Выступление «Формирование функциональной грамотности на уроках истории»
Формирование функциональной грамотности на уроках истории.
Из опыта работы учителя истории и обществознания
МКОУ Меньшиковской СОШ Юсуповой Р.Ф.
/data/files/s1713816330.docx (Формирование функциональной грамотности на уроках истории.)
Задача формирования функциональной грамотности стоит перед всей системой школьного обучения. Этот процесс осуществляется комплексно. В рамках изучения учебных предметов формируются отдельные элементы функциональной грамотности. Целью статьи является анализ возможностей формирования и оценки сформированности элементов функциональной грамотности на уроках «История».
В рамках предмета «История» работа ведется в основном по формированию читательской грамотности. При изучении истории, обучающиеся работают со сплошными текстами (текст учебника, письменные исторические источники, художественные тексты) и с несплошными текстами (карты, изображения, карикатуры, таблицы, диаграммы и т.д.)
Рассмотрим несколько примеров заданий по истории с различными видами текстов
1.Работа со сплошным текстом. Начальный этап проверки сформированности основ читательской грамотности-задания на проверку понимания содержания. Необходимо осмыслить и отобрать информацию из текста.
Задание. Прочитайте текст и выполни задания к тексту.
Рюрик, Аскольд и Дир. Северная и Южная Русь
Славяне платили дань своим соседям, потому что не было у них единства и своего государства. Как записано в древней летописи, в 862 году отправили ильменские славяне и кривичи послов к князьям варяжского племени и пригласили их править. На приглашение откликнулись три брата. Старший брат Рюрик построил город Ладогу в устье реки Волхов, а потом перебрался в Новгород и стал там править. Синеус стал править на Белом озере, а Трувор — в Изборске.
Через два года братья Рюрика умерли, и он объединил все северные земли под своей властью. Много городов построил Рюрик на Руси. И везде поставил своих старших дружинников. Столицей северной Руси стал Новгород.
Двоим из дружинников Рюрика — Аскольду и Диру — городов не досталось. Они отправились искать лучшей доли в столицу Византии Константинополь. Но по пути «из варяг в греки» увидели они красивый город на берегу Днепра. Он носил имя своего основателя Кия. Горожане в то время платили дань хазарам. Аскольд и Дир помогли киевлянам избавиться от хазарского господства и сами стали князьями киевскими. Киев стал столицей южной Руси.
Укрепившись в Киеве, Аскольд и Дир собрали большую дружину и двинули её на Константинополь. Подойдя к богатой столице Византии, русы окружили её, разорили предместья, вселяя ужас в местных жителей. Но взять город они не смогли. (1)
Задание 1. Ответьте на вопрос. Какой народ был призван славянами на княжение? Задание2.Используя текст заполните таблицу:
Имя вождя: |
Место правления |
|
|
|
|
|
|
2.Работа со статистическим материалом. В данном задании используется не сплошной текст, но текст играет в задании основную роль. Кроме того, работа со статистическим материалом предполагает сформированность у обучающихся (на определенном уровне) математической грамотности. Задание. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ»
(тыс. человек)
Год |
Санкт-Петербург |
Одесса |
Москва |
1811 |
336 |
58 |
270 |
1860 |
ок. 500 |
119 |
352 |
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ |
ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ |
А)В первой половине XIX в. Наибольшим по численности из городов, представленных в таблице, было население |
1) Москвы |
Б) За годы, представленные в таблице, удвоилось население |
2) в 1811 г. |
В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в |
3) Одессы |
4) в 1860 г. |
|
5) Санкт-Петербурга |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам (2)
3.Примеры работы с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; Можно использовать прием «Кластер», прием «Синквейн» «Знаю, узнал, хочу узнать», «Ромашка Блюма».
Рассмотрим прием «Инсерт». Маркировка знаками по мере чтения текста
Стадия вызов. Работа с кластером «Олимпийские игры»
Стадия осмысление. Работа с текстом, чтение текста, по ходу чтения ставим знакиV,+,-,?; заполнение таблицы
Стадия рефлексии. Возвращение к кластеру и его доработка.
V |
+ |
- |
? |
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. |
Отмечается все новое, что стало известно из текста |
Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями |
Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. |
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция.
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.
Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.
Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.
Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего-доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»(3)
4.Прмер работы с использованием технологии «Смысловое чтение».Можно использовать прием «Работа с вопросником» «Тонкие и толстые вопросы», «Постановка вопросов к тексту» и др.
Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)
Учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложения предлагается одно или два из четырех видов заданий, обозначенных в тексте символом(буквой). Эти задания нужно выполнять по ходу чтения текста.
Оборудование: текст с вопросами-заданиями, специальная закладка, сдвигая которую дети открывают следующее предложение.
Задания включают:
В-вопрос, задать вопрос к тексту;
О-ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
З-заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше;
П-проверь себя т.е. сравни свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.
Он помогал родителям пасти скот.
Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. З
Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В
Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка. З
Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм. В О
Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.
Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял телёнка и пошёл в обратный путь. В О
Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П
Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон. З
Теперь он мог поднять и молодого быка. З
Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции – победителем Олимпийских игр. П
А теперь прочитайте текст целиком, придумайте несколько заглавий к тексту (4)
5.Пример работы с несколькими текстами. В данном задании формируются умения группировать тексты, интерпретировать текст. Кроме того, это задание формирует естественнонаучную грамотность.
Задание «Разливы Нила»
Перед тобой несколько текстов, познакомься с ними. Распредели тексты по темам: 1.Мифологичческое объяснение разлива Нила;
2.Научное объяснение разлива Нила.
3.Подготовь рассказ она тему «Разлив Нила» от имени древнеегипетского земледельца; от имени ученика 21 века.
Текст.1.Почему разливается Нил? Разливы Нила происходят в связи с притоком воды в период зимних дождей в районе центральных озер в Африке и затем на Абиссинском плоскогорье. Эти воды поступают в Белый Нил, который течет из центра Африки, и Голубой Нил, вытекающий из озера Тана в Эфиопии с высоты 1800 м. Белый и Голубой Нил сливаются около города Хартума — столицы Республики Судан. Отсюда и начинается собственно Нил. В районе озера Тана берет начало и последний приток Нила — река Атбара, впадающая в Нил в 320 км ниже Хартума. |
|
Рис.1.Бог Хапи |
https://otvet.mail.ru/question/67236539 |
Текст.2.МИФ О БОГЕ ХАПИ Далеко на юге за порогами Нила находится пещера, которую охраняет священный змей. В пещере из подземного царства бьют «ключи Нила» и сидит бог Хапи. Это тучный мужчина, перепоясанный поясом, обутый в сандалии и с венком из папируса на голове. В его руках два сосуда с водой. Когда Хапи сильнее наклоняет сосуды, вода потоками стекает в Нил и река затопляет берега. Праздник бога Хапи был приурочен к началу разлива реки. Богу приносили жертвы, в честь его пели песни, а в Нил бросали свитки папируса с рисунками даров. |
|
Рис.2.Схема рек |
https://trojden.com/books/world-history/world-history-5-class-mihailovsky-2013/7 |
Рефлексия. Обсуждение.
6.Пример работы с учебным текстом. Задание на интерпретацию текстовой информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи
Чтение текста учебника. Природа и люди Древней Индии.(Учебник 5 класс.«История Древнего мира»)
Задание. Расположите утверждения в схему. Дети работают в парах.
Оборудование: перечень утверждений, пустая схема
Перечень утверждений:
Чтобы подготовить участок для поселения жителям приходилось вырубать лес
Гималаи выше высоты движения туч
Ветер с юга гонит дождевые тучи в сторону Индии
На северной границе Индии находятся Гималаи, которые выше ветра
Холодные ветра с севера не проникают в Индию
В Индии бывает много дождей
Индию покрывают густые труднопроходимые леса - джунгли
Дождевые тучи не могут идти дальше на север через Гималаи и остаются в Индии
В Индии очень влажно
В Индии всегда тепло
Рефлексия. Сравнение с эталоном. обсуждение.
Эталон1 | Эталон2 |
Для успешной работы над формированием читательской грамотности необходимо ряд условий:
-
Знать теорию вопроса (что такое читательская грамотность, уровни читательской грамотности, критерии оценивания читательской грамотности в PISA, ФГОС)
-
Знать уровень читательской грамотности обучающихся;
-
Владеть и использовать разные способы работы с текстом (технология продуктивного чтения, стратегии работы с текстом, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». технология «Смыслового чтения» и т.д.)
-
Работать с разными типами текстов на уроках и внеурочных занятиях;
-
Для эффективной организации самостоятельней работы с текстом, использовать графические организаторы (таблицы, схемы, закладки и т.д.)
-
Оценивать читательскую грамотность обучающихся для коррекции своей работы;
-
Создавать банки заданий для формирования и оценивания читательской грамотности.
-
Вести работу систематически.
Источники:
1. «Образование Древнерусского государства» https://vbrykhov.ru/2020/02/09/6class-text1/
2. Решу ОГЭ OГЭ–2021, история: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. (sdamgia.ru)
3. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке»,Москва,»Просвещение»,2011 ,стр31-38
http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/gasparov-zanimatelnaya-greciya/olimpijskie-igry.htm
4.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» Под редакцией А.Г.Асмолова, Москва «Просвещение»,2010 стр. 117-118