Выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников в общеобразовательной школе

5
0
Материал опубликован 20 April 2018 в группе

«Речевая готовность к обучению в школе»

         Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Текст выступления:

         Уважаемые родители, я рада приветствовать Вас в нашей школе. Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению.

         В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.

         Очень важно, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка были сформированы все компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь.

         Остановимся подробнее на каждом из них.

         1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).

         Ребёнок должен уметь:

- правильно произносить все звуки речи.

- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик).

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

- изменять темп речи (говорить медленно или быстро).

 

         Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.

         Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков – это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. Поэтому уже сейчас, не дожидаясь поступления в школу, родителям стоит обратиться за помощью к логопеду в поликлинике, в детском саду, в учреждения социальной сферы, если вы до сих пор, зная о нарушении речи своего ребёнка, этого не сделали. Есть сомнения – записывайтесь на консультацию.

 

         2. Лексическая сторона речи (словарный запас).

         Ребёнок должен уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);

- употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);

- пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

- подбирать метафоры (например, туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

- подбирать синонимы (например, храбрый – смелый – отважный);

- подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).

        

         Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

        

         3. Грамматическая сторона речи (навыки словоизменения и словообразования).

Навыки словоизменения:

            Ребёнок должен уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).

         В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Навыки словообразования: 

         Ребёнок должен уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).

        

         Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

        

         4. Связная речь.

         Ребёнок должен уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины.

 

         Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

 

         Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника будет служить средством успешного его обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. А перечисленные выше нарушения устной речи свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу, у них может возникнуть негативное отношение к учебе, потому что ребёнку важно ощущать себя полноценным, успешным.

         Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

         Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.

         До 15 сентября будет происходить формирование логопедических групп.

         Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость. Не устану повторять всем родителям, что чем раньше будет начата правильно организованная коррекционная работа, тем лучше её результат.

         Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь Вашего ребёнка будет правильной, красивой и совершенной.

         Желаю вам только приятных и радостных воспоминаний от встречи со школой!

Комментарии
Комментариев пока нет.