Планирование профориентационной работы в школе
Планирование профориентационной работы в школе
Цели профориентационной работы:
1. Активизировать работу педагогического коллектива по профориентации с целью оказания помощи учащимся в первичном профессиональном самоопределении с учетом физиологических, психологических особенностей учащихся и потребностей рынка труда.
2. Оказать помощь учащимся в определении и изучении профессионально-значимых качеств личности, планомерном формировании профессиональных намерений и выборе дальнейшего пути образования и трудоустройства.
3. Обеспечить научно-методическое, профинформационное повышение знаний классных руководителей, учителей-предметников, родителей в направлении профориентации.
4. Активизировать в работе следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.
Организация профориентационной работы в начальной школе:
1 Активизирующий опросник «Профессия на букву»
Цель занятия: расширение у учеников знаний о мире профессионального труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Время проведения: 15 минут. Октябрь.
Этапы: проводится в круге.
Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии , начинающиеся с этой буквы. Если профессия не знакома большинству участников, то она представляется игроком и ведущим.
2 Выставка поделок « Умелые ручки» 1-4 классы
Цель: развитие у учащихся представления о результатах профессионального труда и прикладного рукоделия.
Время проведения: февраль.
3. Конкурс рисунков «У кого мастерок, у кого – молоток» 1-4 классы
Цель: осознание учащимися специфических моментов и особенностей некоторых профессий.
Время проведения: 1 этап – подготовительный, 2 – отборочный, 3- выставка, 4 – подведение итогов, награждение.
4. Экскурсии «Сиропчик» ( по производству газированной и миниральной воды), «Русский сувенир» ( на фабрику деревянных игрушек».
Цель: расширить у учеников знаний о мире профессий, кругозор, познакомить с производством.
Время проведения: 1 полугодие, 2 полугодие.
5. Серия классных часов « Профессия моих родителей» 1-4 классы
Цель: повысить интерес к профессиям родителей, привлечь к профориентационной работе семьи.
Время проведения: один раз в четверть.
6. Профориентационная игра «Пришельцы» 3-4 классы
Цель: помощь в осознании учащимися труда как человеческой и общественной ценности.
Знакомство с новой цивилизацией, обмен опытом. Необходимо представить земные профессии и обучить им пришельцев.
Время проведения: 3 четверть.
Организация профориентационной работы в средней школе:
1. Активизирующий опросник «Будь готов!»
Цель: повысить у учащихся уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Время проведения: октябрь.
Опросник проводится совместно с психологом, ученики заполняют таблицу соответствия желаемого уровня образования и предполагаемого уровня самостоятельности в труде. Ученики должны оценить , могут ли они выполнить предлагаемое действие на данном этапе своего развития, используя для самооценки шкалу от 0 до 10.
2. Активизирующий опросник « Как поживаешь»
Цель: рассмотреть в шутливой форме существенные для данного подростка жизненные ценности.
Время проведения: февраль.
Заполняется учениками бланк с перечислением ценностей( автомобиль, вилла, отдых в Италии, вера в Бога, творческая работа…) Учащийся по десятибалльной шкале определяет, какая ценность для него более или менее важная.
3.Экскурсия по театру ( кукольному, музыкальному, драматическому), встреча с актером.
4. Экскурсия по музею Центра противопожарной безопасности.
Цель: познакомить учащихся со спецификой работы представителей данных профессий, повысить у учащихся способность соотносить внешние характеристики людей с их профессией.
Время проведения: 1и 2 полугодие.
5. Конкурс чтецов « Калейдоскоп профессий»
Цель: расширение у участников представлений о мире труда через искусство.
Время проведения: март.
6. Классный час «Трудолюбие»
Цель: нравственное воспитание, формирование у учащихся умения соотносить различные качества человека с требованиями профессии.
Этапы работы: беседа о значении этого понятия, об отражении его в фольклоре и современной литературе, какое место оно занимает в современном обществе, разбор проблемных ситуаций.
Время проведения: ноябрь, 5-7 класс.
7. Классный час « Ответственность»
Цель: нравственное воспитание, формирование у учащихся умения соотносить различные качества человека с требованиями профессии
Время проведения: апрель , 5-7 класс.
Этапы работы: беседа о значении данного понятия, обсуждение проблемных ситуаций, проецирование модели « Ответственность в профессиональной деятельности»
8. Игровое упражнение «День из жизни»
Цель: повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности специалиста.
Этапы: проводится в круге. Ведущий определяет, какая профессия будет рассматриваться в игре . Совместными усилиями составляется рассказ о типичном трудовом дне работника.
Время проведения: сентябрь.
9. Игровое упражнение «Поступь профессионала»
Цель: в веселой форме смоделировать некоторые типические черты и особенности поведения тех или иных профессионалов.
Этапы: игроки выбирают для себя профессию, шифруют ее, затем изображают ее представителя при помощи походки, остальные отгадывают.
Время проведения: май.
Организация профориентационной работы в 9, 10, 11 классах.
1. Активизирующий опросник « Престижная профессия»
Цель: помочь старшекласснику прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда.
Этапы: на бланке пишется 25 профессий, прогнозируем, что ждет профессию в плане престижности, рассматриваем ее прошлое, настоящее и предполагаемое будущее, можно сравнить положение с другими странами.
Время проведения: сентябрь.
2. Активизирующий опросник « Самооценка нравственности, гражданственности»
Цели: дать учащемуся возможность соотнести свои качества со значимыми для жизни ценностями, со своими представлениями о порядочности.
Время проведения: апрель.
Этапы: 1 в бланке проранжировать качества по степени их развитости у вас; 2 записать три заветных желания; 3 оценить, насколько каждое из качеств будет полезно при реализации желания; подведение итогов.
3. Посещение городской информационной ярмарки « Тебе - молодой».
4. Посещение « Дней открытых дверей»
в учебных заведениях.
5. Встречи с представителями учебных заведений.
6. Игра – дискуссия «Заработная плата работника»
Цель: актуализировать в сознании участника необходимость осмысления проблемы справедливости в оценке труда разных специалистов.
Этапы: заполняются графы таблицы( профессии для сравнения, соотношение реальных заработков и заработков по справедливости, критерии оплаты труда), ведущий-статист ведет обсуждение.
Время проведения: декабрь.
7. Игра « Ловушки - капканчики»
Цель: осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям.
Этапы: совместно определяется профессиональная цель , намечаются внешние и внутренние препятствия для ее достижения и пути их преодоления.
Время проведения: март.
8. Профинформационные классные часы:
«Ты имеешь право» ( права выпускника при поступлении). ( октябрь)
« Куда пойти учиться» ( чем отличаются начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование). ( ноябрь)
« Формы обучения» ( очная, заочная, вечерняя, дистанционная, экстернат). ( январь)
« Как правильно подать документ». (февраль).
«Формула карьеры». ( март)
«Профессиональное самоопределение, самоподготовка и саморазвитие». (апрель)
9. Профинформационные родительские собрания:
« Рынок труда родного города».(1четверть)
« Государственное и негосударственное учебное заведение ».(2 четверть)
« Зачем заниматься на подготовительных курсах».(3 четверть)