Технологическая карта урока для студентов специальности «Педагогика» на тему «Принципы, систематика и статистика коррекционной педагогики»

1
0
Материал опубликован 19 September 2018

Технологическая карта

(изучения нового материала)

МДК/Дисциплина

ОП.01 Педагогика

Группа

Ш-21

Тема занятия

Принципы, систематика и статистика коррекционной педагогики.

Вид занятия

изучения нового

Цель занятия

Познакомить с темой «Принципы, систематика и статистика коррекционной педагогики» в соответствии с программой.

Задачи занятия

Обучающие: систематизировать знания студентов о предмете и объекте коррекционной педагогики; познакомить с основными принципами коррекционной педагогики; учить работать в парах по решению задач урока, совершенствовать умения создавать продукт проектной деятельности по теме «систематика и статистика коррекционной педагогики».

Развивающие: развивать психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления; способствовать развитию общих и специальных компетенций.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, ноутбуки, интерактивная доска.

Средства обучения

Печатные: раздаточный материал, методическая литература (Сластенин В.А. Педагогика. М. : ИЦ Академия, 2008., учебники для начальной школы по разным УМК), мультимедийные (презентация).

Методы и приемы

лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения;

Используемые педагогические технологии

методы проблемного, интерактивного и развивающего обучения,

Организационная структура занятия

Этап 1

Организационный момент

Цель этапа

Мобилизовать студентов

Длительность этапа

2-3 мин.

Этап 2

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

Цель этапа

систематизировать знания студентов о предмете и объекте коррекционной педагогики

Длительность этапа

10-15 мин.

Форма организации деятельности обучающихся

Парная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующая

Корректирующая

Содержание этапа

План:

Притча.

Оказывается, что притчи не лгут! Помните, Сказка — ложь, да в ней — намёк. Добру молодцу — урок».

Ничего подобного! Совсем недавно я убедилась в том, что в притчах — не метафоры, нет в них, другими словами, никакой лжи... 
Сейчас я расскажу притчу раби Нахмана об Отравленных Водах или о Безумном короле. 
В некоторых вариантах речь идёт о «Зерне этого урожая», в некоторых о «водах земных и подземных», но суть остаётся одна. Итак... 

В некотором королевстве жил мудрый король-учёный и был у него лучший друг — советник, помощник и правая рука. И вот из тайных книг узнали они, что на следующий год произойдёт нечто, что отравит все воды, и люди, пьющие от этой воды, все станут безумны. Устрашившись подобной участи, король и его друг запасли тайно воды и стали ждать наступления нового, страшного года... 
Всё случилось по-писаному. Люди испили воды и все как один стали безумцами. Король со своим другом пили только из своих запасов и каждый день наблюдали эту удручающую картину всеобщего помешательства. 
Но случилось так, что однажды они услышали, как о них говорят за спиной близкие люди. Их близкие (а затем и весь народ) очень скорбели о том, что их добрый король и его слуга всем хороши, да вот только в одночасье лишились ... разума. Народ скорбел о безумном короле... 
И тогда король и его друг приняли решение — перестать пить воду из своих запасов и стать ... как все. Выпив воды, они тотчас же сошли с ума. 
Но не было предела радости народной, когда увидел и стар и млад, как в одночасье их любимый король исцелился от душевной скорби и стал как и прежде — мудр и здоров... 
Метафорический смысл этой притчи, думаю, понятен всем. Однако эта притча как я уже говорила, отнюдь не метафора! 
Как выяснили учёные, эволюция человеческого сознания постоянно меняет смысловое наполнение таких понятий как «психиатрическая норма» и «психиатрическая патология». 

- А какая область педагогической науки рассматривает понятия «Норма» и «Отклонение»? (коррекционная педагогика)

2. -Дайте определение данному понятию (Коррекционная педагогика – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), и, занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков)

- Давайте с вами вспомним, что является объектом и предметом коррекционной педагогики, а для этого нам с вами нужно заполнить и объяснить схему.

Д

 

 


 

Предмет

Д

теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с отклонениями

 

коррекционной педагогики

 

Д

 

 

 

Д


 

 


 


 

Объект

коррекционной

педагогики


 


 

3. Сегодня мы с вами продолжим говорить о коррекционной педагогике. Мы рассмотрим принципы, статистику и семантику коррекционной педагогики.

Назовите принципы общей педагогики. (учет возрастных и индивидуальных особенностей, принцип научности, доступности, связь с жизнью и трудом…).

Как вы думаете, какие принципы лежат в основе коррекционной педагогики?

Вот это мы сегодня и выясним.

Развитие

(закрепление ПК и ОК)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Этап 3

Объяснение нового материала

Цель этапа

познакомить с основными принципами коррекционной педагогики

Длительность этапа

30-40 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Коллективная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Организационная (Организатор)

Коммуникативная

Информационная

Контролирующая

Корректирующая

Содержание этапа

План:

Работа с раздаточным материалом и учебником (соотнесение названия принципа с их характеристикой, ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧЕК.)

При организации и проведении коррекционно-педагогической деятельности в значительной степени нужно опираться на общепедагогические
принципы. Сначала остановимся на рассмотрении общепедагогических
принципов, а затем определим группу коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей и подростков.

Обще педагогические принципы
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.
2. Принцип целостности и системности педагогического процесса.

3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
4. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
5. Принцип опоры на положительное в человеке.
6. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.
7. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности
1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач
отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их
гетерхронность, т.е. неравномерность развития. Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка.

Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полноценную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.

Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов.
4.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого поведения. При планировании и организации коррекционно- педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекватные целям и
задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.

5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направленности личности, резкому изменению поведения
детей и подростков. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая
совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведению.

6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы, т.е. сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом.

2. Анализ работы.

Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику насоответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей.

Формирование

ПК и ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Этап 4

Первичное закрепление

Цель этапа

совершенствовать умения создавать продукт проектной деятельности по теме «систематика и статистика коррекционной педагогики».

Длительность этапа

20-30 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Работа в парах

Функции преподавателя на данном этапе

Корректирующая

Координационная (Координатор)

Содержание этапа

План:

Работа в парах по создавать продукт проектной деятельности по теме «Систематика и статистика коррекционной педагогики».

Закрепление

ПК и ОК

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Этап 5

Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь)

Цель этапа

Учить адекватно оценивать свою деятельность

Длительность этапа

5 мин.

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная работа

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся

Содержание этапа

беседа

Закрепление

ПК и ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Этап 6

Домашнее задание

Цель этапа

Разъяснение домашнего задания

Длительность этапа

5 мин

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Содержание этапа

ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО, составление схемы «Принципы коррекционной педагогики»


 


 

Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип __________________________________, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерхронность, т.е. неравномерность развития. Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка.

Принцип ________________________________________________________ в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов.
 

Реализация принципа _____________________________________________ обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полноценную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.

____________________________________________________ определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого поведения. При планировании и организации коррекционно- педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекватные целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции.

______________________________________________________________. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направленности личности, резкому изменению поведения
детей и подростков. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая
совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведению.

________________________________________________________________. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы, т.е. сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом.

«Систематика и статистика коррекционной педагогики»

Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении. 

Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие: 

причины нарушений; 

виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; 

последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. 

Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями: 

глухие; 

слабослышащие; 

позднооглохшие; 

незрячие; 

слабовидящие; 

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 

лица с нарушением интеллекта; 

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; 

лица со сложными недостатками развития. 

Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию. 

В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.: 

врожденное нарушение развития; 

несчастный случай, стихийное бедствие; 

производственная травма;

профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения  возможностей; 

дорожно-транспортное происшествие; 

участие в боевых действиях; 

экологические преступления; 

болезнь; 

прочие причины.

Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи. 

 Статистика специальной педагогики 

Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности. 

Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна. 
         В разных возрастных категориях разный (больше—меньше) процент тех или иных нарушений развития (это изменения, обусловленные возрастом, т. е. физиологическими закономерностями развития человека в различные возрастные периоды). Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха. 

В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения. 

Некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. 

Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 

Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

урока по учебной дисциплине

ОП.01 Педагогика


 

Группа: Ш-21.

Дата проведения: 09.06.2016г.

Преподаватель: Л.А. Великаноская


 


 

Ейск, 2016г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.