12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вотинова Ольга132

Планирование профориентационной работы в школе

Цели профориентационной работы:

 

1. Активизировать работу педагогического коллектива по профориентации с целью оказания помощи учащимся в первичном профессиональном самоопределении с учетом физиологических, психологических особенностей учащихся и потребностей рынка труда.

2. Оказать помощь учащимся в определении и изучении профессионально-значимых качеств личности, планомерном формировании профессиональных намерений и выборе дальнейшего пути образования и трудоустройства.

3. Обеспечить научно-методическое, профинформационное повышение знаний классных руководителей, учителей-предметников, родителей в направлении профориентации.

4. Активизировать в работе следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.

 

Организация профориентационной работы в начальной школе:

 

1 Активизирующий опросник «Профессия на букву»

Цель занятия: расширение у учеников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Время проведения: 15 минут. Октябрь.

Этапы: проводится в круге.

Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии , начинающиеся с этой буквы. Если профессия не знакома большинству участников, то она представляется игроком и ведущим.

2 Выставка поделок « Умелые ручки» 1-4 классы

Цель: развитие у учащихся представления о результатах профессионального труда и прикладного рукоделия.

Время проведения: февраль.

 

3. Конкурс рисунков «У кого мастерок, у когомолоток» 1-4 классы

Цель: осознание учащимися специфических моментов и особенностей некоторых профессий.

Время проведения: 1 этап – подготовительный, 2 – отборочный, 3- выставка, 4 – подведение итогов, награждение.

4. Экскурсии «Сиропчик» ( по производству газированной и миниральной воды), «Русский сувенир» ( на фабрику деревянных игрушек».

Цель: расширить у учеников знаний о мире профессий, кругозор, познакомить с производством.

Время проведения: 1 полугодие, 2 полугодие.

 

5. Серия классных часов « Профессия моих родителей» 1-4 классы

Цель: повысить интерес к профессиям родителей, привлечь к профориентационной работе семьи.

Время проведения: один раз в четверть.

 

6. Профориентационная игра «Пришельцы» 3-4 классы

Цель: помощь в осознании учащимися труда как человеческой и общественной ценности.

Знакомство с новой цивилизацией, обмен опытом. Необходимо представить земные профессии и обучить им пришельцев.

Время проведения: 3 четверть.

 

Организация профориентационной работы в средней школе:

1. Активизирующий опросник «Будь готов!»

Цель: повысить у учащихся уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Время проведения: октябрь.

Опросник проводится совместно с психологом, ученики заполняют таблицу соответствия желаемого уровня образования и предполагаемого уровня самостоятельности в труде. Ученики должны оценить , могут ли они выполнить предлагаемое действие на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10.

 

2. Активизирующий опросник « Как поживаешь»

Цель: рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности.

Время проведения: февраль.

Заполняется учениками бланк с перечислением ценностей( автомобиль, вилла, отдых в Италии, вера в Бога, творческая работа…) Учащийся по десятибалльной шкале определяет, какая ценность для него более или менее важная.

 

3.Экскурсия по театру ( кукольному, музыкальному, драматическому), встреча с актером.

 

 

4. Экскурсия по музею Центра противопожарной безопасности.

Цель: познакомить учащихся со спецификой работы представителей данных профессий, повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей с их профессией.

Время проведения: 1и 2 полугодие.

 

5. Конкурс чтецов « Калейдоскоп профессий»

Цель: расширение у участников представлений о мире труда через искусство.

Время проведения: март.

 

6. Классный час «Трудолюбие»

Цель: нравственное воспитание, формирование у учащихся умения соотносить различные качества человека с требованиями профессии.

 

Этапы работы: беседа о значении этого понятия, об отражении его в фольклоре и современной литературе, какое место оно занимает в современном обществе, разбор проблемных ситуаций.

Время проведения: ноябрь, 5-7 класс.

 

7. Классный час « Ответственность»

Цель: нравственное воспитание, формирование у учащихся умения соотносить различные качества человека с требованиями профессии

Время проведения: апрель , 5-7 класс.

Этапы работы: беседа о значении данного понятия, обсуждение проблемных ситуаций, проецирование модели « Ответственность в профессиональной деятельности»

 

8. Игровое упражнение «День из жизни»

Цель: повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности специалиста.

Этапы: проводится в круге. Ведущий определяет, какая профессия будет рассматриваться в игре . Совместными усилиями составляется рассказ о типичном трудовом дне работника.

Время проведения: сентябрь.

 

9. Игровое упражнение «Поступь профессионала»

Цель: в веселой форме смоделировать некоторые типические черты и особенности поведения тех или иных профессионалов.

Этапы: игроки выбирают для себя профессию, шифруют ее, затем изображают ее представителя при помощи походки, остальные отгадывают.

Время проведения: май.

 

Организация профориентационной работы в 9, 10, 11 классах.

 

1. Активизирующий опросник « Престижная профессия»

Цель: помочь старшекласснику прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда.

Этапы: на бланке пишется 25 профессий, прогнозируем, что ждет профессию в плане престижности, рассматриваем ее прошлое, настоящее и предполагаемое будущее, можно сравнить положение с другими странами.

Время проведения: сентябрь.

 

2. Активизирующий опросник « Самооценка нравственности, гражданственности»

 

Цели: дать учащемуся возможность соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своими представлениями о порядочности.

Время проведения: апрель.

Этапы: 1 в бланке проранжировать качества по степени их развитости у вас; 2 записать три заветных желания; 3 оценить, насколько каждое из качеств будет полезно при реализации желания; подведение итогов.

 

3. Посещение городской информационной ярмарки « Тебе - молодой».

4. Посещение « Дней открытых дверей»

в учебных заведениях.

5. Встречи с представителями учебных заведений.

 6. Игра – дискуссия «Заработная плата работника»

Цель: актуализировать в сознании участника необходимость осмысления проблемы справедливости в оценке труда разных специалистов.

Этапы: заполняются графы таблицы( профессии для сравнения, соотношение реальных заработков и заработков по справедливости, критерии оплаты труда), ведущий-статист ведет обсуждение.

Время проведения: декабрь.

7. Игра « Ловушки - капканчики»

Цель: осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.

Этапы: совместно определяется профессиональная цель , намечаются внешние и внутренние препятствия для ее достижения и пути их преодоления.

Время проведения: март.

8. Профинформационные классные часы:

 

«Ты имеешь право» ( права выпускника при поступлении). ( октябрь)

« Куда пойти учиться» ( чем отличаются начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование). ( ноябрь)

« Формы обучения» ( очная, заочная, вечерняя, дистанционная, экстернат). ( январь)

« Как правильно подать документ». (февраль).

«Формула карьеры». ( март)

«Профессиональное самоопределение, самоподготовка и саморазвитие». (апрель)

 

9. Профинформационные родительские собрания:

 

« Рынок труда родного города».(1четверть)

« Государственное и негосударственное учебное заведение ».(2 четверть)

« Зачем заниматься на подготовительных курсах».(3 четверть)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.