Статья «Развитие творческих способностей учащихся на уроке физики»
Свистуленко Наталья Николаевна
МКОУ ВерхнегрязнухинскаяСШ
сентябрь 2015 г.
Развитие творческих способностей учащихся на уроке физики
Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать?
Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек, непрерывно растёт и меняется сам.
Важнейший аспект повседневной работы учителя – развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности, которая служит и фактором духовности личности, и способности успешного развития общества.
Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизненными ситуациями невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда.
Новые методы и средства обучения способствуют развитию интереса у учащихся к предмету, при этом расширяют и обогащают методический материал учителя.
Важнейшая задача школьного курса физики – способствовать становлению научного мировоззрения учеников, формированию в их сознании единой физической картины мира.
Создание предпосылок для творчества невозможно без прочных знаний и широкого кругозора. Поэтому нельзя ориентировать учащихся на добывание новых знаний, на проявление творческого подхода, не создав опоры на хорошее начинание и усвоение учебного материала. Задания творческого уровня познавательной деятельности должны требовать от школьников проявления гибкости, не шаблонности мышления, использовать уже известные опорные знания в новой учебной ситуации.
Уроки с творческим заданием побуждают учащихся к самостоятельному поиску, развивают инициативу, воспитывают чувство ответственности перед коллективом.
Важным условием развития творческих способностей является включение элементов исследования. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала. Полезно включение элементов исследования и творческой работы в домашнее задание. Особую ценность представляют те исследования, которые можно выполнить различными способами.
Прекрасным средством для реализации творческих возможностей является компьютер и интнрнет. Внедрение компьютеров в учебный процесс, в особенности на урок физики, позволяет использовать его как инструмент для исследования физических явлений. Это расширяет возможности методики развития творческих способностей школьников в процессе обучения.
Творческие задания могут использоваться для достижения, по меньшей мере, трех целей – получить средство связи физики с реальной жизнью, задать вопросы о физических явлениях в интересной форме, выполнить творческую работу в виде презентации, сообщения, реферата, макета, фотоальбома. Развивая творческие способности и воображения, ребята учатся с точки зрения физики оценивать, разбирать научную достоверность и правильность описания тех или иных физических явлений.
Развитию творческих способностей способствует внеурочная работа. Внеклассная работа по предмету — неотъемлемая часть моей деятельности, способствующая развитию творческого потенциала учащихся. Это конкурсы эрудитов, интеллектуальные игры, физические олимпиады, предметные недели, игры, сказки, кроссворды и ребусы.
Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем.