Визитная карточка методиста «Законы физики»
Единственное счастье в жизни – это постоянное движение вперёд.
Наш мир – мир движения. Вращаются непоседливые электроны по своим орбитам и спешат стрелки часов. Устремляются к свету растения, вздымается и опадает океанская волна. С огромной скоростью мчится поток байтов и кружится в своем антраша балерина. Бежит по лугу ребенок и ежедневно перемещается солнце. Молниеносно атакует каратист и непрестанно циркулирует капля воды в своем круговороте. Стремительно скользит лыжник и летит точно в цель стрела, пущенная из лука. Развивается эмбрион и колеблется струна музыкального инструмента под пальцами маэстро. И с каждым новым поворотом возникают такие непохожие и уникальные картинки в калейдоскопе…
Какие же ассоциации у меня вызывает понятие «движение»? Как для выпускницы физико-математического факультета, в первую очередь мне понятен наиболее простой аспект данного понятия – механический. Физика с её универсальными законами и совершенными с точки зрения логики формулами по-прежнему увлекает и не перестает удивлять меня. Но вот уже 17 лет как я являюсь методистом Дома пионеров и школьников (символично, что началом моей профессиональной деятельности является 1 сентября). Приобретая профессиональный опыт, с удивлением обнаруживаю, что законы физики действуют и в педагогике.
Важнейшая составляющая моей профессиональной деятельности – методическая работа с педагогическими кадрами, с коллективом. В физике одним из основных является третий закон Ньютона, который утверждает, что сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия. Применительно к методической работе, его можно интерпретировать следующим образом: если вы на кого-то оказываете давление, то этот человек сопротивляется вам с такой же силой. Если вы слишком настойчиво пытаетесь от кого-то добиться чего-то, если навязываете свою точку зрения, то у этого человека непременно возникает желание ничего для вас не делать. Методист образовательной организации имеет дело не с механизмами, а с живыми людьми, которые сами управляют процессом становления и развития личности детей. В моём примере коллектив – это 121 педагог. У каждого различные стаж, категория, стиль общения, взгляд на жизнь, и просто характер. И с таким неоднородным контингентом педагогов необходимо организовывать работу, выстраивать конструктивный диалог. В связи с этим и методическую работу с ними планирую такой же разнообразной: личностно-ориентированной, дифференцированной, с индивидуальными маршрутами профессионального роста. Иногда приходится объяснять элементарные вещи (в том числе и в области компьютерной азбуки), вникать в самые незначительные проблемы (ведь все значимые дела складываются из мелочей). Я вдвойне и искренне радуюсь успехам и победам наших педагогов. Признание со стороны коллег – это лучшая награда и хороший стимул к дальнейшей работе. Значит, проделанная работа была не зря, значит, востребован опыт специалиста, а это дорого стоит! И я беру данный закон в качестве одного из основополагающих в своей деятельности.
Одним из моих направлений работы является проведение внутрифирменных учёб. И следующий «физический» закон, с которым я столкнулась на методическом «поприще» – это закон сохранения энергии, гласящий в одной из формулировок что «энергия не исчезает и не образуется вновь, но что энергия одного вида может перейти в эквивалентное количество энергии другого вида». Как он «работает» в профессиональной деятельности? Наверное, каждому знакома такая ситуация: возникает мысль, что весь выполненный труд напрасен, результата – нет, а сил, времени затрачено много. Просто опускаются руки… Но проходит какое-то время, и видишь: педагоги освоили работу с программой MS Excel, грамотно написали анализ работы или педагог победил в методическом конкурсе. Именно из таких маленьких достижений и состоят трудовые будни методиста! Понимаешь, что не зря была проведена учёба, не зря столько времени было уделено индивидуальным консультациям! И вновь физика со своими законами оказывается права!
Наличие официального сайта образовательной организации – одно из требований современности. Что же скажет физика в этот раз? Как гласит другой известный закон – закон Паскаля, давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях. Так и важная информация должна передаваться без искажений ко всем участникам образовательного процесса. Достичь функционирования единой информационной среды как раз можно с помощью обеспечения работы сайта организации. Поскольку по второй квалификации являюсь ещё и учителем информатики, то имею непосредственное отношение к созданию и функционированию официального сайта организации. Это довольно сложный, но в тоже время весьма увлекательный процесс!
Но время не стоит на месте, невозможно всё делать точно так, как вчера. Поэтому говорю «да» инновациям. Вновь проведу параллель с законами физики. Так, согласно второму закону Ньютона, в инерциальной системе отсчёта ускорение, которое получает материальная точка с постоянной массой, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально её массе. Применительно к методической деятельности, данный закон принимает следующий вид: в педагогической системе результативность педагогов дополнительного образования прямопропорциональна инновациям и обратнопропорциональна инертности мышления. Продуктом инновационной деятельности явились следующие проекты, созданные как коллективом, так и учащимися: социальный проект «Давайте говорить правильно», социальный проект «Интернет-зависимость – эпидемия XXI века», медиа проект «Ресторан «Методическая полка», педагогический проект «Формула здоровья», проект «Медиацентр «Связь поколений», проект организации координационного центра межнационального общения «Ассамблея», медиаобразовательный проект «Видеопанорама «Маленькая Швейцария». Особая гордость – победа проекта профильного этнографического лагеря «Земляки» в международном форуме «Рифей» и двукратная победа учреждения в конкурсном отборе муниципальных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Сейчас, как никогда раньше, на первый план выступают такие деловые качества, как компетентность, инициативность, смелость и готовность брать ответственность на себя, чувство нового, умение чётко сформулировать цель и наметить пути ее решения. Конкурсное движение имеет большой потенциал для развития этих качеств. Еще раз обратимся к аналогии с физикой. Широко известный закон Фарадея утверждает, что генерируемая электродвижущая сила пропорциональна скорости изменения магнитного потока. И этот закон прошёл проверку в моей методической практике: чтобы вовлечь педагогов в конкурсное движение, пришлось самой выступать в роли генератора идей, быть первопроходцем, осваивая Terra Incognita заочных дистанционных (и не только) конкурсов, индуцируя собственную активность педагогов дополнительного образования. Обеспечивала методическое сопровождение районного и областного этапа «Сердце отдаю детям». Педагоги дополнительного образования Мальцева Н.А. и Литовкин П.В. стали победителями в областном этапе данного конкурса в номинации «Художественная», Ганаева Ж.Р. – победитель в областном конкурсе «Воспитать человека», Хакимова А.И. «Образцовый педагог».
Возможно, кому-то не нравится, но наш век – век компьютерных технологий. Одним из моих направлений является поддержка и стимуляция информатизации учебно-воспитательного процесса учреждения, развитие ИКТ-компетентности педагогических кадров. И в данном случае на помощь приходит физика со своими универсальными законами, среди которых есть один менее известный вышеназванных. Это закон Стефана-Больцмана, и его формулировка звучит следующим образом: полная объёмная плотность равновесного излучения и полная испускательная способность абсолютно чёрного тела пропорциональны четвёртой степени его температуры. На первый взгляд, он имеет очень мало отношения к педагогике, методической работе. Но если под полной объёмной плотностью понимать общепедагогическую компетентность, то путём несложных преобразований получим следующую его интерпретацию: общепедагогическая компетентность педагогов дополнительного образования пропорциональна четвёртой степени его владения ИКТ. Непрестанно работаю над повышением уровня ИКТ-компетентности коллег посредством проведения учеб, индивидуальных консультаций. Были разработаны программы педагогических мастерских «Информационные и интернет технологии» и «Мастер Портфолио», программа «МИГ» (медийно-информационная грамотность). Участие педагогов в работе мастерских способствует формированию информационной компетентности и активизации их деятельности по внедрению информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс.
И сейчас, перечитывая написанное мной и ставя последнюю точку, внезапно осознаю, что мною был сделан ещё один шаг. И этот шаг открывает новые перспективы моей весьма сложной, но и столь же интересной работы! Верю, что в сложный для системы образования России период помогу каждому педагогу выйти на свою траекторию профессионального и личностного движения. Движения к успеху!