Выступление по теме «Билет в будущее: система профориентационной работы в современной школе»

0
0
Материал опубликован 17 September 2019

Муниципальное общеобразовательное

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

Свободненского района Амурской области


 

Тема районного семинара «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании» (август 2019г.)

Выступление по теме «Билет в будущее: система профориентационной работы в современной школе».

Выполнила учитель первой квалификационной категории Овсиенко Л.Н.


 

Билет в будущее: система профориентационной работы в современной школе.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если выпускник школы не знает, куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия? Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать, его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором, – единицы. А что же остальные? Что делать: бросить институт, в который с таким трудом и затратами поступил; еще раз пережить ужас ЕГЭ, волнение родителей, таинственное ожидание общественности?… Конечно, нет! На такой поступок решиться не каждый.

К сожалению, такая ситуация не редкость, и проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими. Что же делать? На этот вопрос и должна отвечать вся профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Следовательно, совершенно резонно возникает вопрос: кто должен проводить эту работу…

На современном этапе развития школы особую актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения учащихся. На наш взгляд, ее необходимо начинать с самого раннего школьного возраста.


 

Цель профессиональной подготовки на основе современных воззрений определена нами следующим образом:

сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать.

это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательность и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

Отсюда перед нами следующие задачи:

1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации ( тесная работа с биржей труда).

2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадрах, по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п., проведение мероприятий: кл часов, дней единых действий, вечеров.

3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год психолог (он есть в каждой школе) проводит полный цикл диагностического обследования школьников. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных с последующим донесением информации до родителей и самих учеников.

4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии (беседы с приглашенными специалистами или бывшими выпускниками школ).

5. Профессиональное обучение (на нашей базе ученики получают профессию «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства. Это работа в подшефных хозяйствах. Дети нашей школы ходят на птицефабрику ОО «Красная звезда», где знакомятся с рядом профессий и условиями труда и его оплаты.

7. Нашим заместителем директора по ВР составлен план работы на весь учебный год - это тематические часы, встречи, экскурсии, родительские собрания. Анализ результатов профориентационной деятельности школы (заслушивание отчетов работы по этому направлению ЗДВР не реже двух раз в год).

8. Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой (прохождение дистанционно курсов по данному направлению работы).

В Новоивановской школе сложилась СИСТЕМА профориентационной работы, которая является одним из важнейших компонентов Программы развития «Русская школа» (2016 – 2020гг).

Одной из задач Программы является повышение роли трудового воспитания, подготовка учащихся к жизни, профессиональное самоопределение учащихся. Задача эта реализуется через подпрограммы «Профилизация» и «Хозяева земли».

Подпрограммы содержат цикловые мероприятия по профориентации и трудовому воспитанию.

Сроки

Форма

Тема мероприятия

Ответственный

1

Сентябрь

4 неделя

рейд

«Нам жизнь дана на добрые дела» (в рамках Декады пожилых людей)

ЗДВР

2

Ежемесячно

Операция

«Цветок на окне»

«Живи, школа!»

ЗДВР

3

Ноябрь

4 неделя

День библиотеки

«Живи, книга!» (ремонт книг в школьной библиотеке)

Библиотекарь

4

Декабрь

Акция

«Ты знаешь – я рядом…» (помощь инвалидам)

ЗДВР

5

Январь

3 неделя

Операция

«Обновим мебель»

Учитель технологии

6

Ежемесячно

Рейд

«Чистота – залог здоровья»

ЗДВР

7

Март

1 –2 неделя

Выставка декоративно-приклад.

«Умелые руки не знают скуки»

ЗДВР, учителя технологии и начального обучения

8

Ноябрь-март

 

Операция

«Сугроб» (уборка снега на школьном дворе)

ЗДВР

9

Март

3 неделя

Рейд

«Твой друг – учебник»

Библиотекарь

10

Апрель

4 неделя

Операция

«Обелиск»

ЗДВР

11

Май

Операция

«Зелёный наряд Отчизны» (посадка деревьев)

ЗДВР

12

Май

3 неделя

День семьи

«Тропа добрых дел»

ЗДВР

13

Май

4 неделя

Большой сбор

Планирование летней трудовой четверти

ЗДВР


 

В рамках подпрограммы «Профилизация» в нашей школе в старших классах ведется предпрофильная подготовка (8-9 классы) и профильное обучение для учащихся 10-11 классов. Так, в прошедшем учебном году я вела курсы в 8-9 « Химия и медицина»

В 9 классе много лет преподаётся курс «Мой выбор». Курс очень важный. Он позволяет познакомиться с профессиями, требующимися в Свободненском районе. Но для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.п.

Учитель ориентирует учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток. В целом принцип, которым учитель руководствуется в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Так, за последние три года наши выпускники выбрали профессии экономиста, медицинского работника, юриста, инженера, педагога. Этому, конечно, помогла профилизация в 8-11 классах.

В разное время внедрялись учебные планы профилей:

социально-гуманитарного,

физико-математического,

естественнонаучного;

универсального.

Все это позволяет ребенку попробовать найти себя. Например, приходит ученик в 10 класс и выбирает естественнонаучный профиль. Для него разрабатывается Индивидуальный учебный план, вводятся дополнительные элективные курсы по медицине. И в конце 10 класса ребенок понимает, что это не то, что он хотел, и у него появляется возможность 11 классе выбрать другие дополнительные курсы, для того, чтобы подготовиться к сдаче ЕГЭ по другим предметам.

На занятиях по элективным курсам, программы которых значительно выходят за рамки школьных дисциплин, ребята могут получить интересующие их знания и попробовать применить их на практике (программы этих курсов наши учителя разрабатывают таким образом, чтобы дать ребятам не только теоретические знания, но и дать им возможность их практического применения).

Разумеется, работа учителя, преподающего учебные дисциплины на профильном уровне, имеет свои особенности. Уже начиная с 5 класса, учитель совместно с психологом отбирает детей, проявляющих повышенный интерес к естественным наукам, и ведёт его к выбору профессии через работу в НОУ, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, связанных с будущей профессией. Почти 20 лет руковожу секцией химии и биологии в школьном НОУ. Пишем с детьми научно-исследовательские проекты, представляем их на школьной, затем - на районной конференции. Темы проектов, как правило, отражают профориентационную подготовку:

Физиолого-анатомические особенности зрительного анализатора

Условия, повышающие урожайность картофеля в Амурской области

Психоэмоциональное состояние пациентов до и после посещения стоматолога

Большое значение имеет итоговая аттестация выпускников, ученики, выбравшие медицину, как правило, сдают экзамены по химии и биологии. Так, за время моей работы эти предметы сдавали 5 раз. Итоги аттестации в 9 и 11 классах были высокие: все участники сдали экзамены на «хорошо» и «отлично».

Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям. Значительное место занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители разных профессий, наставники. Такие беседы посвящены ознакомлению с одной какой-то профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости правильного выбора их для человека. При этом тематика таких бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

И еще профориентацию можно осуществлять на уроках технологии. Основными методами при этом являются практические работы по конструированию, планированию и изготовлению изделий. Уроки технологии в сельской школе, в нашей в том числе, имеют практический характер: детей готовим к жизни. Мальчиков учим пилить, строгать, работать на земле, девочек – кулинарии и швейному делу. Таким образом воспитываем хозяев земли.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности современного человека. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеурочной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимается процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности.

Профессиональное воспитание — завершающий этап системы профориентации школьников.

В Новоивановской школе сложились хорошие традиции трудового воспитания учащихся, и значительную роль в этом играет деятельность учебно-производственной бригады «Хозяева земли», которой руководит мастер ПО Егор Сергеевич Креденцер. Ребята ежегодно участвуют в областных профильных сменах УПБ, занимают призовые места. Так, на протяжении последних лет наши ученики стали призёрами в номинациях «Животноводство» и «Цветоводство», а июле этого года наш участник впервые стал призёром конкурса пахарей. Получить такой результат помогло вручение нового трактора весной этого года.

Но для того чтобы практические работы оказывали действенное влияние на формирование у учащихся положительного отношения к рабочим профессиям, необходимо сочетать их со словесными методами: с беседой о профессиях, о современном производстве, об условиях труда, технологических процессах, требованиях, предъявляемых профессией к качествам и квалификации человека, и т.п.

В заключение хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.