12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Минаева Ольга Ивановна30

Выявление и развитие способностей обучающихся

В настоящее время приоритетным направлением работы педагога является выявление способностей учащихся. Одарённый ребёнок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Цель работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

Задачи:

1. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

2. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

3. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии

Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.

Учитывая возрастные особенности учеников, я строю свою работу поэтапно:

год

Этапы

Способы

Результат

2016-2017

2 класс

Диагностический этап

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Карта одарённого ребёнка


2017 – 2018

3 класс

Выделение группы детей со специальными способностями

Углубленная диагностика с целью определения зоны их ближайшего развития.

Подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с одаренными детьми;

подготовка бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа с родителями.

составление планирования ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание мини-проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование


2018 – 2019

4 класс

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

Поддержка и стимулирование одаренных детей


Банка информации по работе с одаренными детьми;

Поощрение их активности; развитие стремления к самообучению

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность



ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта одарённого ребёнка

Класс___________

Ф.И.____________________________________

Возраст _____год __________месяц



Сведения о родителях.

(Ф.И.О. отца, матери)


Результаты психологической диагностики


Результаты педагогической диагностики


Результаты социометрического исследования


Область одаренности


Признаки одаренности


Диагностика одаренности


Выводы и рекомендации




Анкетирование

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:

научная

творческая

спортивная

В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть востребованным. А для этого современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

Приемы:

А) закрытые задания, в которых ученик выбирает 1 или несколько правильных ответов из предложенных 4-5 вариантов. При этом каждый альтернативный ответ должен быть правдоподобным, основанным на типичных ошибках учащихся.

Б) задания на соответствие (установление соответствия между понятием-термином и его содержанием).

В) задания на установление правильной последовательности (стадии развития, процессы)

Г) задания, в которых ответ конструирует сам ученик (вставьте пропущенные термины)

Д) задания с исключением лишнего понятия (из 4-5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню и объяснить свой выбор)

Е) задания на выявление общих закономерностей

Ж) терминологический диктант, где учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию – сформулировать определение и записать его или задать вопрос, если осуществляется устный опрос.

З) задания на поиск и исправления биологических ошибок. Данный прием состоит в том, что учащимся предлагается текст, содержащий биологические ошибки и предлагается их исправить.

И) задания на определения верного и неверного суждения (блеф-клуб)

Данная работа строится на двух параметрах:

1) выявление способностей;

2) развитие выявленных способностей.

Учебный год

Способы выявления у обучающихся способностей к разным видам деятельности

научные

творческие

спортивные

2015-2016уч.

Таблицы Шульте

(внимание)

Психодиагностика творческого мышления Елены Туник

Анкета «ЗОЖ»



Учебный год

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

научной

творческой

спортивной

2015  – 2016 год

Беседы, занятия в предметном кружке.

Беседы, игры, конкурсы,


Уроки здоровья, походы,

обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

спортивные праздники

2016  – 2017 год

Беседы, участие в конкурсе исследовательских работ,

предметные олимпиады.

Викторины ,проекты , наблюдения, выступления на школьных праздниках.

Классные часы, организация  внеурочных

спортивных мероприятий, тестирование физической подготовленности

2017  – 2018 год


Сообщения, презентации, тестирование.

Конкурсы рисунков, плакатов, ,

занятие в кружках,секциях.

Дни Здоровья, спортивные секции, весёлые старты, сдача норм ГТО.

2018-2019 год

Беседы, проекты , презентации.

Выступления на школьных праздниках, подготовка презентаций.

Проведение спортивных мероприятий, эстафет.

Сдача норм ГТО

2019-2020 год

Участие в

Предметных олимпиадах

Участие в творческих конкурсах школьного, муниципального и республиканского уровнях

Работа по программе « Тропинка здоровья»



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.11.20 в 14:17 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Очень актуальный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.