Урок информатики на тему «Визуализация текстовой информации»

1
0
Материал опубликован 16 October 2020

Тема 41. Визуализация текстовой информации. Списки.


Цели урока:

Познакомить учащихся с понятием табличного процессора;

Изучить интерфейс программы MS Excel;

Рассмотреть структурные элементы электронных таблиц;

Научить определять адрес ячейки и диапазона;

Познакомить с форматами ячеек и типами данных в электронных таблицах.

Учебные задачи:

Вспомнить виды ПО и круг решаемых ими задач;

Сформулировать понятие электронная таблица с использованием сервисов сети интернет;

Рассмотреть примеры табличных процессоров;

Сравнить интерфейс офисных программ;

Рассмотреть структурные элементы электронных таблиц;

Научить правильно определять адрес и формат ячейки (диапазона);

Образовательные результаты:

личностные

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики.

метапредметные

поиск и анализ необходимой информации, структурирование информации;

осуществлять контроль своей деятельности;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.

предметные

определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

знать структуру электронной таблицы.

Основные понятия урока:

Электронная таблица

Табличный процессор

Ячейка

Адрес ячейки

Диапазон

Формат ячейки

Тип данных

Средства ИКТ:

Табличный процессор MS Excel;

LMS (личный кабинет ученика).

Цифровые образовательные ресурсы:

Презентация

Приложение 1 – задания для домашней работы

Приложение 2задание 1

Приложение 3задание 2

Приложение 4задание 3

Приложение 5 задание 4

Приложение 6 – практическая работа

Приложение 7 - Интерактивный тест

Подготовка к уроку:

Самостоятельно выполните практическую работу.

Самостоятельно выполните задачи домашнего задания.

Проверьте работу всех ссылок, используемых на уроке.

Просмотреть видеоролики в презентации к уроку.

Дополнительная информация:

t1602851790aa.pngпример рекомендуемой прямой речи

t1602851790ab.pngнеобходимый под запись материал

t1602851790ac.pngматериал для самостоятельного ознакомления для преподавателя

t1602851790ad.pngматериал для практикума

Методические рекомендации по изложению содержания урока

Организационный момент (3 минуты)

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Проверяет наличие домашней работы.

Актуализация знаний / Мотивация (5 минут)

(Слайд 1)

Работа в парах. Предложите учащимся определить, с помощью какого ПО можно решить ту или иную задачу. Для этого раздайте распечатку задания №1. В задании имеются уже известные учащимся виды программного обеспечения, такие как: браузер, текстовый процессор, редактор презентаций, графический редактор, диктофон. Для каждого из вышеуказанных видов ПО в таблице имеется одна задача. Кроме того, в таблице представлены задачи, которые не могут быть напрямую решены с использованием известных учащимся видов ПО. Для этих задач в таблице добавлен новый вид ПО «Электронная таблица».

t1602851790ae.pngПосле выполнения задания выполните проверку на доске.

«В этом учебном году мы работали с различными видами ПО. Как вы знаете, любая программа направлена на решение определенного круга задач. Предлагаю вспомнить с помощью какого ПО можно решить ту или иную задачу, для этого вам необходимо в раздаточном материале сопоставить тип задачи и вид ПО, с помощью которого эта задача может быть решена. Работам в парах. На выполнение задания 1 минута.»

При выполнении проверки рассмотрите задачи в следующем порядке:

Написать реферат

Нарисовать рисунок

Записать голос

Создать презентацию

Посетить сайт

Вычислить средний балл по предмету / Простроить график функции / Решить задачу по математике.

Учащиеся, для последних 3 задач должны выбрать вид ПО «Электронная таблица». Спросите у учащихся, знают ли они, что такое электронная таблица.

Далее можно воспользоваться приложением «Яндекс Алиса» и задать вопрос «Что такое электронная таблица?» либо предложит найти самостоятельно варианты в сети Интернет.

t1602851790ae.png«Рабата, а кто-нибудь из вас знает, что такое электронная таблица?

«Предлагаю спросить у Алисы (или найти в Интернете)!»

(Слайд 2)

t1602851790ae.pngОбобщите все сказанное и найденное в интернете, выведите на слайд окончательное определение.

«Электронная таблица (табличный процессор) — это программа, которая хранит данные в виде таблиц и автоматически пересчитывает результаты по введённым формулам при изменении этих данных.»

t1602851790ae.png«Представьте себе, что нам нужно много раз решать одну и ту же вычислительную задачу при различных исходных данных. Конечно, хочется один раз «научить» компьютер выполнять все нужные действия, а потом подставлять новые исходные данные и сразу получать результат. Для этого придумали электронные таблицы (табличные процессоры).»

t1602851790ae.pngХотели бы вы познакомиться с такой программой?

Предлагаю вам придумать тему урока.

Из приведенных учащимися вариантов, выберете наиболее близкое по формулировке к запанированной теме. При необходимости задавайте наводящие вопросы.

Тема, цели, задачи урока (2 минут)

t1602851790ab.png(Слайд 3)

Тема урока: «Визуализация текстовой информации: списки.»

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Организуйте определение целей урока. Для этого задайте классу 2 вопроса:

Что вы хотите узнать?

Чему вы хотите научиться?

(Слайд 4)

t1602851790ae.png«Ребята, скажите, каких результатов вы хотели бы добиться сегодня на уроке? Что вы хотите узнать? Чему вы хотите научиться?»

Учащиеся озвучивают свои варианты. Учитель при необходимости их комментирует.

Открытие новых знаний (15 мин)

Предложите учащимся выполнить задание 2. В задании представлены логотипы (ярлыки) различных программ, часть из этих программ – электронные таблицы. Задача учащихся определить какие программы являются табличными процессорами, а какие нет.

t1602851790ae.png«Программа, как правило, имеет свой логотип (ярлык). Зачастую, по ярлыку можно определить характер программы. Давайте проверим, выполняется ли это условие в случае с электронными таблицами. В задании 2 найдите ярлыки табличных процессоров (электронных таблиц). Обведите их. Работа в парах. Время выполнения - 2 минута.» (Подсказка: искать изображение таблиц на ярлыках)

После выполнения задания выполните проверку на доске.

(Слайд 5 - 6)

При проверке сделайте акцент на том, что наиболее популярной является программа MS Excel.

t1602851790ae.png«Самый известный табличный процессор — Microsoft Excel, который входит в состав коммерческого пакета Microsoft Office. Существует и другие мощные бесплатные табличные процессоры OpenOffice Calc и LibreOffice Calc. Google Tabs позволяет работать с таблицами используя облачные технологии»

Далее, рассмотрите с учащимися главное меню программы Microsoft Excel. Предложите сравнить пункты меню таких программ как Word, PowerPoint и Excel. Задача найти одинаковые и отличающиеся пункты меню. Заполнить таблицу. Ответить на вопросы. Сравнение можно организовать как с использованием раздаточного материала, так и с использованием ПК.

t1602851790ae.png«Теперь, когда вы узнали, как называется самая популярная программа среди табличных процессоров(Excel) и увидели, как выглядит её ярлык – самое время познакомиться с интерфейсом этой программы. Стоит заметить, что это уже 3 программа из пакета Microsoft Office. Давайте рассмотрим главное меню этих программ и ответим на вопросы:

Какие общие пункты меню встречаются в Word, PowerPoint и Excel?

Какие пункты встречаются только в Word?

Какие пункты встречаются только в PowerPoint?

Какие пункты встречаются только в Excel?

(Слайд 7)

Для этого заполните таблицу в задании №3. Время выполнения 2 минуты.»

Организуйте проверку задания. Спросите у учащихся с чем могут быть связаны сходства и отличия. Перейдите к рассмотрению главного меню программы Microsoft Excel.

t1602851790ae.png(Слайд 8)

«Вы определили, что такие пункты меню, как разметка страницы, формулы, данные – можно встретить только в программе Microsoft Excel. Это связано со спецификой программы. Microsoft Excel – это электронная вычислительные таблица для обработки данных, часто используемая для создания различных отчетов. Именно поэтому в ней есть эти пункты меню. Пункты Формулы и Данные позволяют организовать работу по обработке данных разных форматов, в пункт Разметка страницы позволяет корректно вывести на печать вашу таблицу с данными.»

(Слайд 9)

Рассмотрите отличия панели инструментов на вкладке Главная.

t1602851790ae.png«Несмотря на схожесть интерфейсов офисных программ, каждая из них предназначена для решения определенного круга задач. Поэтому, инструменты, которые используются в данных программах могут отличатся или же находится в разном приоритете. Во вкладке «Главная» находится панель инструментов с приоритетными инструментами для той или иной программы. Например, Word предназначен для редактирования и форматирования текста, поэтому приоритетными инструментами в данной программе являются инструменты форматирования и редактирования текста.»

t1602851790ae.png«Рассмотрим панель инструментов Microsoft Excel. Как вы думаете, с чем связано наличие именно этих инструментов на панели вкладки Главная?»

Учащиеся должны ответить, что Microsoft Excel – это электронная таблица, поэтому основные инструменты связаны с редактированием и форматированием таблиц.

Спросите у учащихся, знают ли они из чего состоит обычная таблица. Далее рассмотрите с учащимися структурные элементы электронных таблиц.

t1602851790ae.png«В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с табличной формой представления информации. Наверняка вы знаете из чего состоит таблица.»

Учащиеся должны ответить, что таблица состоит из столбцов и строк. При необходимости задавайте наводящие вопросы.

t1602851790ae.png(Слайд 10)

«Давайте посмотрим из чего состоит электронная таблица. Рабочая область разлинована. Сверху написаны латинские буквы, справа – натуральные числа. Как вы думаете, для чего используются эти буквы и числа?»

t1602851790ae.pngУчащиеся должны ответить, что буквы – для обозначения столбцов, числа – для обозначения строк.

«На пересечении столбца и строки находится ячейка – структурная единица электронной таблицы. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес. Как вы думаете, какой адрес у ячейки, выделенной на слайде?»

Учащиеся должны ответить С4 или 4С. Сделайте акцент на том, что в адресе ячейки на первой позиции указывается имя столбца – буква, на второй – номер строки – число.

Далее расскажите учащимся о диапазонах ячеек.

t1602851790ae.png(Слайд 11)

«Несколько ячеек образуют диапазон. Диапазоны удобно использовать в тех случаях, когда необходимо обработать данные из нескольких ячеек. Например, найти сумму значений в этих ячейках.»

t1602851790ae.png(Слайд 12)

«Для обозначения адреса диапазона, используются адреса крайних ячеек и знак двоеточие.

Если диапазон находится в пределах одной строки - сначала указывается адрес крайней левой ячейки, затем адрес крайней правой ячейки.»

Если диапазон находится в пределах одного столбца - сначала указывается адрес верхней ячейки, затем адрес крайней правой ячейки.»

Если диапазон образует прямоугольную область - сначала указывается адрес верхней левой ячейки, затем адрес нижней правой ячейки.»

t1602851790ae.pngДалее дайте учащимся задание на определение адресов ячеек и диапазонов.

«Сейчас мы потренируемся определять адреса ячеек и диапазонов. Перейдите к заданию №4. Укажите адреса выделенных диапазонов и ячеек. На выполнение данного задания 1 минута.»

(Слайд 12)

Организуйте проверку задания. Продемонстрируйте на экране ответы.

(Слайд 13)

Дt1602851790ad.png ля знакомства учащихся с форматами ячеек в Microsoft Excel перейдите к выполнению практической работы.

Закрепление материала. Практическая работа. (10 мин)

Проведите краткий инструктаж по технике безопасности. Кратко объясните способ выполнения практической работы.

Практическая работа состоит из 4 заданий. В первом задании учащимся предлагается определить форматы ячеек в различных столбцах и записать результаты в таблицу. Во втором задании необходимо выписать форматы ячеек, которые есть в Excel, но в таблице не присутствуют. Во третьем задании учащиеся должны поменять формат ячейки в столбце «Средний балл по информатике» на общий и определить, что поменялось, наблюдения фиксируются на раздаточном материале. В 4 задании учащиеся должны путем анализа таблицы и форматов ячеек определить какие типы данных могут обрабатываться с использованием табличного процессора.

Перед выполнением практической покажите, способы определения и изменения формата ячейки.

Подведение итогов, выдача ДЗ (3 минуты)

По завершениию практической работы подведите итог урока и выдайте домашнее задание. Для закрепления изученного материала используйте фронтальный опрос или интерактивный тест по теме (приложение 7).

t1602851790af.pngПри выполнении практической работы, вы узнали о форматах ячеек табличного процессора Excel.

С какими форматами ячеек можно работать в Excel?

Чем отличается формат «Числовой» от формата «Общий»?

Какие типы данных могут храниться в ячейках?

t1602851790af.pngТакже вам будет необходимо выполнить домашнее задание. Оно доступно в личном кабинете. Но если у вас не получится выполнить в личном кабинете, вы можете выполнить его в бумажной версии.

Раздайте ребятам домашнее задание. (Приложение 1)

Рефлексия (2 минуты)

Проведите рефлексию по занятию.














12

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации