Выступление «Формирование функциональной грамотности на уроках истории»

8
0
Материал опубликован 1 June 2022 в группе

Формирование функциональной грамотности на уроках истории.

Из опыта работы учителя истории и обществознания

МКОУ Меньшиковской СОШ Юсуповой Р.Ф.


Презентация
PPTX / 1.05 Мб

/data/files/s1713816330.docx (Формирование функциональной грамотности на уроках истории.)

Задача формирования функциональной грамотности стоит перед всей системой школьного обучения. Этот процесс осуществляется комплексно. В рамках изучения учебных предметов формируются отдельные элементы функциональной грамотности. Целью статьи является анализ возможностей формирования и оценки сформированности элементов функциональной грамотности на уроках «История».

В рамках предмета «История» работа ведется в основном по формированию читательской грамотности. При изучении истории, обучающиеся работают со сплошными текстами (текст учебника, письменные исторические источники, художественные тексты) и с несплошными текстами (карты, изображения, карикатуры, таблицы, диаграммы и т.д.)

Рассмотрим несколько примеров заданий по истории с различными видами текстов

1.Работа со сплошным текстом. Начальный этап проверки сформированности основ читательской грамотности-задания на проверку понимания содержания. Необходимо осмыслить и отобрать информацию из текста.

Задание. Прочитайте текст и выполни задания к тексту.

Рюрик, Аскольд и Дир. Северная и Южная Русь

Славяне платили дань своим соседям, потому что не было у них единства и своего государства. Как записано в древней летописи, в 862 году отправили ильменские славяне и кривичи послов к князьям варяжского племени и пригласили их править. На приглашение откликнулись три брата. Старший брат Рюрик построил город Ладогу в устье реки Волхов, а потом перебрался в Новгород и стал там править. Синеус стал править на Белом озере, а Трувор — в Изборске.

Через два года братья Рюрика умерли, и он объединил все северные земли под своей властью. Много городов построил Рюрик на Руси. И везде поставил своих старших дружинников. Столицей северной Руси стал Новгород.

Двоим из дружинников Рюрика — Аскольду и Диру — городов не досталось. Они отправились искать лучшей доли в столицу Византии Константинополь. Но по пути «из варяг в греки» увидели они красивый город на берегу Днепра. Он носил имя своего основателя Кия. Горожане в то время платили дань хазарам. Аскольд и Дир помогли киевлянам избавиться от хазарского господства и сами стали князьями киевскими. Киев стал столицей южной Руси.

Укрепившись в Киеве, Аскольд и Дир собрали большую дружину и двинули её на Константинополь. Подойдя к богатой столице Византии, русы окружили её, разорили предместья, вселяя ужас в местных жителей. Но взять город они не смогли. (1)

Задание 1. Ответьте на вопрос. Какой народ был призван славянами на княжение? Задание2.Используя текст заполните таблицу:

Имя вождя:

Место правления

 

 

 

 

 

 

2.Работа со статистическим материалом. В данном задании используется не сплошной текст, но текст играет в задании основную роль. Кроме того, работа со статистическим материалом предполагает сформированность у обучающихся (на определенном уровне) математической грамотности. Задание. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»

(тыс. человек)

 

Год

Санкт-Петербург

Одесса

Москва

1811

336

58

270

1860

ок. 500

119

352

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А)В первой половине XIX в. Наибольшим по численности из городов,  

представленных в таблице, было население

1) Москвы

Б) За годы, представленные в таблице, удвоилось население

2) в 1811 г.

В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в

3) Одессы

 

4) в 1860 г.

 

5) Санкт-Петербурга

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (2)

 

3.Примеры работы с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; Можно использовать прием «Кластер», прием «Синквейн» «Знаю, узнал, хочу узнать», «Ромашка Блюма».

Рассмотрим прием «Инсерт». Маркировка знаками по мере чтения текста

Стадия вызов. Работа с кластером «Олимпийские игры»

Стадия осмысление. Работа с текстом, чтение текста, по ходу чтения ставим знакиV,+,-,?; заполнение таблицы

Стадия рефлексии. Возвращение к кластеру и его доработка.

 

 

V

+

-

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.

Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.

Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.

Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего-доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»(3)

 

 

 

 

4.Прмер работы с использованием технологии «Смысловое чтение».Можно использовать прием «Работа с вопросником» «Тонкие и толстые вопросы», «Постановка вопросов к тексту» и др.

Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)

Учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложения предлагается одно или два из четырех видов заданий, обозначенных в тексте символом(буквой). Эти задания нужно выполнять по ходу чтения текста.

Оборудование: текст с вопросами-заданиями, специальная закладка, сдвигая которую дети открывают следующее предложение.

Задания включают:

В-вопрос, задать вопрос к тексту;

О-ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

З-заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше;

П-проверь себя т.е. сравни свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

 

В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.

Он помогал родителям пасти скот.

Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. З

Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В

Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка. З

Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм. В О

Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.

Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял телёнка и пошёл в обратный путь. В О

Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П

Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон. З

Теперь он мог поднять и молодого быка. З

Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции – победителем Олимпийских игр. П

А теперь прочитайте текст целиком, придумайте несколько заглавий к тексту (4)

5.Пример работы с несколькими текстами. В данном задании формируются умения группировать тексты, интерпретировать текст. Кроме того, это задание формирует естественнонаучную грамотность.

Задание «Разливы Нила»

Перед тобой несколько текстов, познакомься с ними. Распредели тексты по темам: 1.Мифологичческое объяснение разлива Нила;

2.Научное объяснение разлива Нила.

3.Подготовь рассказ она тему «Разлив Нила» от имени древнеегипетского земледельца; от имени ученика 21 века.

 

/data/files/j1713816182.png (0x0)

Текст.1.Почему разливается Нил?

Разливы Нила происходят в связи с притоком воды в период зимних дождей в районе центральных озер в Африке и затем на Абиссинском плоскогорье. Эти воды поступают в Белый Нил, который течет из центра Африки, и Голубой Нил, вытекающий из озера Тана в Эфиопии с высоты 1800 м.

Белый и Голубой Нил сливаются около города Хартума — столицы Республики Судан. Отсюда и начинается собственно Нил. В районе озера Тана берет начало и последний приток Нила — река Атбара, впадающая в Нил в 320 км ниже Хартума.

Рис.1.Бог Хапи

https://otvet.mail.ru/question/67236539

/data/files/s1713816140.jpg (0x0)

Текст.2.МИФ О БОГЕ ХАПИ

Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками стекает в Нил и река затопляет берега. Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь его пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров.

Рис.2.Схема рек

https://trojden.com/books/world-history/world-history-5-class-mihailovsky-2013/7

 

Рефлексия. Обсуждение.

 

6.Пример работы с учебным текстом. Задание на интерпретацию текстовой информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

 

Чтение текста учебника. Природа и люди Древней Индии.(Учебник 5 класс.«История Древнего мира»)

Задание. Расположите утверждения в схему. Дети работают в парах.

Оборудование: перечень утверждений, пустая схема

Перечень утверждений:

Чтобы подготовить участок для поселения жителям приходилось вырубать лес

Гималаи выше высоты движения туч

Ветер с юга гонит дождевые тучи в сторону Индии

На северной границе Индии находятся Гималаи, которые выше ветра

Холодные ветра с севера не проникают в Индию

В Индии бывает много дождей

Индию покрывают густые труднопроходимые леса - джунгли

Дождевые тучи не могут идти дальше на север через Гималаи и остаются в Индии

В Индии очень влажно

В Индии всегда тепло

Рефлексия. Сравнение с эталоном. обсуждение.

 

Эталон1 Эталон2

Для успешной работы над формированием читательской грамотности необходимо ряд условий:

  1. Знать теорию вопроса (что такое читательская грамотность, уровни читательской грамотности, критерии оценивания читательской грамотности в PISA, ФГОС)

  2. Знать уровень читательской грамотности обучающихся;

  3. Владеть и использовать разные способы работы с текстом (технология продуктивного чтения, стратегии работы с текстом, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». технология «Смыслового чтения» и т.д.)

  4. Работать с разными типами текстов на уроках и внеурочных занятиях;

  5. Для эффективной организации самостоятельней работы с текстом, использовать графические организаторы (таблицы, схемы, закладки и т.д.)

  6. Оценивать читательскую грамотность обучающихся для коррекции своей работы;

  7. Создавать банки заданий для формирования и оценивания читательской грамотности.

  8. Вести работу систематически.

 

Источники:

1. «Образование Древнерусского государства» https://vbrykhov.ru/2020/02/09/6class-text1/

2. Решу ОГЭ OГЭ–2021, история: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. (sdamgia.ru)

3.  С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке»,Москва,»Просвещение»,2011 ,стр31-38

http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/gasparov-zanimatelnaya-greciya/olimpijskie-igry.htm

4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» Под редакцией А.Г.Асмолова, Москва «Просвещение»,2010 стр. 117-118

5. https://old.pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/formirovanie-umeniya-ustanavlivat-prichinno-sledstvennye-svyazi-na-urokah-istorii-v-5-klasse

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации