Выступление «Реализация направлений функциональной грамотности на примере урока "Уклад кубанской семьи"»
Выступление по теме:
Реализация направлений функциональной грамотности
на примере урока по теме: " Уклад кубанской семьи " 2 класс
Подготовила:
Дмитриева Наталия Анатольевна,
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 16 пос. Красносельского
Гулькевичского района
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников функциональной грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с активными методами, формами обучения функциональной грамотности младших школьников.
2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.
3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению функциональной грамотности.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку XXI века?
Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни. Рассмотрю реализацию направлений функциональной грамотности на уроке кубановедения во 2 классе по теме: «Уклад кубанской семьи ".
Читательская грамотность
На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Примеры. Прочитав страницы в учебнике, ребята рассуждают по теме, отвечая на вопросы: Какие были семьи на Кубани? Мог быть главным в семье старший брат? Что мог сделать отец, если дети не слушались? Какие обязанности в семье были у женщины? Какие обязанности в семье были у мужчин? Какие обязанности в семье были у детей? Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни.
Математическая грамотность
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Пример. На данном уроке ребятам по группам предложено решить такие житейские задачи.
Задача 1. У казака было 3 лошади, коров на 2 больше, а овец столько, сколько лошадей и коров вместе. Помогите казаку сосчитать овец!
Задача 2. На строительство хаты-мазанки атаман пригласил 16 казачек (месить саман) и 20 казаков (возводить стены). На обед ушли 8 человек. Сколько казаков и казачек осталось на стройке?
Задача 3. Сколько лет казаку Григорию? Его дочери 5 лет, супруга на 19 лет старше дочери, а самому Григорию столько, сколько дочери и супруге вместе.
Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
Естественно - научная грамотность
Одной из действенных технологий формирования естественно-научной грамотности может стать проектная деятельность. Большое значение в развитии предметно-методологической компетентности учителей начальных классов в условиях реализации ускоренного обучения имеет применение ими образовательных технологий, предусматривающих использование активных форм и методов обучения и воспитания, имеющих проблемно-поисковый характер.
Пример. Дети на уроке работают в группах над созданием проекта, используя приём пяти П: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. 1. Проблема. Кто изображен на картинке? Что ты можешь рассказать об укладе казачьих семей? Что ты знаешь о нем? (Используется прием «Корзинка идей»). 2. Планирование: 1. Изучить материал по учебнику. 2. Ответить на вопросы по теме (Используется прием "Добавь следующее ")
3. Исследовать интересные факты, связанные с жизнью казаков. 4. Решить житейские задачи казаков. 5. Презентовать свое исследование. 4. Проект (буклет или презентация).
Ученик с естественно - научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.