе над структурным элементом «Содержание программы смены» не бойтесь проявить фантазию, креативные качества, выдать авторский продукт – тут вам большая степень свободы. Желательно положить в основу игрового сюжета легенду собственного сочинения. От того, насколько интересно это будет детям-участникам смены, зависит успешность летней кампании в отдельно взятом учреждении. Коллектив МБУДО «ДПШ» уже на протяжении нескольких лет сочиняет авторские легенды и применяет их за основу сюжетной линии смены. Желающие могут ознакомиться с ними с целью обмена опытом.
11. Один из самых сложных пунктов я поставила ближе к завершению своего выступления. Это цель, задачи программы и ожидаемые результаты. Они должны логически не противоречить другу друг и быть взаимодетерминированы. Цель – это основной планируемый результат воспитательного и образовательного процессов, который в идеале должен быть достигнут. Поэтому при постановке цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, например, как: «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формулировки не отражают отличительные особенности Вашей программы смены, специфику деятельности Вашего лагеря. К тому их достижение трудно отследить (как можно определить, что вот эта девочка Маша – гармонично развитая личность, а вот мальчик Коля – нет?). Ну и подумайте сами: разве возможно за одну лагерную смену гармонично и всесторонне развить личность ребёнка? Кроме того, цель должна быть связана с темой и названием программы, отражать основное направление образовательной деятельности в ней.
Типичные ошибки при формулировании цели:
Ошибка 1. Поставленная Вами цель не связана с основной педагогической идеей, изложенной в пояснительной записке программы и/или с непосредственным содержанием программы.
Так, например, в актуальности программы делается акцент на значимость и ценность экологического воспитания, а цель программы сформулирована как «Раскрытие творческого потенциала учащихся».
Ошибка 2. Цель сформулирована нечётко или неграмотно, всеобъемлюща, логически не связана с планируемым результатом программы, или ее достижение выходит за временные рамки.
Например, цель: «Воспитание патриотов своего Отечества» допускает много интерпретаций и имеет достаточно длительный период достижения.
Ошибка 3. Цель сформулирована слишком длинно. Это приводит к затруднению понимания самой сути цели, росту количества смыслов, о которых автор даже и не задумывался.
Ошибка 4. Подмена цели организационной задачей. Например: «Совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи».
Вот пример методически грамотно выстроенной цели: «Развитие ценностно-ориентационной, волевой и физических сфер личности детей и подростков средствами туризма и краеведения».
Именно через определение задач происходит конкретизация цели (какие конкретные шаги нужно совершить, чтобы достичь поставленную цель).
Выделяют следующие типы задач:
- обучающие – приобретение определенных знаний, умений и навыков (обучение навыкам организации чего-либо, обучение ребенка владению чем-либо, включение в познавательную деятельность, формирование системы теоретических знаний о ...);
- развивающие – развитие познавательного интереса к чему-либо; развитие деловых качеств (самостоятельности, ответственности, активности); формирование потребности в самопознании, саморазвитии; формирование необходимых для занятий способностей (выносливости, концентрации внимания, умения ориентироваться в пространстве); развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.;
- воспитательные – формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, экологической культуры, навыков здорового образа жизни, патриотизма и т.п.
Задача – это ответ на вопрос: «Что делать?». Задача – это конкретизация цели программы.
Например, если в приведённом выше примере цель звучит как «формирование патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность», то задачи могут быть следующими:
- расширить кругозор учащихся по географии, биологии, экологии Оренбургской области;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к миру;
- воспитывать любовь к природе, родному, краю, труду, познанию;
- содействовать формированию здорового образа жизни;
- развивать познавательные способности учащихся и т.д.
12. Разработка программы лагерной смены – это сложный и кропотливый труд, демонстрирующий профессионализм педагога. Все решают эту задачу на разном уровне. Хочется отметить «передовиков» – тех, кто в сроки и без больших замечаний сдал программы: это МБОУ «И-кая СОШ» и МАОУ «Г-ия». Незначительные замечания у МБОУ «У-кая СОШ» и МБОУ «Н-кая ОШ», МБОУ «К-кая ОШ». Также хочется отметить МБОУ «И-кая ОШ» (программа «Туристическое агентство «КИТ») – интересный игровой сюжет, легенда, МБОУ «М-ная ОШ» (программа «Непоседы Будущего»), МБОУ «М-кая СОШ» (программа «Кругосветное путешествие за 21 день») – оригинальные легенды. У МАОУ «Н-ная ОШ» и МБУДО «Д…» – богатые приложения из практики работы.
Всех благодарю за внимание!
Список используемой литературы
1. Методические рекомендации по примерному содержанию и разработке образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей в Оренбургской области.
2. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., №06-1844).
3. Харитонов Н.П. Рекомендации педагогам дополнительного образования по доработке образовательных программ дополнительного образования детей (в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей /Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., №-1844.
4