12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Валентина Вячеславовна23
Россия, Марий Эл респ., Йошкар-Ола
4

Реферат «Вклад в развитие педагогики Антона Семёновича Макаренко»

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова»

Предметно-цикловая комиссия

педагогических дисциплин

Вклад в развитие педагогики

Антона Семёновича Макаренко

Реферат

студента

Макаровой

Валентины Вячеславовны

Курс – 2

Группа «НК»

Специальность – 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Летова

Светлана Васильевна,

преподаватель педагогики

Дата:________________

Оценка: _______________

Подпись:_______________

Оршанка

2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3

1. Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко…………………………..…..4

2. Вклад в развитие педагогической деятельности А.С. Макаренко……………………5

3. Учение о воспитательном коллективе ………………………...……………………….7

4. Особенности семейного воспитания в современном мире……………………………8 5. Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя………………………...10

6. Литературное творчество А.С. Макаренко………………………….……………..…13

Заключение……………………………………………………………………………………...15

Список использованных источников…………………………………………………….........16

Введение

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко отвечает на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

В данном реферате рассмотрим основные взгляды и особенности А.С. Макаренко на семейное воспитание в современном мире, а также о его литературном творчестве. А сохранили ли вообще идеи и принципы А.С. Макаренко свою актуальность до наших дней?

Требование к личности учителя одна из важных ключевых проблем. Ведь педагог - главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Важно определить роль и значение личности педагога в современном обществе. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чем заключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким он должен быть?

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества. Оказавшись перед такими вопросами. Мы вряд ли сразу сможем дать определенный ответ. Поэтому рассмотрим основные положения педагогики и требования к личности учителя. Из них можно будет почерпнуть некоторые взгляды и взять их на вооружение в наши дни и, соответственно, сделать вывод о педагогической деятельности и значительных вкладах в педагогику Антона Семёновича Макаренко.

Цель работы – исследовать теоретические основы педагогической системы А. С. Макаренко.
Задачи работы:
1. Изучить биографию А. С. Макаренко.
2. Исследовать педагогическую деятельность А. С. Макаренко.
3. Рассмотреть основные положения педагогической концепции А. С. Макаренко.


 

1 Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко

Антон Семёнович Макаренко родился 1 (13) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него были младшая сестра (умерла в детстве) и брат Виталий (1895—1983), впоследствии поручик, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой, после чего некоторое время помогал А. С. Макаренко (именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата). После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 г. разыскали западноевропейские биографы Г. Хиллиг и З. Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания.

Макаренко в 1920-х годах

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).

В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.

В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1919 году переехал в Полтаву [1, c.6].

По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Член Союза советских писателей (с 1934 года).

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище [1, c.10].

2 Вклад в развитие педагогической деятельности А.С. Макаренко

В 1920 г. Полтавский губернский отдел народного образования поручил Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Задача была трудной. Подростки и юноши, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были недисциплинированными, не привыкшими к труду, с уголовным прошлым. Однако в течение 3-4 лет Макаренко создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени A.M. Горького». Число ее воспитанников в 1926 г. составило 120 человек. В этом же году колония переселилась в поселок Куря ж вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Антон Семёнович решил с помощью «горьковцев» превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. Посетив колонию в 1928 г., A.M. Горький писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». Далее Горький указывает, что Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера» [6, c.56].

С 1927 г. Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Дзержинского в пригороде Харькова, где был создан высокоорганизованный детский коллектив. В 1928 Г. педагог ушел из колонии и в течение нескольких последующих лет отдавал все свои силы руководству коммуной, где использовались новые методы трудового воспитания. Если в колонии имени A.M. Горького применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), то в коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство. Здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла (для этой цели были построены два первоклассных завода по производству фотоаппаратов и электрического инструмента). Это производство имело не только экономическое, но и педагогическое значение, требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе при коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы многие из них успешно выдерживали экзамены в вузы. За 15 лет работы (1920-1935) через коллективы, созданные Макаренко, прошло около 3000 правонарушителей и беспризорных, ставших впоследствии достойными людьми, квалифицированными специалистами. В 1937 г. Макаренко оставил педагогическую деятельность, переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной работе, в которой обобщил опыт педагогической деятельности в колонии имени A.M. Горького и коммуне Ф.Э. Дзержинского. В 1933-1939 гг. он написал несколько крупных произведений, ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики [6, c.64].

В его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях отразилась система его педагогических взглядов. Широкую известность педагогу при несли книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).


 

3 Учение о воспитательном коллективе

«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

1. Умение работать в коллективе;

2. развитую способность к коллективному творчеству;

3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;

4. активное участие в коллективной деятельности;

5. заботу о своем коллективе и его перспективах;

6. осознание себя хозяином коллектива;

7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

8. умение приказать и подчиниться товарищу;

9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных [9, c.96].

Так же центральное место в педагогической системе Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе. Педагог сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма его жизни, остановка — форма его смерти -- и выделил принципы развития коллектива: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед. По мнению Макаренко, процесс формирования коллектива проходит через ряд этапов.

На первом этапе в качестве средства сплочения детей выступает единолично с требованием педагога к учащимся. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно в младших возрастных группах, практически сразу и безоговорочно принимают эти требования. Показателями, на основании которых можно судить о превращении диффузной группы в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к нему должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от прямых требований, направленных к отдельным воспитанникам. Здесь вступает в силу метод параллельного действия: на каждого воспитанника воздействует и воспитатель, и актив, и коллектив в целом. Педагог может опереться в своих требованиях на группу учащихся, обращаясь к нему через актив. Однако актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к нему, а через него и к отдельным воспитанникам.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», — писал Макаренко [7, c.109].

Таким образом, положение, когда требует коллектив, говорит о сложившейся в нем системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

4 Особенности семейного воспитания в современное время

«Cемья, - писал А.С. Макаренко в работе «Книга для родителей. Лекции о воспитании детей», - важнейшая сфера, где человек проходит свой первый общественный путь». Макаренко большую роль отводил внешним формам организации воздействия: коллектива, методике параллельного действия, педагогической технике, решению конфликтных ситуаций. Так, ученый особое внимание сосредоточивал на организации семьи как коллектива. «Настоящая суть воспитательной работы, - писал он, - ... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в непосредственном вашем воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашего личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» [3].

В педагогическом наследии Макаренко и в украинских семейной педагогике определены и обоснованы условия эффективного воспитательного влияния семьи на детей. Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.

Среди них особая роль отводилась родительскому авторитету, ибо только при его наличии в семье будет обеспечено полноценное воспитание детей. А.С. Макаренко утверждает, что настоящий авторитет основывается на гражданской деятельности, на гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, ответственности за его воспитание. По мнению выдающегося педагога, существуют несколько типов «фальшивых» авторитетов родителей: авторитет «давления», авторитет расстояния, авторитеты педантизма, любви, добра, дружбы, подкупа и др. Ученый подробно охарактеризовал все эти типы фальшивого родительского авторитета и выразил мнение о том, что главным в родительском авторитете могут только быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение как дома, так и в другом окружении. «Если родители делают свое дело честно и разумно, если они всегда в своих поступках взвешенные, то это и делает их авторитетными в глазах детей. Тогда не нужно искать каких-либо оснований для родительского авторитета и тем более придумывать чего-то фальшивого». Родителям очень важно осознать достаточно простое и мудрое правило: понимать друг друга, всегда быть взаимоуважительными, доброжелательными, уметь выслушать и никогда не упрекать друг друга. «Ваша собственное поведение, - утверждал А.С. Макаренко - решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ее в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома, как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы ведете себя с друзьями и с врагами, как вы смеетесь и читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение. Родительское требование к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над собственным своим шагом - вот первый и главный метод воспитания» [3].

Таким образом, большинство методических приемов семейного воспитания А.С. Макаренко хорошо вписываются в основную формулу бихевиоризма: «стимул - реакция – подкрепление». Вот, например, Макаренко предлагает родителям научиться давать распоряжения коротко, один раз, с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у них, ни у ребенка не было сомнения в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения.

5 Позиция А.С. Макаренко о требовании к личности учителя

Как писал А. С. Макаренко: «Мастерство учителя не является каким-то особым искусством, …но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». «У человека должна быть единственная специальность — он должен быть большим человеком, настоящим человеком». Роли учителя А. С. Макаренко уделял особое внимание в своей педагогической практике и пытался её теоретически обобщить. А. С. Макаренко считал, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим. Воспитание отдельной личности А. С. Макаренко рассматривал в диалектическом единстве с воспитанием целого коллектива. Он считал, что необходимо воспитывать как отдельного человека, так и весь коллектив, и, потом, через коллектив каждого отдельного человека.

По мнению А. С. Макаренко, «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе. Он отмечал, что педагог обязан подходить к «человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться». «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать». Ведущим компонентом в воспитании, по мнению А. С. Макаренко, выступает педагогическая цель. Цель обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты. Учитель не может допустить никакого средства, которое не вело бы к поставленной цели. Педагог должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата [5, с.143].

По мнению великого педагога, никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в новые стадии личностного развития, изменяются условия его жизни и деятельности, изменяется наша страна, её требования к подрастающему поколению. Поэтому система педагогических средств должна быть поставлена учителем так, чтобы обеспечить её творческое развитие и своевременно устранять устаревшие методы, цели, требования. Соответственно не могут быть неизменными и наши воспитательные цели. В этом заключается ещё одна функция педагога — разработка новых воспитательных целей и методов их достижения, соответствующих современным требованиям общества. Учитель не должен напоминать надзирателя, «иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения, кроме самых крайних случаев, и тем более не должен командовать. Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу». Мы согласны с А. С. Макаренко, что хороший педагог обязательно запишет данные об ученике, но никогда эти данные не будет «просто коллекционировать». Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Учитель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания. Ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя по А. С. Макаренко, — наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянная переработка его в отношениях с детьми. Педагог должен, учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, каждый раз находить свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика, подбирать лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика. Решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее. Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве». Еще вчера учитель вместе со стабильным учеником и дополнительной литературой были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. Сегодня мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к профессиональной компетенции педагога. Демократизация общества создала возможности инновационного обновления образования как источника новых потенциалов социального обновления. Инновационные процессы выявили необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. Одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является направленность на развитие личности учащегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни [8].

Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны. Учитель современной школы осуществляет различные функции:

является источником знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса;

обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей;

выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся.

Учителю необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе;

создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей (функция «обучение и воспитание»);

осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы (функция «взаимодействие с родителями»);

учитель-консультант: выполняет функцию классного руководителя;

учитель-модератор: раскрывает потенциальные творческие возможности ученика и его способностей;

учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика;

учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

В связи с многообразием функций учителя становятся понятными требования, которые предъявляет общество к его личности. Одним из важных компонентов труда учителя является педагогическое общение, создающее атмосферу психологического развития личности учащегося [5, с.145].

Вот некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод -- «атака в лоб», варианты «атаки в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив. Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я против него, и человек может сломаться»,

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился произносить самые простые слова и фразы («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал и на практике использовал фактически все элементы педагогической техники.

д) А. С. Макаренко считал, что нет и быть не может какого-то уединенного и универсального педагогического средства, что все методы и приемы воспитания динамичны, диалектичны, и эффект каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким воспитанникам они применимы [2].

Также решительно выступал А. С. Макаренко против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

Педагог, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованны, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии.

Таким образом, современная школа ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что создает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.

6 Литературное творчество А.С. Макаренко

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932), было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Ключевой в педагогической системе Макаренко является идея воспитания личности ребенка через коллектив. Утверждению данной идеи, собственно, посвящена «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, как и сам роман, состоит из 3-х частей и 15-ти глав (включая эпилог). При этом поэма была создана фактически «по горячим следам», непосредственно в процессе жизнедеятельности колонии [3].

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды на процесс воспитания детей [3].

В своих книгах Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».


 

Заключение

Педагогический опыт Макаренко уникален, как, впрочем, уникален и сам педагог. Мало кто в истории педагогики сумел так удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело со столь трудными воспитанниками. При жизни Макаренко его педагогическая деятельность получила неоднозначную оценку. Официальная педагогика настороженно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Он подвергался нападкам в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к решению вопросов воспитания и обучения в новых социальных условиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую последовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образования того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности. Ни при жизни Макаренко, ни после его смерти власти, предписывая изучение его педагогической системы, отнюдь не спешили с ее внедрением, хотя и колоний, и соответствующего «человеческого материала» было в избытке. К опыту Макаренко прибегали лишь отдельные педагоги, многие из них в свое время были его воспитанниками.

После смерти Макаренко был канонизирован как классик марксистско-ленинской педагогики. Трактовка его работ в советский период носила ярко выраженный односторонний характер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправлениями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. Открытие в СССР доступа к документам и архивам в середине 80-х гг. XX в. позволило российским исследователям дать объективную оценку педагогическому творчеству Макаренко.

Список используемых источников

Бабанский, Ю.К. [Текст]/ Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Институтов – М.: Просвещение, 1988 с. 76- 93 - ISBN 5-204-34536-0;

Биография А.С. Макаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.makarenko.edu.ru/biography.htm

Взгляды А.С. Макаренко [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/10/30/pedagogicheskaya-deyatelnost-i-vzglyady-as-makarenko;

Дьяченко, В.К. Новая дидактика. [Текст]/ М.: Народное образование, 2001 С 45-876 . - ISBN 5-204-14536-0;

Латышина, Д.И. История педагогики. [Текст]/ Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005 с. 65- 167- ISBN 5-204-34536-6;

Педагогические идеи А.С. Макаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/viktorija-nikolaevna-glazunova/referat-na-temu-a-s-makarenko-o-kolektive.html;

Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - [Текст]/ М.: Российское педагогическое агентство, 1996 с. 63- 153 - ISBN 4-204-34536-0;

Произведения Макаренко А.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm;

Фролов, А.А. Макаренко, А.С. [Текст]/ сегодня: новые материалы, исследования, опыт – Нижний Новгород, 1992 с. 53- 655. - ISBN 6-204-14536-0.;

Фролов, А.А. Макаренко, А.С.: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике: [Текст]/ Материалы Российской научно-практической конференции. 24-25 марта 1992 г. – Нижний Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992 с. 526- 655. - ISBN 6-204-14536-6;

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.