Выступление «Английский для жизни. Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка»

4
2
Материал опубликован 29 March 2022

Английский для жизни

(Формирование функциональной грамотности

на уроках иностранного языка)

Дорогие коллеги!

Рада представить Вашему вниманию свой мастер-класс «Английский для жизни».

Действительно: английский для жизни – именно в этом я вижу цель изучения иностранного языка в школе… Владение иностранным языком даже на весьма базовом уровне должно помогать человеку решать современные задачи. Но, к сожалению, для многих людей изучение иностранного языка ассоциируется с выполнение бесконечных упражнений, тестов, выучиванием каких-то устных тем…. и изучение иностранного языка не превращается в жизненный бонус.

/видео - люди/

Хотелось бы чтобы наши учащиеся извлекли несравненно больше пользы из изучения языка в школе. Конечно, способности у всех разные, ориентиры тоже меняются за годы в школе, но я уверена, что формирование общей ФГ средствами ИЯ - способствует не только целостному развитию личности, а также облегчает не всегда простой процесс овладения языком.

Именно с этого учебного года мы, учителя-предметники, начали уделять развитию функциональной грамотности особое внимание. И я была приятно удивлена, что, оказывается, наши Учебно-методический комплект, по которому мы осуществляем преподавание, содержит в себе большой потенциал эффективных педагогических практик, направленных на развитие всех видов функциональной грамотности. Это благодаря широкой тематики текстов и разнообразию заданий.

Я хочу Вас познакомить с эффективными методичками развития некоторых видов ФГ.

Во-первых, читательской грамотности – ключевой вид ФГ для ИЯ. Ведь среди важнейших метапредметных результатов обучения ИЯ в основной школе ФГОС выделяет смысловое чтение – как познавательное умение, обеспечивающее успешность использования прочитанного в разных жизненных ситуациях. Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста, звуковым заданиям). Работа над этим умением выстраивается в нашем УМК в системе – на всех этапах обучения в 5-11 классах.

Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание «Listen, read and check» подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика.

В учебнике нередко предлагаются задания по прогнозированию содержания текста по невербальным. Это не просто для разнообразия – это важный ресурс для развития сенсорной сферы и учет особенностей «правополушарных» детей.

А задание по формулированию вопросов, представляющих  личный интерес учеников, способствует развитию как мотивации, так и критического мышления.

Очень важен выход работы с текстом на устную речь – не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам.

Также Этот же принцип прослеживается в несплошных текстах, в которых выход на устную речь осуществляется через систематизацию, поиск, вычленение информации и применение языковых образцов.

Ну а самым любимицы видом работы в данном направлении является развитие глобальных компетенций. Задачи нравственного воспитания, формирования навыков управления поведением успешно решаются в УМК. Подростки – пользователи учебника – с интересом и пользой воспринимают многочисленные материалы такого рода. При всей разнородности эти материалы объединяет выход на ситуации, связанные с личностным развитием, самосовершенствованием, эффективным взаимодействием с социумом. Такие задания направлены также на развитие эмоционального интеллекта.

Наши участники использовали родной язык. Для того, чтобы говорить на иностранном языке, во-первых, нужно развивать свой словарный запас, а для этого нужно использовать приемы эффективного запоминания. При этом я задействую такой функционал, как ИКТ–грамотность учащихся.
Все мои ученики обязательно имеют доступ к платформе
Quizlet, которая помогает им усваивать слова. Это универсальное средство. Его можно использовать и на уроках, где нужно выучивать символы и термины.

Также универсальным средством развития произносительных, коммуникативных навыков, навыков восприятия на слух текста и запоминания ЛЕ (и в целом и читательской грамотности) является метод повторения за диктором - shadowing. Имитирование образца на слух со зрительной опорой очень эффективно в иностранном языке. Многократное. В качестве обязательной части самоподготовки с учетом своих индивидуальных особенностей. Все мои учебники, которые старательно изучают иностранный язык, дома повторяют тексты, диалоги, комиксы домашнего задания за диктором, нажимая на паузу. И в классе перед чтение текста мы не просто прослушиваем аудио запись, когда кто-то может просто отвлечься и не следить, а применяем этот же метод: мы хором повторяем за диктором текст по предложению.

Этот метод можно использовать на уроках литературы и чтения, при заучивании стихотворении и выработки дикции и произносительных навыков ребенка.

Итак, в заключении я могу сделать вывод, что потенциал уроков иностранного языка в отношении развития функциональной грамотности велик. Формы работ в данном направлении актуальны и универсальны.

Содержание презентации:

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет файла

30 March 2022

Простите - какой-то глюк технический. А сейчас?

30 March 2022

Похожие публикации