Статья «Наследие Антона Семеновича Макаренко в современном среднем профессиональном образовании»
Хотя в настоящее время в педагогике происходят значительные изменения, цифровизация и индивидуализация плотно входят в наше образование, все так же остро стоит воспитательный вопрос, как и в Советское время. Ведущей идеей педагогической деятельности А.С. Макаренко является теория воспитательного коллектива. Эта система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. Согласно концепции Макаренко, рассматриваемая форма педагогического процесса предполагает формирование у обучающихся определенных норм и взаимоотношений, присущих человеческому коллективу. И в данной статье хотелось бы провести синтез идей А.С. Макаренко и современной педагогики в рамках среднего профессионального образования.
Трудовое воспитание — практико-ориентированное обучение
Трудовое воспитание – это один из важнейших элементов воспитания. Как считал А.С. Макаренко, оно содействует психическому и духовному развитию человека. Он доказал, что самосознание детей получает большой творческий толчок благодаря участию в производительном труде, когда поставлена цель и виден положительный результат, обучающиеся работают с интересом. И в то же время труд без идущего рядом образования и воспитания бесполезен. Участие в производственном труде превращало обучающихся во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
В современной педагогике принцип трудового воспитания А.С. Макаренко может быть переосмыслен в практико-ориентированном обучении. На данный момент развития среднего профессионального образования практико-ориентированное профессиональное образование направлено на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности, в процессе которой практические формы обучения являются первичными, а программы разрабатываются и реализуются при непосредственном участии работодателей. Модульная система позволяет одновременно реализовать образовательные, воспитательные и производственные аспекты.
Коллектив – «Движение Первых»
Основой идеей А.С. Макаренко является воспитательный коллектив, в котором обучающиеся связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Коллектив помогает индивиду адаптироваться в обществе, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли через взаимоотношения между собой, конфликты и их разрешение, переплетение интересов. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый член коллектива должен осознавать свой вклад.
В 2022 году зародилось Движение Первых, в котором студенты объединяются в коллектив для выполнения определенных миссий. Движение пропагандирует взаимопомощь и взаимоуважение. Участники движения действуют как одна команда, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии таланта каждого, уважают особенности каждого участника Движения, создавая пространство равных возможностей.
Самоуправление – Совет колледжа
В системе воспитания А.С. Макаренко выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который даст каждому ребенку ощущение защищенности и свободного творческого развития. Педагог позволил коллективу путем голосования определять жизнь, досуг и труд коллектива, итоги голосования не мог отменить ни педагог, ни родитель. Согласно методике старший группы выбирался лишь на полгода и мог занимать пост только один раз, так что каждый ребенок имел шанс попробовать себя в качестве руководителя.
Идею самоуправления в современном прочтении можно увидеть в студенческом совете колледжа - форме управления, предполагающей активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности учебного заведения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. Самоуправление – показатель высокого уровня развития, характеризуется коллективной организованностью, сплоченностью и ответственностью каждого члена коллектива за порученное дело, отношениями сотрудничества, коллективизма и взаимопомощи.
Уважение – воспитательная работа
Педагог отмечает, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому что дети лучше взрослых различают фальшь и обман. И в этом случае категорически запрещен шантаж, когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые проступки. Он также говорит о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Важно добиться уважения у детей искренностью, строгостью и своим профессионализмом, данное утверждение верно как для учителей, так и родителей.
В наше время семейные ценности и уважение к педагогу, к истории пытаются возродить, реализуя национальные проекты. Одним из таких проектов являются «Разговоры о важном». «Разговоры о важном» - это получасовые классные часы, которые проводятся первым уроком по понедельникам во всех российских школах и СПО. Целью проекта является формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентиров обучающихся на основе базовых национальных ценностей.
Дисциплина — индивидуальный подход
Дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. Это не просто послушание, а внутренняя собранность, пунктуальность, сознательность, ответственность, умение уважать авторитет и мнение коллектива, слушаться их. А.С. Макаренко утверждал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит, очень трудно, но ему это удавалось.
Сегодня можно добиться дисциплины как нравственной категории только через индивидуальный подход к обучающимся. Индивидуальный подход к ребенку – важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.
Несмотря на то, что современный мир, а соответственно и образование, претерпело значительные изменения, идеи советских педагогов можно применить в современной образовательной системе. И хотя педагогические идеи А.С. Макаренко были направлены в основном на детей дошкольного и школьного возраста, я вижу их отголоски и в системе среднего профессионального образования.
Используемая литература
- Электронный ресурс: Трудовое воспитание: советские идеи и современность: https://rossaprimavera.ru/article/df4de79b (дата обращения: 04.03.2023)
- Электронный ресурс: А.С. Макаренко "Педагогическая поэма" http://az.lib.ru/m/makarenko_a_s/text_1935_pedagogicheskaya_poema.shtml (дата обращения: 04.03.2023)