«Витраж - мерцающая живопись» (Декоративно-прикладное искусство)
Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
города Мирного Архангельской области
Творческий проект
«Витраж - мерцающая живопись»
(Декоративно-прикладное искусство)
Выполнила:
Теплинская Дарья,
учащаяся 9 «Б» класса
Руководитель: Саитова И.А.,
учитель ИЗО и технологии
Мирный
2020
Содержание
Обоснование выбора темы проект………………………….2
Цель и задачи исследовательской работы…………….……3
История возникновения витража……………………………4
Витраж в средневековом искусстве………………………...6
Тематика и символика витражей……………………………7
Витражи в России…………………………………………….9
Витражи в современном декоративном искусстве………..10
Стили витражной живописи…………………..…………....14
Творческая работа……………….………………………….18
Экономическое обоснование проекта……………….…….19
Заключение……………………………………………….…20
Литература и интернет-источники…………………..…….21
Приложение…………………………………………..…..…22
Обоснование выбора темы проекта
В современном мире много интересных и разных видов искусств: архитектура, живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Для своей исследовательской работы я выбрала декоративно-прикладной вид искусства – витраж, так как на одном из занятий по предмету «Искусство» я познакомилась с этой техникой, которая меня очень заинтересовала. Изучив технику выполнения работы специальными витражными красками, я решила выполнить работу в данной технике самостоятельно. В интерьере дома витражи создают необыкновенную атмосферу, которая сможет удивить моих гостей, друзей, одноклассников и родных.
Несомненно, работа, выполненная в технике «витраж» может стать отличным подарком к любому празднику, ведь изобразить на стекле можно любую композицию. Вот я и решила сделать подарок маме в день её рождения.
Работа с витражными красками – это не просто занятие, которое мне нравится. Я учусь терпению, развиваю усидчивость, внимание. После каждой сделанной работы хочется создавать еще и еще более сложные и интересные творческие работы. Каждая новая работа почти всегда получается удачнее. Ведь когда вместе с творчеством растёт мастерство, тогда и усовершенствуются навыки в технике.
Цель и задачи проекта
Цель: изучить технологию и выполнить творческую работу в технике «витраж»
Задачи:
- ознакомиться с историей витража и его развитием в средневековом искусстве
-изучить тематику и символику витражей.
- узнать о витражах в России
- ознакомиться с витражами в современном декоративном искусстве
-узнать о стиле витражной живописи
- изучить применение витража в современном искусстве
- составить экономическое обоснование проекта
История возникновения витража
Витра́ж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Впервые витражи появились в католических храмах, в первом тысячелетии. Стекло было не совсем прозрачным. Один из самых первых и известных витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат - способом на расплаве олова. Изделия, выполненные художественной росписью по стеклу, занимают почетное место в наших домах среди других творений человека. Назначение витражей и изделий из стекла разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
Художественные витражи, применявшиеся главным образом для декорирования церковных зданий, сегодня все глубже проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей все больше дополняет светская, отражающая современные течения в культуре, искусстве. Витражи в виде узоров, различных композиций или картины выполняются из цветных или бесцветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости, с применением красок или же без них.
Витраж в средневековом искусстве
В процессе работы над своим проектом я познакомилась с витражами средневековья, ведь витражи средних веков имели свои характерные особенности, а именно, дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки не растворившегося песка, воздушные пузырьки. Такие погрешности средневековых стекол только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.
В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Для получения более широкой гаммы тонов мастера-витражисты использовали многослойное стекло, накладывая друг на друга пластинки разного цвета. Отдельные участки верхнего слоя обтачивали так, чтобы показался нижний слой цветного стекла. Например, некоторые витражи Шартрского собора имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями.
Тематика и символика витражей
Тематика витражей в готический период касалась следующих сфер:
*библейские сюжеты (например, притча о блудном сыне), изображение святых;
*жизнь монахов, мир средневековой знати;
*рыцарские мотивы;
*бытовые сцены, связанные с работой городских и сельских жителей;
*мифологические сюжеты и герои: драконы единороги, луна, солнце и тд.
На окнах соборов разворачиваются целые повествования о житие святых, о библейских героях, об основах мироздания. Витражи столь подробно
иллюстрировали перечисленные сюжеты, что окна становились своеобразным эквивалентом рукописи текстов. Готические храмы украшали витражами, т.к они создают игру света в интерьере, а так же придают исключительную оригинальность и изысканность.
Символика витражей заключается и в цвете и свете сохранялась до эпохи Возрождения. Когда живопись стала отделяться от архитектуры и скульптуры. Поэты и историки средневековья любят говорить, что «цвет Готики - фиолетовый». Это цвет молитвы-соединения красного цвета и синевы неба. В готических витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски.
Синий цвет считается символом верности. Особой любовью пользовалась также черный, этот оттенок ночи символизирует – бунт и тайные желания человека, а так же признак роскоши и утонченности натуры. , оранжевый ассоциируется с теплом, весельем. Белый создает атмосферу торжественности и праздника. Преобладая в витраже, он зрительно увеличивает внутреннее пространство.
Желтый считался особенно красивым, т.к он оказывает активизирующее воздействие на психику. Он поднимает настроение и восстанавливает нервную систему
Зеленый был символом влюбленности и символом жизни.
Характерно, что в последующие эпохи, когда стало преобладать рациональное мышление, фиолетовые гармонии стали использовать редко.
Витражи в России
Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение.
Многое для развития стеклотехник и стекловарения сделал Михаил Ломоносов. Еще в пору его работы на фабрике там производилось стекло отличного качества. И впоследствии, получив высокий статус, Ломоносов не забывал о российском стекле. Он поддерживал открытие и работу открытой стекольной фабрики. На этой фабрике производили хорошего качества цветное стекло. Самый же первый завод, специализировавшийся на стекловарении, в России был открыт в 1634году.
Российские витражи были украшением и костелов, и православных храмов, и светских жилищ. То есть были достаточно распространены и не были слишком сосредоточены на исключительно храмовых зданиях. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Но наибольшее количество витражей можно встретить все же в Петербурге. Зимний дворец, Пажеский корпус, усыпальница в Петропавловской, церковь Спаса-на-крови, Академия Художеств.… Всего, пожалуй, и не перечислишь. И ко всем перечисленным «владельцам» витражей можно добавить гостиницы, гимназии, ресторациях, особняках высоких лиц и даже в лечебницах. Внутренние покои великих княжон и князей украшались панно из цветного стекла, мозаиками. Возможно, именно поэтому история развития витражного искусства в России протекало без перерывов и скачков, как в европейском контексте.
Витражи в современном декоративном искусстве
С развитием новых технологий развиваются и приемы витража. Сейчас много различных техник работ с витражами, но основные черты сохранились с древности и лишь стали более технологичны.
Узорчатые витражи - собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей. В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол .
Контурные (силуэтные) витражи - собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой .
Пескоструйный витраж. При помощи специального аппарата и набора трафаретов. Этим способом можно получить любые изображения, рисунки, надписи, силуэты, рельефы, в соответствии с трафаретами: матовые на прозрачном фоне, прозрачные на матовом и, наконец, матированные фон и рисунок со штрихом различной интенсивности. При помощи медных и абразивных дисков любых изображений, картин, рисунков и т.п. на прозрачном бесцветном стекле или же на накладном одно-, двух-, трехслойном стекле. Этим способом достигаются замечательные результаты.
Травленый витраж - витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам. Травление - техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Многослойное травление - травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто матирование поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием - наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.
Живописные витражи - собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. Любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает по чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления. При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.
Комбинированные витражи - это сочетания витражей различных видов и стилей. Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.
Наборный витраж - простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол. Расписной витраж - витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.
Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.
Бендинг — это изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы. Технология повторяет фьюзинг, но температурный режим и оснастка.
Стили витражной живописи
Большинство витражей можно подразделить на несколько стилевых категорий:
Классический.
Классический наборный витраж - самый старинный способ изготовления витражей. Он представляет собой набор цветных стекол, вырезанных по определенному рисунку и скрепленных специальным свинцовым, медным или латунным профилем. Классический стиль в интерьере - это стройность и пропорциональность общей композиции, чёткость линий, импозантность всех составляющих. Классический стиль не «бьёт» в глаза дикими цветовыми сочетаниями, не переполнен деталями, он респектабелен и навевает мысли о покое и домашнем уюте. Возможны варианты цветочных мотивов или геометрические узоры. Цвета, характерные для классических витражей - тёплые пастельные с темным цветом стёкол. Такими витражами оформляют стёкла дверей, окна, межкомнатные перегородки, створки шкафов-купе, стены. Конечно, каждый витраж в классическом стиле - уникальная вещь, с возрастающей с течением времени ценой, так же, как и ценой на классическую мебель и аксессуары. Ведь изготавливается он по индивидуальному эскизу, вручную. Сравнить классический витраж можно с раритетными вещами, единственными в своем роде
Готический.
Немалой популярностью при оформлении современных интерьеров пользуются витражи в готическом стиле. Готика - архитектурный стиль, которым оформляли католические соборы средних веков в Европе. Высокие, вытянутые вверх шпили башен с длинными заострёнными стрельчатыми окнами просто немыслимы без витражей. Основная их тематика - религия и сцены из Библии.
Цвета, используемые при изготовлении таких витражей: синий, фиолетовый, темно-красный, алый, золотой, зелёный. Для создания атмосферы средневековья дополнительно используются тяжёлые свинцовые рамы и пурпурное стекло, при этом интерьер сразу же приобретает оттенок мрачности и таинственности средневекового замка. Нередко также можно встретить витражи иной тематики - бытовой: городская и деревенская жизнь, процесс труда ремесленников и крестьян, персонажи из сказок - рыцари на лошадях, принцессы, короли, драконы, турниры, единороги и др. Изумительное сияние множества цветов такого витража безостановочно привлекает внимание своей незаурядностью. Готические витражи замечательно сочетаются с яркой раритетной мебелью из бархата, парчи, кожи, красного дерева (Приложение, рис. 2).
Витражи в египетском стиле.
Это витражи с египетскими темами. Изготавливаются такие витражи на стёклах неброских оттенков пустыни и с изображениями древнеегипетской тематики. К ним относятся рисунки Сфинкса, пирамид, мумий, египетских кошек и статуй, сцен из жизни египетских богов и фараонов, пергаменты с иероглифами, колесницы, слоны и другие.
Такие витражи не очень яркие, они выполнены в приглушённых тонах: песочном, желтом, белом, сером, оранжевом, кремовом, красном, коралловом, телесном, коричневом, зелёном, хаки, кармине. Нейтральная цветовая гамма египетских витражей гармонично вольётся в любой, даже самый изысканный интерьер (Приложение, рис 3).
Техника Тиффани
К открытиям Луиса Тиффани принадлежат техники пайки. В своих работах Тиффани часто использовал многослойные стекла, которые соединялись медной фольгой, а также свинцовыми протяжками. Он также долго экспериментировал с толщиной шва: намеренное изменение толщины могло подчеркивать деталь или общий вид витража. Тиффани действительно в первую очередь был гением, изобретателем и художником, а не мастером, изготавливающим заказ: его больше волновала эстетическая ценность витража. Витраж в его традиционном виде отличается размерами, но небольшое изделие требует большего мастерства. Кроме того, не стоит забывать, что это работа не с прямой, а криволинейной поверхностью.
Техника Тиффани. Применение в качестве основы для витража листового стекла делает возможным использование его в стеклопакетах с соблюдением всех технологических норм Основой для витража может, быть не только силикатное, но и акриловое стекло, что значительно снижает вес.
Фьюзинг (спекание)
Суть этого метода заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем, стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт.
Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии фьюзинг, могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы.
Мозаика
Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм. Мозаика искусство, в котором используются маленькие кусочки материалов, для воссоздания целой картины. Каждый кусочек материала называется тессера. Пространство между двумя кусочками материала, – интерстисес. Андаменто служит для описания движения и падения кусочков мозаики. Опус - способ нарезания и укладывания кусочков.
Выполнение творческой работы
В своей творческой работе я выполнила витраж в технике цветной росписи по прозрачному тонкому стеклу. Я назвала свою работу «Моё вдохновение». После выбора темы, я сделала эскиз в цвете. Для работы я использовала витражные краски. Выполняя роспись по стеклу я смогла попробовать свои творческие возможности в освоении новой для меня техники. Писать по стеклу мне было интересно, но я столкнулась и с определёнными сложностями. Больше всего сложностей в выполнении витража вызвало у меня выполнение аккуратного, ровного, четкого контура, а такженанесение красочного слоя, витражных красок.
В работе я стилизованно изобразила цветы, которые можно использовать в качестве декоративного украшения, они хорошо вписывается в любой интерьер, радует глаз, а процесс изготовления доставляет массу положительных эмоций.
Тема моей работы «Мерцающая живопись. Витраж», заинтересовала меня тем, что очень необычная и оригинальная техника выполнения. Моя творческая работа – это процесс, который дает возможность творить прекрасное! Считаю, что к моей работе по теме «Мерцающая живопись. Витраж», замечательно подходят поэтические строки Максима Гулина.
Где лес шумит, листвой играя,
И ветер тёплый травы гнёт,
Среди цветов легко летая,
Малютка бабочка живёт.
Она расцветкою красива,
На ней орнаменты горят,
Она воздушна и игрива,
Её увидеть - каждый рад!
Экономическое обоснование проекта
Расчёт затрат на изготовление работы:
№ п/п | Наименование | Количество | Цена | Стоимость | |
1 | Краски витражные | упаковка | 600 | 200 | |
2 | Рамка со стеклом | 1 шт | 270 | 270 | |
3 | Кисти | Рабочий набор кистей | - | - | |
Итого | 470 |
Себестоимость моей работы составила приблизительно 470 рублей. Высчитать расход витражных красок на выполнение работы сложно, а израсходовала я их не полностью. Если бы я приобрела похожую работу в магазине, то стоимость её составила бы более высокую стоимость, потому работы ручной работы всегда стоят дорого. Но дело даже не в сумме затрат, а в том что эту работу для украшения интерьера своего дома я выполнила самостоятельно и с большим интересом и удовольствием.
Уметь творить своими руками – это здорово! Сначала ты сам придумываешь изделие, выбираешь материалы, затем начинаешь творить. А когда получается готовая вещь, ты испытываешь чувство радости и удовлетворения, особенно, когда твоя работа нравится другим.
Заключение
Художественная роспись по стеклу - это особое, неповторимое и современное направление декоративно-прикладного искусства. Интересное само по себе, приобретающее огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств. Основное применение росписи по стеклу отражается в художественных витражах, и других изделиях из стекла. Очень богатое прошлое этого вида искусства, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. В исследовательской работе я смогла обобщить сведения о витражах – как одном из направлений изобразительного искусства. Я с огромным интересом изучила историю витража, его стили и направления, а так же его развитие в ходе времени. Наиболее интересной частью исследования для меня стало изучение и применение витража в современном искусстве.
Думаю, что полученные мною знания могут быть расширены по данной теме.
Теперь я знаю, что можно создавать собственные эскизы витражей и воплощать их законченные произведения искусства.
К своему проекту я прилагаю презентацию по изобразительному искусству «Витражи».
Литература и интернет-источники
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 класса общеобразовательного учреждения/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2006.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в худож. воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983.
Русские художественные промыслы/ ред. группа: М. Шинкарук, Л. Киселева, О. Блинова и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. – М.: Просвещение, 1970.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6
https://revolution.allbest.ru/culture/00728393_0.html
https://steklosphera.ru/styles/gothic/
http://www.dilglass.ru/articles/goticheskie-vitrazhi
https://www.vitragdecor.ru/stained-glass-articles/13-vitrages-tips.html
Ссылки на иллюстрации:
https://brigadir-info.ru/wp-content/uploads/2019/02/vitrazhi-9.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909209/9502cfac-01b6-4370-8345-cd826bc27248/s1200?webp=false
https://i.pinimg.com/736x/bf/71/9f/bf719f861839c5d9621205401383a8aa.jpg
https://i.pinimg.com/originals/db/eb/84/dbeb84f2a6a10b218986157978774a65.jpg
http://www.gallery888.ru/pictures/svetilnik-vitrazhnyy/01.jpg
http://interiorspace.ru/photo/cf/cfb79abdaad1e14a6bb6bd83f6168206.jpg
Приложения
Приложение. Рис 1 Приложение. Рис 2
П риложение .Рис 3 Приложение Рис 4
Приложение. Рис 5 Приложение. Рис 6
П риложение. Рис 7 Приложение. Рис 8
Приложение . Рис 8 Приложение . Рис.9
Приложение . Рис 10 Приложение . Рис 11
П риложение. Рис 12 Приложение. Рис 13