Научно-исследовательская работа «Выявление компьютерной зависимости среди школьников старшего звена»
Портфолио проектов районных научно-практических конференций
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа
поселка Торфяной Оричевского района Кировской области
На региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
Выявление компьютерной зависимости среди школьников старшего звена
Работу выполнил учащийся 11 класса Бояринцев Никита Сергеевич
Руководитель учитель биологии, химии, экологии Бакулина Екатерина Владимировна
Торфяной 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………….. |
3 |
|
I. |
Обзор литературы……………………………………………………….. |
5 |
1.1 |
Понятие термина «компьютерная зависимость»……………………… |
5 |
1.2 |
Причины возникновения компьютерной зависимости……………….. |
6 |
1.3 |
Факторы, влияющие на возникновение игровой зависимости у подростков……………………………………………………………… |
8 |
1.4 |
Симптомы компьютерной зависимости……………………………….. |
9 |
1.5 |
Стадии развития компьютерной зависимости………………………… |
11 |
1.6 |
Влияние компьютера на здоровье……………………………………… |
13 |
1.7 |
Сохранение здоровья при работе за компьютером……………………. |
15 |
1.8 |
Профилактика и способы избавления от интернет-зависимости…… |
16 |
II. |
Методы исследований………………………………………………....... |
18 |
2.1 |
Этапы работы…………………………………………………………..... |
18 |
2.2 |
Методики исследования………………………………………………... |
18 |
2.3 |
Места и сроки проведения исследований…………………………….. |
25 |
III. |
Результаты исследования………………………………………………. |
26 |
3.1 |
Результаты исследования в 2014 году………………………………… |
26 |
3.2 |
Анализ изменений зависимости за 3 года……………………………… |
29 |
Выводы………………………………………………………………….... |
33 |
|
Список литературы…………………………………………………….... |
35 |
|
Приложение I. Результаты исследования 2012 года………………… |
37 |
|
Приложение II. Результаты исследования 2013 года………………… |
39 |
|
Приложение III. Результаты исследования 2014 года………………… |
41 |
|
Приложение IV. Результаты исследования за 3 года………………… |
43 |
Введение
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Компьютерная зависимость включает интернет-зависимость и игроманию. Обе зависимости, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подростков. Хотя это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Выводы экспертов не утешительны. Компьютерные игры не дают человеку расслабиться, заняться чем-то полезным и интересным. Они не дают игроку возможность жить в реальном мире, расти и развивать свои способности, общаться с реальными людьми. Опасность компьютерной зависимости грозит каждому, кто проводит за монитором более двух часов.
Цель работы: выявить изменение уровня компьютерной зависимости у учащихся старшего звена МОКУ СОШ п. Торфяной Оричевского района Кировской области за 3 года.
Задачи:
Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования.
Провести анкетирование с целью выявления зависимости школьников от интернета и компьютерных игр.
Сравнить результаты за 2012, 2013, 2014 годы.
Привлечь внимание детей, учителей, родителей к проблеме использования компьютера.
Предмет исследования: изменение уровня компьютерной и интернет зависимости за три года
Объект исследования: учащиеся 9-11 класса
Гипотеза: Учитывая то, что популярность социальных сетей и компьютерных игр среди детей постоянно увеличивается, можно предположить, что число зависимых школьников также увеличивается.
Актуальность: Социальный прогноз игровой зависимости среди школьников позволяет дать ответ на вопрос, к чему данное состояние может привести, увидеть его перспективу, следовательно, появляется возможность предотвращения негативных последствий данной зависимости путем анализа и оценки факторов, обеспечивающих эффективность профилактики игровой зависимости на начальном этапе.
Значимость работы для оценки возможного экологического риска: Компьютерные игры влияют на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.
Значимость работы для снижения возможного экологического риска:
Выявив компьютерную зависимость у школьников, мы можем предложить детям, родителям и классным руководителям способы преодоления данной зависимости.
I. Обзор литературы
1.1 Понятие термина «компьютерная зависимость»
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Под компьютерной зависимостью понимают интернет-зависимость и игроманию. Обе зависимости связаны с проведением длительного времени за компьютером. В самом общем виде интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [1].
В некоторых психологических словарях интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него [2].
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Доктор Айвен Голдберг еще в 1996 году предложил термин "Интернет-зависимость" для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете [3].
Признанный авторитет в этой области К. Янг из Питсбургского университета выделяет пять основных категорий этой зависимости:
1. Киберсексуальная. Зависимость от интерактивных комнат общения для "взрослых" или от киберпорнографии.
2. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью.
3. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через сеть.
4. Информационная перегрузка. Чрезмерная вовлеченность в посещение вебсайтов и поиск по базам данных.
5. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков [4].
Применяются так же наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное/патологическое применение Интернета".
Зависимость (аддикция) – стойкая трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) к деятельности: с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом [1].
По моему мнению, все эти понятия схожи в том, что компьютерная зависимость тесно связана с компьютером и чрезмерным его использованием.
1.2. Причины возникновения компьютерной зависимости
Причинами возникновения компьютерной зависимости могут быть:
Нарушение процессов обмена информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение и много информации;
Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром. В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он великий воин, либо отважный капитан космического корабля. Он абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может все и он сам устанавливает правила;
Невозможность самовыражения, как правило, связанна с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире;
Нарушение социальной адаптации. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка ограничивают возможности подростка в развитии и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.
Так же нарушение социальной адаптации может быть вызвано наличием видимого физического недостатка или заболевания, препятствующего общению. На первый взгляд компьютерная зависимость не столь социально опасна, как алкоголизм или наркомания. Но вред личности она способна нанести не меньший.
У подростка, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности. Так же могут возникнуть головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях. В наиболее тяжелых случаях подросток, отлученный от компьютера, может чувствовать настоящую «ломку», как наркоман, не получивший «дозу».
Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную «стрелялку» или «бродилку». Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно «откатить» назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни. Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру – ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна [1].
Из этого можно сделать вывод, что подросток, пытаясь уйти от своих проблем, начинает играть либо засиживаться в интернете, в результате он уходит от реальности, а проблемы не исчезают, их наоборот становится еще больше.
1.3. Факторы, влияющие на возникновение игровой зависимости у подростков
Проблемная игровая зависимость имеет факторы риска, угрожающие психическому здоровью подростков и, даже жизни. Учеными были выявлены основные факторы, влияющие на возникновение игровой аддикции. К ним относятся: социальные, личностные, психологические, биологические и социально-педагогические [12].
Таблица 1
Основные факторы, влияющие на игровую зависимость
Фактор |
Причины |
Социальные |
Свободный доступ к азартным играм, влияние теле-радио рекламы, отсутствие воздействия со стороны органов правопорядка, слабая сплоченность жителей районов, частая смена жительства семьи, экономическая бедность семей. |
Личностные |
Ранний опыт игровой активности; ранние выигрыши; наличие собственных денег (зарабатывает сам или спонсируют состоятельные родители). Агрессивное, жестокое поведение с детства; поиск острых ощущений, желание казаться «крутым» перед сверстниками; депрессия, чувство тревоги или одиночества; скука; низкая самооценка; низкий уровень жизнестойкости. |
Психологические |
Тип характера, привлекательность возникающих ощущений, межличностная дезадаптация |
Биологические |
Генетическая предрасположенность (носитель О1Н2 -гена) |
Социально-педагогические |
Отсутствие у родителей знаний об аддикциях; азартное поведение родителей; несостоятельность родителей руководить семьей и контролировать своих детей; чрезмерно грубое или жестокое наказание детей в семье; семейные конфликты и разводы родителей; девиантное поведение членов семьи; отсутствие родительского возражения против азартных игр, поощрение их; отсутствие школьных обязанностей; академическая неуспеваемость, начиная с младших классов; некомпетентность педагогов по данной проблеме. |
Чтобы остановить развитие зависимости и пресечь уход подростка из реальности необходимо уменьшить воздействие на него данных факторов.
1.4. Симптомы компьютерной зависимости
Существует ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться - неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете;
досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег;
готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете;
проблемы с работой или учебой - способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.;
стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
нежелание принимать критику подобного образа жизни;
пренебрежение семьей и друзьями - готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей;
пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна;
избегание физической активности;
пренебрежение личной гигиеной;
постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [3].
Физические симптомы:
синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
По большей части данных симптомов можно выделить зависимость у подростка, для того чтобы вовремя остановить его и не дать развиться самой зависимости и пресечь возникновение пагубных последствий.
1.5. Стадии развития компьютерной зависимости
Психолог Иванов М.С. выделил динамику развития компьютерной зависимости, разделив её на четыре стадии. В качестве решающего фактора, определяющего зависимость, ученый называет невозможность полного отказа от компьютерных игр, несмотря на осознание бесполезности игрового процесса. Сам механизм состоит в «уходе от реальности» и «принятии роли», то есть обособление от реальных проблем и отождествление себя с выдуманными персонажами виртуальных миров [11].
Стадия легкой увлеченности.
После нескольких раз игры в компьютерные игры, подростку начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.
Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.
Стадия увлеченности.
Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким- то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.
Стадия зависимости.
На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков играющих в компьютерные игры или «зависающих» в интернете. На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностной смысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания. Эта стадия имеет две формы проявления: социализированную и индивидуализированную.
При социализированной форме игровой зависимости, подросток поддерживает социальные контакты, предпочитая общаться с такими же игровыми фанатами. Как правило, преобладает соревновательный характер игр. Так как подросток не отрывается от социума и не полностью уходит в виртуальное пространство, можно сказать, что эта форма зависимости более легкая, нежели индивидуализированная форма.
Индивидуализированная форма зависимости - это крайняя форма зависимости. При ней нарушаются нормальные человеческие особенности мировоззрения, разрушается взаимодействие подростка с окружающим миром. Психика начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти подростки часто подолгу играют в одиночку, по многу часов, а иногда и дней, не «выходят» из интернета. Потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра и интернет — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это образ жизни, ведущий к патологии.
Стадия привязанности.
На этой стадии происходит угасание игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к компьютерным играм или интернету не может. Стадия привязанность может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче. Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Подросток будет долго находится на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Она может угасать на время и появляться, при условии каких либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия [11].
Я согласен с таким разделением на стадии, так как они достаточно полно описывают постепенное развитие зависимости.
1.6. Влияние компьютера на физическое здоровье
За четверть века победоносного шествия персональных компьютеров по рабочим столам на рядового пользователя обрушилась огромное количество опасностей для здоровья.
Запястно-туннельный синдром из-за чрезмерной подвижности отдельных частей тела и образование тромбов вследствие длительной неподвижности тела в целом, облучение низко- и высокочастными электромагнитными полями и перенасыщенность рабочей атмосферы токсичной пылью, повышенный риск развития близорукости из-за нагрузки на глаза и даже хроническая болезнь водителей, ставшая актуальной для пользователей ПК из-за избыточной нагрузки, приходящейся уже на часть тела, что расположена ниже спины... Группой японских учёных были опубликованы прискорбные результаты исследования, свидетельствующие о наличии чёткой связи между активным пользованием ПК и весьма опасным заболеванием глаз. В медицинской практике и истории компьютерной техники обнаружена четкая зависимость между использованием компьютера и повышенным риском заболеть глаукомой. Девять часов в день за монитором не загонят вас в гроб, но могут сделать слепым.
Глаукома - болезнь, возникающая из-за повышенного давления жидкости в глазном яблоке: нарушается нормальное кровообращение в глазу, что приводит к повреждениям зрительного нерва и глазного дна, и в конце концов к частичной или полной, но одинаково необратимой слепоте. Глаукома страшна своей незаметностью: дегенерация глаза начинается с областей, отвечающих за периферийное зрение, так что человек, страдающий этой болезнью, поначалу не испытывает никаких неудобств, а когда замечает неладное, бывает уже слишком поздно: его зрение деградировало. Лечение (медикаментозное или оперативное) может замедлить и даже приостановить развитие заболевания, но ведь его ещё нужно диагностировать [13].
Сидячее положение – это один из наиболее вредных аспектов работы за компьютером. Застой крови в области малого таза, нагрузка на опорно-двигательный аппарат, отложение солей, сколиоз и остеохондроз, варикозное расширение вен, ожирение – вот неполный список того, к чему может привести работа в сидячем положении. С другой стороны, работа за компьютером – далеко не единственная в этом плане, ведь не секрет, что термин «сидячая работа» возник еще задолго до появления чудо-машины.
Нагрузка на суставы кистей рук во время работы на компьютере может привести к онемению и слабости подушечек пальцев, как следствие – к нарушению работы суставов кисти.
Воздействие пыли и грязи, накопленных в компьютере, на клавиатуре и мышке. Ученые утверждают, что на клавиатуре микробов в сотни раз больше, чем на крышке унитаза – отсюда так называемая «болезнь грязных рук». А пыль в системном блоке может привести к различным аллергическим реакциям.
Влияние на психику и нервную систему – пожалуй, наиболее опасный из всех негативных факторов работы за компьютером. Особенно чревата компьютерная зависимость для неустойчивой психики подростков. Игромания, Интернет-зависимость могут привести к нарушениям аппетита, сна, раздражительности, нарушению внимания, памяти, повышенной усталости, депрессивности, стрессу. Это, в свою очередь, приводит к возникновению более серьезных заболеваний нервной и сердечнососудистой системы, сахарного диабета, гастрита, язвенной болезни, импотенции [14].
Компьютерная зависимость опасна для здоровья, так как пагубно влияет на организм.
1.7. Сохранение здоровья при работе за компьютером
Для того, что сохранить здоровье при работе с компьютером необходимо выполнять ряд правил. Проводите за компьютером как можно меньше времени, делайте регулярные перерывы, правильная организуйте рабочее место (глазу должно быть за что зацепиться кроме картинки на мониторе). Чтобы защитить от вредного воздействия глаза, нужно периодически (раз в 15-20 минут) отводить взгляд от экрана: посмотреть в окно, например. Проводите гимнастику для глаз (вращение глазными яблоками, частое моргание, сосредоточенность на одной точке и т.д.) и обязательные проверки у окулиста [13]. Раз в час нужно отрываться от работы в сидячем положении: просто походить по комнате, сделать несколько упражнений для разминки суставов, предотвращения застоя крови (очень хороши приседания, наклоны туловища).
Не стоит забывать о соблюдении режима питания и сна. Если питаться «подножным» кормом и засиживаться за компьютером до двух часов ночи, организм немедленно объявит «забастовку». Прогулки на свежем воздухе, отказ от вредных привычек также не повредят.
Чтобы избежать усталости позвоночника, нужно соблюдать правильную осанку. Не секрет, что правильно подобранные стул и высота стола – залог комфорта во время работы за компьютером. Элементарное соблюдение этих «правил безопасности» позволит свести к минимуму вредное воздействие компьютера на организм человека [14]. Компьютеру также необходим надлежащий уход. Хотя бы изредка следует снимать крышку системного блока и аккуратно пылесосить детали, на которых скопилась пыль. Особого ухода требует клавиатура – не реже, чем раз в месяц, ее нужно разбирать и обрабатывать детали, предотвращая накопление грязи (а значит, всевозможных микробов, грибков, вирусов).
Чтобы уменьшить влияние компьютера, необходимо соблюдать правила пользования им и выполнять физические упражнения через определенные промежутки времени.
1.8. Профилактика и способы избавления от интернет-зависимости Чтобы начать бороться с интернет зависимостью, прежде всего необходимо признать, что проблема существует и дать понять подростку, что избавиться от нее он можете только сам.
Если подросток не представляет своей жизни без социальных сетей, ему будет трудно сразу от этого отказаться. Для начала можно сократить время пребывания в социальных сетях, а дальше, постепенно уменьшая активность, он сможет свести до минимума свое желание заходить в сеть. Также можно выделить определенные часы для проверки электронной почты.
Говоря о причинах интернет-зависимости, мы выяснили, что часто люди уходят в сеть от какой-то неудовлетворенности и проблем. Поэтому просто ограничить время в интернете будет мало, одновременно бороться надо и с причинами возникновения этих проблем. Если подростку не хватает общения, ему хватит сидеть на форумах, необходимо искать его в реальной жизни.
Пусть подросток начнет засекать и анализировать время, проведенное в интернете. Подсчитает сколько приблизительно минут или часов он тратит на что-то важное и необходимое. Пусть это время будет его дневным минимумом. Пусть каждый день, заходя в интернет, он старается уложиться в этот временной отрезок. Это даст ему возможность распределить рабочее время наиболее эффективно. Также в целях продуктивности деятельности и профилактики интернет зависимости рекомендуется заранее определить, какие сайты ему необходимо посетить.
В нелегком процессе избавления от интернет-зависимости важна поддержка близких людей. Чем больше семейного общения, которое будет заменять ему избыточное интернет употребление, тем лучше. И не стоит оправдывать свои неудачные попытки бороться с интернет-зависимостью тем, что все большее количество людей попадают в эти «сети» и в этом нет ничего страшного.
Таким образом, чтобы оградить подростка от возникновения компьютерной зависимости, необходимо оградить его от проблем, из-за которых может возникнуть эта зависимость.[ 17]
II. Методы исследований
2.1. Этапы работы
Вся работа состояла из ряда этапов:
Подготовительный этап: постановка цели и задач исследования; изучение литературы, подготовка материалов и оборудования для проведения опытных работ (тесты, калькулятор, компьютер, ручки); знакомство с объектом исследования; составление тестов для исследования.
Экспериментальный этап: проведение анкетирования среди учеников 9-11 классов МОКУ СОШ поселка Торфяной Оричевского района Кировской области;
Камеральный этап: обработка результатов, выявление компьютерной зависимости.
Аналитический этап: анализ результатов исследования.
Отчетный: оформление исследовательской работы.
Информационный: знакомство общественности с результатами работы.
2.2. Методики исследования
Тест 1. Изучение интернет-зависимости
Подсчитывается число положительных ответов.
Испытываете ли Вы навязчивое желание по несколько раз в день проверять свою электронную почту?
Жаловался ли кто-нибудь на то, что Вы проводите в Интернете слишком много времени?
Если во время Вашего интернет-сеанса приходит время обеда Вы пропускаете его или едите за компьютером?
Вы постоянно засиживаетесь в Интернет далеко за полночь, несмотря на то, что каждый раз хотите лечь спать ”пораньше”?
Если по каким-то причинам Вам не удалось ни разу за день выйти в Интернет, испытываете ли Вы тревогу и раздражительность?
Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ ”Да”. И так, если Вы набрали:
0 – 1 Балл: Можете продолжать пользоваться Интернетом в том же режиме, зависимость Вам пока не угрожает.
2 – 3 Балла: Постарайтесь меньше засиживаться в сети, Вы уже находитесь на пороге интернет-зависимости.
4 – 5 Баллов: К сожалению, Вы находитесь в зависимости от сети Интернет.
Тест 2. Изучение интернет-зависимости
Тест Кимберли Янга, доктора, профессора психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно. Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
1 балл - никогда или очень редко, 2 балла – иногда, 3 балла – часто, 4 балла – очень часто, 5 баллов - всегда.
1. Как часто Вы засиживаетесь в сети более часа?
2. Как часто Вы не выполняете обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу друзей?
4. Как часто Вы находите новых друзей по сети?
5. Как часто ругаются родители на количество времени, проводимое Вами в сети?
6. Как часто ваша учеба страдает из-за количества времени, проведенном в сети?
7. Как часто Вы проверяете электронные сообщения, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Вы предпочитаете общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Вы скрываете при вопросе о том, что Вы делали в Интернете?
10. Как часто Вы пробивались в сеть против воли родителей?
11. Как часто Вы проводите время, играя за компьютером?
12. Как часто Вы получаете звонки от новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, если вас побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Вы чувствуете себя уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Вы погружены в мысли о возвращении в сеть, когда находитесь вне сети?
16. Как часто Вы ругаетесь и гневаетесь, когда родители сердится по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Вы предпочитаете своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Вы злитесь и становитесь агрессивным, когда родители накладывают ограничение на время, проводимое в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервозность, когда находитесь вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
Подсчитайте результаты:
0-25 баллов. Нет зависимости. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
26-50 баллов. Слабая зависимость. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.
50-75 баллов. Сильная зависимость. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни.
76-100 баллов. Очень сильная зависимость. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.
Тест 3. Изучение зависимости от компьютерных игр (Кулаков, 2004)
Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение, когда играете в компьютерные игры?
В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
У вас есть боли в запястьях?
После компьютерной игры у Вас возникает сухость слизистых глаз.
Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером?
Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми?
Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе?
У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером?
Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
В последнее время у вас было сильное желание играть?
Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?
0-3 баллов. Нет зависимости.
4-10 баллов. Возможно, вы зависимы от компьютерных игр и интернета.
11-20 баллов. У вас сильная зависимость [15].
Тест 4. Изучение зависимости от компьютерных игр
Как часто вы играете в компьютерные игры?
а) каждый день
б) день через день
в) когда нечем заняться
В какие игры вы чаще играете?
а) онлайн-игры
б) шутеры
в) гонки, симуляторы
г) квесты
По сколько часов обычно играете?
а) более 3 часов
б) 1-2 часа
в) максимум 1 час
Легко ли вы можете оторваться от игры?
а) нет
б) когда как
в) да, достаточно легко
Часто ли вы тратите свободное время на игры?
а) всегда или почти всегда
б) время от времени
в) достаточно редко
Пропускали ли вы важные мероприятия ради игры?
а) да, часто
б) да, один или два раза
в) нет
Думаете ли вы о компьютерных играх, когда находитесь в реале?
а) постоянно
б) время от времени
в) нет
Какую роль в вашей жизни играют компьютерные игры?
а) очень значительную
б) достаточно важную
в) вы легко обходитесь без них
Часто ли вы садитесь за игры сразу после прихода домой?
а) всегда или почти всегда
б) время от времени
в) как правило, нет
За каждый ответ "а" прибавьте к результату 3 балла, за ответ "б" - 2 балла и за ответ "в" - 1 балл.
За 2-й вопрос баллы не учитываются.
Результаты: 8-12 баллов - у вас нет ярко выраженных симптомов зависимости
13-18 баллов - возможно, вы зависимы от игр
19-24 балла - скорее всего, вы являетесь игроманом [15].
Тест 5. Идентификации компьютерной игровой зависимости
Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.
1. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?
2. Вы постоянно ощущаете недостаток времени, проведенного за компьютерными играми, постоянно хочется играть подольше?
3. Вам приходилось просить учителей, руководителей или родителей заменить хотя бы часть занятий компьютерными играми.
4. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить игру.
5. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере.
6. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали.
7. Были случаи, когда Вы шли на риск создать неприятности в учебе или личной жизни из-за компьютерной игры.
8. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов, врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение компьютерными играми.
9. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
10. Считаю, что лучшие игры это 3D-экшин (Doom, Quake, Cont. Str., St. Trek Voyager и т.п.).
11. Считаю, что именно те, кто не играет в 3D-экшин и прочие такого рода игры - Ламеры.
12. У Вас дома более 3-х дисков с играми 3D-экшин, которые вы часто используете.
13. Вы не раз использовали компьютерные игры для ухода от проблем реальной жизни.
14. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто чтобы успокоиться.
Обработка результатов:
Если испытуемый ответил утвердительно более чем на 5 вопросов - высокий уровень игровой зависимости, игровая зависимость как свершившийся факт.
Утвердительный ответ на 3-4 вопроса - средний уровень зависимости, проблема актуальна.
Если испытуемый дал 1-2 утвердительных ответа - результат низкий.
2.3 Места и сроки проведения исследований
Исследование проводилось в муниципальном общеобразовательном казенном учреждении средней общеобразовательной школе поселка Торфяной Оричевского района Кировской области в 2012, 2013, 2014 годах. В 2012-2013 учебном году в школе обучалось 156 учащихся, из них 75 человек – учащиеся 5-9 классов. В ноябре-декабре 2012 года в 5-9 классах МОКУ СОШ поселка Торфяной было проведено социологическое исследование по выявлению компьютерной зависимости и пристрастия к компьютерным играм. Проанкетировано 70 учеников среднего звена.
В 2013-2014 учебном году исследование было продолжено. В школе обучалось 186 человек, из них 56 – в 8-11 классах. Учащимся были предложены анкеты на выявление интернет и игровой зависимости, а также выявлен уровень агрессивности.
В 2013-2014 учебном году в школе обучается 197 учащихся, из них 40 человек – учащиеся 9-11 классов.
В декабре 2014 года в 9-11 классах МОКУ СОШ поселка Торфяной вновь было проведено социологическое исследование по выявлению компьютерной зависимости и пристрастия к компьютерным играм.
Из списков протестированных учащихся были выбраны те, кто учился в школе с 2012 по 2014 годы для анализа изменений компьютерной зависимости.
Для изучения интернет-зависимости предлагались анкеты 1 и 2. Анкеты 3 и 4 выявляли уровень компьютерной игровой зависимости. Для объективности результатов исследования просили отвечать искренне, отмечая те варианты ответов, с которыми согласны. В 2014 год также была предложена анкета 5 для идентификации компьютерной игровой зависимости.
III. Результаты исследования
В декабре 2014 года было проведено изучение уровня компьютерной зависимости и пристрастие к компьютерным играм. В анкетировании принимало участие 39 учеников 9-11 классов. Из данного списка были выделены те учащиеся, которые принимали участие в анкетировании с 2012 года. В результате в итоговом списке оказалось 28 учеников 9-11 классов.
3.1. Результаты исследования в 2014 году
В результате исследований было выявлено, что почти каждый ученик в возрасте от 15 до 18 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки. Ученики отдают предпочтение онлайн-играм, гонкам и симуляторам. В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр. Логические игры (квесты), являются наименее распространенными.
Диаграмма 1
Предпочитаемые виды игр
Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры типа «Стратегия»; игры на ловкость, игры-приключения; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся онлайн-игры, затем логические, игры-приключения.
Время проводимое учащимися за компьютером различно. 18% учеников 9 класса, 29% десятиклассников, 46% одинадцатиклассников проводят за компьютером более 3 часов.
Таблица 2
Время, проводимое за компьютером
|
Более 3 часов |
1-2 часа |
не больше часа |
9 класс |
4 |
1 |
17 |
10 класс |
2 |
5 |
0 |
11 класс |
5 |
2 |
4 |
Общее |
11 |
3 |
21 |
Диаграмма 2
Время, проводимое за компьютером
Таким образом 27% учеников 9-11 классов не ограничивают время проводимое за компьютером. 20% опрошенных проводят за компьютерными играми до 2 часов.
Диаграмма 3
Частота компьютерных сеансов
10% учеников 9-11классов играют в компьютерные игры каждый день, 37% играют через день, остальные 53% - когда им нечем заняться. Эти данные должны насторожить родителей, так как это увлечение может привести к компьютерной зависимости.
Диаграмма 4
Результаты анкетирования на интернет-зависимость
Таким образом, мы видим, что у 21 опрошенного зависимость от интернета не обнаружилась, у 13 учеников слабая зависимость, у 3 – средняя, а у 2 – сильная.
Диаграмма 5
Результаты анкетирования на игровую зависимость
Итак, мы наблюдаем, что у 23 опрошенных зависимость от игр не обнаружилась, у 7 учеников слабая зависимость, у 9 – средняя, а сильной зависимости ни у кого нет.
3.2. Анализ изменений зависимости за 3 года
В 2014 году мы попытались выяснить, какие изменения пристрастия к компьютеру произошли у школьников за 3 года. Для этого составлена сводная ведомость (смотри приложение 4, таблица ) по интернет и игровой зависимости среди учащихся, обучавшихся в школе с 2012 года.
Диаграмма 6
Среди девятиклассников за 3 учебных года у трех учеников за 3 годы зависимость ни разу не проявилась, у трех зависимость сохранилась, у 8 человек наблюдается снижение уровня зависимости, а у одного увеличение. Среди десятиклассников уровень интернет-зависимости увеличился у одного учащегося, у двух наблюдается снижение уровня зависимости, у двух человек прослеживается сохранение уровня зависимости, а у одного зависимость за 3 года не была обнаружена. Среди одиннадцатиклассников уровень интернет-зависимости сохранился у трех учащихся, а у четырех наблюдается снижение уровня зависимости.
Таким образом, мы видим, что у большинства старшеклассников наблюдается снижение уровня интернет-зависимости, что возможно связано с появлением новых интересов либо уменьшением свободного времени.
Диаграмма 7
Среди девятиклассников за 3 учебных года у 12 человек наблюдается снижение уровня зависимости, у трех учеников за 3 годы зависимость ни разу не проявилась. Среди десятиклассников уровень игровой зависимости увеличился у одного учащегося, у четырех наблюдается снижение уровня зависимости, а у одного зависимость за 3 года не была обнаружена. Среди одиннадцатиклассников уровень игровой зависимости сохранился у двух учащихся, у четырех наблюдается снижение уровня зависимости, а у одного увеличение.
Таким образом, можно проследить снижение уровня игровой зависимости, что может быть связано с осознанием пагубного влияния компьютерных игр на здоровье в целом.
Диаграмма 8
Изменение уровня интернет и игровой зависимостей за 3 года
Итак, проанализировав данные за 3 года, мы наблюдаем, что у большинства старшеклассников (46%) происходит снижение уровней интернет и игровой зависимостей, у 29% уровень зависимости сохранился, и только у 11% наблюдается увеличение уровня интернет и игровой зависимостей.
Выводы
В 2012, 2013, 2014 годы было проведено изучение компьютерной и интернет-зависимости учеников 9-11 класса с помощью четырех разных тестов. В результате исследования можно сделать следующие выводы:
Изучено 17 литературных источников по вопросу интернет-зависимости.
Проведено анкетирование 39 учащихся 9-11 классов с целью выявления зависимости школьников от компьютера. Было предложено 5 тестов разных авторов.
В результате исследования интернет-зависимости, было выявлено, что у 54% опрошенных зависимость от интернета отсутствует, у 33% – слабая, у 8% - средняя, а у 5% - сильная зависимость.
В результате исследования игровой зависимости, было выявлено, что у 59% опрошенных зависимость от игр отсутствует, у 18% – слабая, у 23% - средняя, а сильная зависимость ни у кого не обнаружилась.
В результате анализа исследований за три года можно констатировать, что происходит снижение у 46% учащихся, а следовательно гипотеза не подтвердилась.
Составлены практические рекомендации, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме использования компьютера школьниками.
Рекомендации школьникам
Для уменьшения вредного влияния компьютера на здоровье подростков на основании проведенных исследований можно рекомендовать:
Ограничить время пребывания в Интернете.
Выполнять физические упражнения через каждый час работы.
Сохранять правильную осанку при работе на компьютере.
Выполнять гимнастику для глаз.
Регулярно удалять пыль с системного блока, клавиатуры, мыши.
Что же делать, если Вы попали в число интернет-зависимых? Первым делом необходимо признаться в этом самому себе. Нужно осознать, что живое общение и встречи с дорогими Вам людьми не заменит никакой Интернет. Постарайтесь заменить интернет-зависимость любой другой, более полезной зависимостью: займитесь изучением чего-нибудь, запишитесь в спортивную секцию, организуйте вечеринку, выберетесь на природу, да и мало ли чего еще можно придумать. Главное – это понять, что реальная жизнь намного интересней и веселей чем виртуальная жизнь в сети Интернет.
Рекомендации родителям
Что же можно посоветовать родителям, что бы предотвратить компьютерную зависимость у подростков?
Родителям необходимо выяснить, что побудило подростка уйти в виртуальный мир. Возможно, подростку не хватает информации и у него дефицит общения и родителям стоит больше уделять время своему ребенку. Совместное посещение музеев, театров, отдых на природе, общение с интересными людьми все это поможет подростку стать гармоничной личностью
Если подросток не очень успешен в учебе, возможно лучше не говорить ему в очередной раз, что он «двоечник и ни на что не годиться» (опуская при этом его самооценку), а помочь ему наверстать упущенный материал и лишний раз похвалить его, пусть даже за маленькие, успехи.
Не нужно критиковать подростка за то, что он слишком много проводит время за компьютером, акцентируя тем самым внимание на проблеме. Лучше найти способ ненавязчиво оторвать его от этого занятия. Подумайте, что может быть интересно вашему ребенку, займитесь этим вместе с ним. Так вы сможете ненавязчиво контролировать время проведенное за компьютером.
Договоритесь с подростком о времени, которое он может проводить за компьютером. Например, после десять часов вечера компьютер должен быть выключен. Обязательно контролируйте этот процесс. Если подросток «заигрался», постарайтесь переключить его внимание.
Не нужно резко отнимать или запрещать компьютерные игры подростку, который уже втянулся. Этим вы вызовите еще большее отстранение от вас подростка.
Список литературы
Подросток и компьютерная (интернет) зависимость. -http://trasluz.ru/articlepsy/internetmania
Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000.
www.netaddiction.com/parents. htm
Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
Igel B TyMaHe. Зависимость подтверждается. - Журнал «Игромания» от 16.11.2005
Чем опасны интернет игры? - «Школа жизни. Ру», познавательный журнал» - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-43951
Чаплюк Андрей. Правда об онлайн-зависимости. - Журнал «Игромания» от 30.11.2006
Бажин П. Шокирующая статистика Facebook. - Журнал «Игромания» от 21.10.2010
Макаренков А. Интернет-зависимость. Болезнь или новая стадия развития цивилизации? - Журнал «Игромания» №7 (106) от 26.07.2006
Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр. - Флогистон. Flogiston.ru.
Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. - Flogiston.ru.
Бажин П. Игровая зависимость под микроскопом. - Журнал «Игромания» от 17.01.2011
Евгений Золотов «Слепнем» - http://www.computerra.ru/think/sentinel
«Вредные факторы, или все ли так ужасно на самом деле?» - http://vse-sekrety.ru/15-kompyuter-i-zdorove.html
Сайт «Игромания: опасно для здоровья» - http://gameover.org.ua/testszavisimost/72-test4
Поночевная О. Л. «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье младшего школьника» - http://www.za-partoi.ru/game-zavisimost.html
Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика - http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html
Приложение I.Результаты исследования 2012 года
Таблица 3
Результаты анкетирования учеников 7 класса
Имя, Ф. |
Изучение интернет-зависимости |
Результат: интернет-зависимость |
Изучение игровой зависимости |
Результат: игровая зависимость |
|||||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
||||||
Юлия Б. |
0 |
27 |
|
3 |
8 |
|
|||
Егор Б. |
0 |
27 |
|
2 |
12 |
|
|||
Мария З. |
4 |
42 |
Зависимость |
6 |
8 |
Слабая |
|||
Илья З. |
1 |
35 |
|
3 |
12 |
|
|||
Анастасия К. |
0 |
33 |
|
5 |
13 |
|
|||
Антон Л. |
0 |
28 |
Слабая |
9 |
17 |
Слабая |
|||
Анастасия Л. |
0 |
33 |
|
6 |
11 |
|
|||
Анастасия Л. |
0 |
24 |
|
4 |
10 |
|
|||
Роман М. |
2 |
27 |
Слабая |
4 |
11 |
Слабая |
|||
Илья О. |
0 |
34 |
Слабая |
2 |
15 |
Слабая |
|||
Александра О. |
0 |
22 |
|
2 |
12 |
|
|||
Наташа П. |
3 |
37 |
Слабая |
5 |
8 |
Слабая |
|||
Татьяна П. |
1 |
45 |
Слабая |
7 |
12 |
Слабая |
|||
Елена Р. |
0 |
23 |
|
3 |
8 |
|
|||
Любовь С. |
0 |
25 |
|
2 |
11 |
|
|||
Татьяна Х. |
3 |
30 |
Слабая |
11 |
8 |
Слабая |
|||
Наташа Ц. |
2 |
22 |
|
3 |
10 |
|
|||
Ирина Яр. |
0 |
23 |
|
4 |
8 |
|
Таблица 4
Результаты анкетирования учеников 8 класса
Имя, Ф. |
Изучение интернет-зависимости |
Результат: интернет-зависимость |
Изучение игровой зависимости |
Результат: игровая зависимость |
|||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
||||
Стас Б. |
0 |
30 |
|
5 |
10 |
Слабая |
|
Максим В. |
1 |
26 |
|
2 |
8 |
|
|
Егор К. |
1 |
38 |
Слабая |
3 |
10 |
|
|
Анастасия К. |
3 |
34 |
Слабая |
7 |
13 |
Слабая |
|
Артем К. |
2 |
26 |
|
7 |
10 |
|
|
Яна Л. |
0 |
36 |
Слабая |
5 |
15 |
Слабая |
|
Александра Л. |
0 |
24 |
|
3 |
10 |
|
|
Дарья Об. |
0 |
24 |
|
0 |
8 |
|
|
Фелис Р. |
0 |
23 |
|
0 |
9 |
|
|
Юлия Ч. |
3 |
43 |
Слабая |
3 |
8 |
|
|
Данил Яр. |
0 |
31 |
Слабая |
4 |
14 |
Слабая |
Таблица 5
Результаты анкетирования учеников 9 класса
Имя, Ф. |
Изучение интернет-зависимости |
Результат: интернет-зависимость |
Изучение игровой зависимости |
Результат: игровая зависимость |
|||||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
||||||
Павел Б. |
1 |
27 |
|
5 |
11 |
|
|||
Никита Б. |
2 |
39 |
Слабая |
6 |
17 |
Слабая |
|||
Артем Г. |
2 |
43 |
Слабая |
7 |
17 |
Слабая |
|||
Мария Л. |
3 |
37 |
Слабая |
10 |
14 |
Слабая |
|||
Ксения Р. |
2 |
28 |
|
2 |
8 |
|
|||
Евгений С. |
2 |
46 |
Слабая |
5 |
14 |
Слабая |
|||
Егор Т. |
0 |
26 |
|
2 |
12 |
|
|||
Мария Т. |
1 |
29 |
|
6 |
11 |
Слабая |
|||
Денис Ч. |
0 |
27 |
|
2 |
11 |
|
|||
Андрей Ч. |
2 |
51 |
Зависимость |
5 |
17 |
Слабая |
|||
Александра Я. |
4 |
39 |
Слабая |
4 |
8 |
|
Приложение II.Результаты исследования 2013 года
Таблица 6
Результаты анкетирования учеников 8 класса
Имя, Ф. |
Изучение интернет-зависимости |
Результат: интернет-зависимость |
Изучение игровой зависимости |
Результат: игровая зависимость |
|||||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
||||||
Юлия Б. |
1 |
21 |
Нет |
2 |
10 |
Нет |
|||
Егор Б. |
1 |
31 |
Слабая |
2 |
16 |
Слабая |
|||
Владислав В. |
4 |
50 |
Сильная |
12 |
9 |
Слабая |
|||
Екатерина Д. |
2 |
46 |
Слабая |
11 |
15 |
Средняя |
|||
Мария З. |
4 |
56 |
Сильная |
7 |
8 |
Слабая |
|||
Илья З. |
1 |
36 |
Слабая |
3 |
16 |
Слабая |
|||
Полина К. |
3 |
52 |
Средняя |
8 |
11 |
Слабая |
|||
Анастасия К. |
3 |
44 |
Слабая |
4 |
11 |
Слабая |
|||
Анастасия Л. |
3 |
31 |
Слабая |
2 |
13 |
Слабая |
|||
Анастасия Л. |
3 |
31 |
Слабая |
6 |
9 |
Слабая |
|||
Роман М. |
1 |
32 |
Слабая |
4 |
14 |
Слабая |
|||
Илья Ог. |
2 |
55 |
Средняя |
7 |
18 |
Средняя |
|||
Александра Ос. |
3 |
28 |
Слабая |
2 |
13 |
Слабая |
|||
Наталья П. |
4 |
50 |
Сильная |
8 |
13 |
Средняя |
|||
Татьяна П. |
3 |
37 |
Слабая |
5 |
9 |
Слабая |
|||
Елена Р. |
2 |
35 |
Слабая |
4 |
13 |
Слабая |
|||
Максим С. |
3 |
39 |
Слабая |
5 |
12 |
Слабая |
|||
Любовь С. |
0 |
25 |
Нет |
2 |
10 |
Нет |
|||
Наталья Ц. |
1 |
21 |
Нет |
4 |
8 |
Слабая |
|||
Владлена Ч. |
5 |
53 |
Сильная |
7 |
15 |
Средняя |
|||
Ирина Яр. |
5 |
61 |
Сильная |
8 |
8 |
Слабая |
Таблица 7
Результаты анкетирования учеников 9 класса
Имя, Ф. |
Изучение интернет-зависимости |
Результат: интернет-зависимость |
Изучение игровой зависимости |
Результат: игровая зависимость |
|||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
||||
Стас Б. |
0 |
29 |
Слабая |
4 |
15 |
Слабая |
|
Максим В. |
0 |
35 |
Слабая |
0 |
8 |
Нет |
|
Егор К. |
4 |
44 |
Средняя |
10 |
16 |
Средняя |
|
Анастасия К. |
3 |
57 |
Средняя |
7 |
17 |
Средняя |
|
Артем К. |
3 |
25 |
Слабая |
5 |
14 |
Слабая |
|
Яна Л. |
0 |
35 |
Слабая |
1 |
11 |
Нет |
|
Александра Л. |
0 |
25 |
Нет |
0 |
9 |
Нет |
|
Дарья Об. |
0 |
29 |
Слабая |
1 |
8 |
Нет |
|
Фелис Р. |
3 |
38 |
Слабая |
4 |
19 |
Слабая |
|
Юлия Ч. |
0 |
22 |
Нет |
0 |
8 |
Нет |
|
Данил Яр. |
1 |
29 |
Слабая |
3 |
13 |
Слабая |
Таблица 8
Результаты анкетирования учеников 10 класса
Имя, Ф. |
Изучение интернет-зависимости |
Результат: интернет-зависимость |
Изучение игровой зависимости |
Результат: игровая зависимость |
|||||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
||||||
Павел Б. |
1 |
32 |
Слабая |
6 |
15 |
Слабая |
|||
Никита Б. |
4 |
56 |
Сильная |
11 |
18 |
Сильная |
|||
Артем Г. |
1 |
51 |
Слабая |
6 |
15 |
Слабая |
|||
Анастасия Ел. |
3 |
43 |
Средняя |
3 |
8 |
Нет |
|||
Егор К. |
0 |
30 |
Слабая |
0 |
11 |
Нет |
|||
Алексей Л. |
1 |
23 |
Нет |
1 |
11 |
Нет |
|||
Никита С. |
1 |
47 |
Слабая |
7 |
11 |
Слабая |
|||
Евгений С. |
2 |
42 |
Слабая |
3 |
11 |
Нет |
|||
Егор Т. |
0 |
35 |
Слабая |
0 |
17 |
Слабая |
|||
Мария Т. |
2 |
40 |
Слабая |
3 |
14 |
Слабая |
|||
Сергей Ф. |
1 |
36 |
Слабая |
3 |
11 |
Нет |
|||
Андрей Ч. |
4 |
47 |
Средняя |
6 |
14 |
Слабая |
|||
Валерия Ш. |
1 |
30 |
Слабая |
1 |
10 |
Нет |
Приложение III.Результаты исследования 2014 года
Таблица 9
Результаты анкетирования учеников 9 класса
9 класс |
Тест 1 |
Тест 2 |
Результат инетренет-зависимость |
Тест 3 |
Тест 4 |
Тест 5 |
Результат игровая зависимость |
Юлия Б. |
0 |
25 |
Нет |
0 |
9 |
0 |
Нет |
Егор Б. |
0 |
27 |
Нет |
2 |
9 |
1 |
Нет |
Владислав В. |
3 |
33 |
Слабая |
1 |
9 |
4 |
Нет |
Екатерина Д. |
0 |
25 |
Нет |
1 |
8 |
0 |
Нет |
Илья З. |
3 |
36 |
Слабая |
3 |
18 |
5 |
Средняя |
Полина К. |
2 |
28 |
Слабая |
2 |
8 |
0 |
Нет |
Анастасия К. |
1 |
31 |
Нет |
6 |
9 |
0 |
Нет |
Антон Л. |
2 |
35 |
Слабая |
2 |
9 |
3 |
Нет |
Анастасия Луч. |
0 |
27 |
Нет |
0 |
9 |
0 |
Нет |
Анастасия Лыс. |
1 |
30 |
Нет |
0 |
8 |
0 |
Нет |
Роман М. |
2 |
32 |
Слабая |
6 |
12 |
5 |
Средняя |
Илья Ог. |
2 |
36 |
Слабая |
4 |
11 |
6 |
Средняя |
Александра Ос. |
2 |
23 |
Нет |
2 |
9 |
1 |
Нет |
Наталья П. |
5 |
62 |
Сильная |
6 |
8 |
0 |
Нет |
Татьяна П. |
1 |
26 |
Нет |
2 |
8 |
0 |
Нет |
Елена Р. |
1 |
27 |
Нет |
4 |
11 |
5 |
Средняя |
Максим С. |
0 |
26 |
Нет |
3 |
17 |
5 |
Средняя |
Любовь С. |
0 |
25 |
Нет |
1 |
9 |
0 |
Нет |
Наталья Ц. |
2 |
25 |
Нет |
2 |
8 |
0 |
Нет |
Владлена Ч. |
3 |
40 |
Слабая |
3 |
16 |
0 |
Нет |
Ирина Яр. |
3 |
60 |
Средняя |
11 |
18 |
0 |
Средняя |
Таблица 10
Результаты анкетирования учеников 10 класса
10 класс |
Тест 1 |
Тест 2 |
Результат инетренет-зависимость |
Тест 3 |
Тест 4 |
Тест 5 |
Результат игровая зависимость |
Стас Б. |
2 |
27 |
Слабая |
2 |
13 |
1 |
Нет |
Егор К. |
1 |
37 |
Нет |
7 |
11 |
4 |
Слабая |
Анастасия К. |
3 |
53 |
Средняя |
10 |
17 |
4 |
Слабая |
Дарья Об. |
0 |
28 |
Нет |
1 |
9 |
0 |
Нет |
Фелис Р. |
4 |
55 |
Сильная |
12 |
16 |
4 |
Средняя |
Диана Ч. |
2 |
39 |
Слабая |
2 |
10 |
0 |
Нет |
Данил Я. |
0 |
26 |
Нет |
2 |
11 |
0 |
Нет |
Таблица 11
Результаты анкетирования учеников 11 класса
11 класс |
Тест 1 |
Тест 2 |
Результат инетренет-зависимость |
Тест 3 |
Тест 4 |
Тест 5 |
Результат игровая зависимость |
Павел Б. |
2 |
40 |
Слабая |
8 |
16 |
2 |
Слабая |
Никита Б. |
2 |
29 |
Слабая |
4 |
14 |
2 |
Слабая |
Артем Г. |
3 |
42 |
Слабая |
10 |
19 |
7 |
Средняя |
Анастасия Ел. |
3 |
32 |
Слабая |
3 |
8 |
0 |
Нет |
Никита С. |
1 |
35 |
Нет |
3 |
11 |
6 |
Слабая |
Евгений С. |
1 |
28 |
Нет |
4 |
14 |
4 |
Слабая |
Егор Т. |
0 |
39 |
Нет |
3 |
14 |
3 |
Слабая |
Мария Т. |
0 |
29 |
Нет |
2 |
10 |
0 |
Нет |
Сергей Ф. |
1 |
37 |
Нет |
2 |
11 |
2 |
Нет |
Андрей Ч. |
5 |
43 |
Средняя |
5 |
11 |
7 |
Средняя |
Валерия Ш. |
0 |
35 |
Нет |
1 |
9 |
0 |
Нет |
Приложение IV. Результаты исследования за три года
Таблица 12
Уровень интернет-зависимости
Cписок учеников |
Интернет-зависимость |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
Вывод |
|
Павел Б. |
Нет |
Слабая |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Никита Б. |
Слабая |
Сильная |
Слабая |
Снижение уровня зависимости |
Артем Г. |
Слабая |
Слабая |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Евгений С. |
Слабая |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Егор Т. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Мария Т. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Андрей Ч. |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Зависимость сохранилась |
Стас Б. |
Нет |
Слабая |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Егор К. |
Слабая |
Средняя |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия К. |
Слабая |
Средняя |
Средняя |
Увеличение уровня зависимости |
Дарья Об. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Фелис Р. |
Нет |
Слабая |
Сильная |
Зависимость сохранилась |
Данил Яр. |
Слабая |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Юлия Б. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Егор Б. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Илья З. |
Нет |
Слабая |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Анастасия К. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия Л. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия Л. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Роман М. |
Слабая |
Слабая |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Илья Ог. |
Слабая |
Средняя |
Слабая |
Снижение уровня зависимости |
Александра Ос. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Зависимость сохранилась |
Наталья П. |
Слабая |
Сильная |
Сильная |
Увеличение уровня зависимости |
Татьяна П. |
Слабая |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Елена Р. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Любовь С. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Наталья Ц. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Ирина Яр. |
Нет |
Сильная |
Средняя |
Снижение уровня зависимости |
Таблица 13
Уровень игровой зависимости
Cписок учеников |
Игровая зависимость |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
Вывод |
|
Павел Б. |
Нет |
Слабая |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Никита Б. |
Слабая |
Сильная |
Слабая |
Снижение уровня зависимости |
Артем Г. |
Слабая |
Слабая |
Средняя |
Увеличение уровня зависимости |
Евгений С. |
Слабая |
Нет |
Слабая |
Зависимость сохранилась |
Егор Т. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Мария Т. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Андрей Ч. |
Средняя |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Стас Б. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Егор К. |
Слабая |
Средняя |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия К. |
Слабая |
Средняя |
Слабая |
Снижение уровня зависимости |
Дарья Об. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Фелис Р. |
Нет |
Слабая |
Средняя |
Увеличение уровня зависимости |
Данил Яр. |
Слабая |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Юлия Б. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Егор Б. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Илья З. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия К. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия Л. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Анастасия Л. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Роман М. |
Слабая |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Илья Ог. |
Слабая |
Средняя |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Александра Ос. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Наталья П. |
Слабая |
Сильная |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Татьяна П. |
Слабая |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Елена Р. |
Нет |
Слабая |
Нет |
Снижение уровня зависимости |
Любовь С. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Наталья Ц. |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Ирина Яр. |
Нет |
Сильная |
Средняя |
Снижение уровня зависимости |
Таблица 14
Общий уровень зависимости
Cписок учеников |
Интернет-зависимость |
Игровая зависимость |
Вывод |
Павел Б. |
Зависимость сохранилась |
Зависимость сохранилась |
Сохранение |
Никита Б. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Артем Г. |
Зависимость сохранилась |
Увеличение уровня зависимости |
Увеличение |
Евгений С. |
Снижение уровня зависимости |
Зависимость сохранилась |
Сохранение |
Егор Т. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Мария Т. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Андрей Ч. |
Зависимость сохранилась |
Снижение уровня зависимости |
Сохранение |
Стас Б. |
Зависимость сохранилась |
Снижение уровня зависимости |
Сохранение |
Егор К. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Анастасия К. |
Увеличение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Увеливение |
Дарья Об. |
Нет |
Нет |
Нет |
Фелис Р. |
Зависимость сохранилась |
Увеличение уровня зависимости |
Сохранение |
Данил Яр. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Юлия Б. |
Нет |
Нет |
Нет |
Егор Б. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Илья З. |
Зависимость сохранилась |
Снижение уровня зависимости |
Сохранение |
Анастасия К. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Анастасия Л. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Анастасия Л. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Роман М. |
Зависимость сохранилась |
Снижение уровня зависимости |
Сохранение |
Илья Ог. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Александра Ос. |
Зависимость сохранилась |
Снижение уровня зависимости |
Сохранение |
Наталья П. |
Увеличение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Увеличение |
Татьяна П. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Елена Р. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |
Любовь С. |
Нет |
Нет |
Нет |
Наталья Ц. |
Нет |
Нет |
Нет |
Ирина Яр. |
Снижение уровня зависимости |
Снижение уровня зависимости |
Снижение |