Выступление на тему: Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Идинская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на тему:
Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе.
Докладчик: Егорова С.Г.,
учитель английского языка
с. Новая Ида
2025 г.
Цель формирования и развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе - это ознакомление с основами функциональной грамотности. Термин сам не новый был известен еще в 60-70-е годы 20 века. По общим данным, функциональная грамотность — это способность использовать знания и умения для решения реальных задач, возникающих в обучении, быту, профессиональной деятельности и социальном взаимодействии. В отличие от обычной грамотности, которая включает чтение и письмо, функциональная грамотность охватывает такие навыки, как анализ прочитанного, построение аргументов и решение жизненных задач.
Что касается учебного предмета «Иностранный язык (английский)» то становится очевидным, что умение использовать язык на практике это и есть функциональная грамотность. Ведь язык основа для функционирования человека в любой деятельности, инструмент для выстраивания коммуникации и социальных отношений.
Функциональная грамотность показывает, насколько обучающийся может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему, извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д.
На таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.
Одним из направлений функциональной грамотности на уроках английского языка является формирование обучения читательской грамотности.
Читательская грамотность считается одним из базовых навыков функциональной грамотности, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Итак, грамотный читатель умеет: находить доступ к информации, извлекать ее, формировать общее понимание текста, размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его.
Формирование вышеизложенных умений начинается уже со 2 класса.
Основную задачу именно во 2 классе составляет формирование технических навыков чтения на английском языке: ученики должны овладеть буквами алфавита, усвоить звуко-буквенные соответствия, уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением на смысловые группы.
В учебнике идет работа с алфавитом в следующей последовательности – звук – слово – картинка, что позволяет учащимся запомнить именно звуки, передаваемые буквами, и усвоить слова, в которых есть этот звук, постепенно переходя к чтению. Соответственно, учащиеся запоминают сначала звучание слова и визуальную опору, причем акцент на названии буквы мы не делаем, изучаем звуки, передаваемые ей.
Также начиная со второго класса, ведётся работа с текстовыми материалами: песни, рифмовки, сюжетные диалоги, сказки. На уроке, работая с текстами изучается необходимый лексический минимум и грамматический материал. При этом развиваются все четыре вида деятельности: говорение, чтение, аудирование и письмо.
При изучении новой лексики, идет её закрепление в текстах песен и диалогов. Обучающимся сначала нужно услышать знакомые лексические единицы, а затем найти их в предложенных текстах. Далее применить в устной речи данную лексику и грамматику. Также развитию навыков работы с текстом способствуют упражнения на подстановку букв и слов, соотнесение картинок со словами, дополнение предложений по смыслу.
Очень наглядно показывается приём в формировании навыков читательской грамотности, где ребята после прослушивания и дальнейшего прочтения диалога выбирают один из двух предложенных вариантов ответа. В дополнение можно предложить детям самим озаглавить текст, тем самым акцентируя их внимание на основной мысли диалога.
Ещё один пример формирования навыков развития читательской грамотности можно встретить в заданиях, в которых после прочтения текста выделяется одно из самых информативных предложений с пропущенным словом. Дети сначала слушают и читают текст, затем применяя полученные знания, вставляют нужное слово из текста.
Итак, как показывает опыт, хорошие результаты получаются только в том случае, если работа по решению какой-либо проблемы проводится систематически. Это, конечно, относится и к формированию читательских навыков. Если планомерно и постоянно уделять внимание работе с текстами, то у учащихся постепенно будет формироваться умение читать правильно.