Технологическая карта урока для студентов специальности «Педагогика» на тему «Принципы, систематика и статистика коррекционной педагогики»
Технологическая карта
(изучения нового материала)
МДК/Дисциплина |
ОП.01 Педагогика |
Группа |
Ш-21 |
Тема занятия |
Принципы, систематика и статистика коррекционной педагогики. |
Вид занятия |
изучения нового |
Цель занятия |
Познакомить с темой «Принципы, систематика и статистика коррекционной педагогики» в соответствии с программой. |
Задачи занятия |
Обучающие: систематизировать знания студентов о предмете и объекте коррекционной педагогики; познакомить с основными принципами коррекционной педагогики; учить работать в парах по решению задач урока, совершенствовать умения создавать продукт проектной деятельности по теме «систематика и статистика коррекционной педагогики».
Развивающие: развивать психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления; способствовать развитию общих и специальных компетенций. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету. |
Аппаратное и программное обеспечение |
Компьютер, ноутбуки, интерактивная доска. |
Средства обучения |
Печатные: раздаточный материал, методическая литература (Сластенин В.А. Педагогика. М. : ИЦ Академия, 2008., учебники для начальной школы по разным УМК), мультимедийные (презентация). |
Методы и приемы |
лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; |
Используемые педагогические технологии |
методы проблемного, интерактивного и развивающего обучения, |
Организационная структура занятия |
|
Этап 1 |
Организационный момент |
Цель этапа |
Мобилизовать студентов |
Длительность этапа |
2-3 мин. |
Этап 2 |
Актуализация знаний (проверка домашнего задания) |
Цель этапа |
систематизировать знания студентов о предмете и объекте коррекционной педагогики |
Длительность этапа |
10-15 мин. |
Форма организации деятельности обучающихся |
Парная работа |
Функции преподавателя на данном этапе |
Контролирующая Корректирующая |
Содержание этапа |
План: Притча. Оказывается, что притчи не лгут! Помните, Сказка — ложь, да в ней — намёк. Добру молодцу — урок». Ничего подобного! Совсем недавно я убедилась в том, что в притчах — не метафоры, нет в них, другими словами, никакой лжи... В некотором королевстве жил мудрый король-учёный и был у него лучший друг — советник, помощник и правая рука. И вот из тайных книг узнали они, что на следующий год произойдёт нечто, что отравит все воды, и люди, пьющие от этой воды, все станут безумны. Устрашившись подобной участи, король и его друг запасли тайно воды и стали ждать наступления нового, страшного года... - А какая область педагогической науки рассматривает понятия «Норма» и «Отклонение»? (коррекционная педагогика) 2. -Дайте определение данному понятию (Коррекционная педагогика – это многоотраслевая наука, изучающая детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), и, занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и коррекции онтогенетических недостатков) - Давайте с вами вспомним, что является объектом и предметом коррекционной педагогики, а для этого нам с вами нужно заполнить и объяснить схему. Д
Предмет Д теория и практика специального образования, включающая в себя изучение особенностей развития и образования ребенка с отклонениями
коррекционной педагогики
Д
Д
Объект коррекционной педагогики
3. Сегодня мы с вами продолжим говорить о коррекционной педагогике. Мы рассмотрим принципы, статистику и семантику коррекционной педагогики. Назовите принципы общей педагогики. (учет возрастных и индивидуальных особенностей, принцип научности, доступности, связь с жизнью и трудом…). Как вы думаете, какие принципы лежат в основе коррекционной педагогики? Вот это мы сегодня и выясним. |
Развитие (закрепление ПК и ОК) |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами |
Этап 3 |
Объяснение нового материала |
Цель этапа |
познакомить с основными принципами коррекционной педагогики |
Длительность этапа |
30-40 мин |
Форма организации деятельности обучающихся |
Коллективная работа |
Функции преподавателя на данном этапе |
Организационная (Организатор) Коммуникативная Информационная Контролирующая Корректирующая |
Содержание этапа |
План: Работа с раздаточным материалом и учебником (соотнесение названия принципа с их характеристикой, ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧЕК.) При организации и проведении коррекционно-педагогической деятельности в значительной степени нужно опираться на общепедагогические Обще педагогические принципы 3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса. Специфические принципы коррекционно-педагогической деятельности Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полноценную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов. 5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направленности личности, резкому изменению поведения 6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы, т.е. сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. 2. Анализ работы. Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно-педагогической деятельности формирует ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику насоответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей. |
Формирование ПК и ОК |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Этап 4 |
Первичное закрепление |
Цель этапа |
совершенствовать умения создавать продукт проектной деятельности по теме «систематика и статистика коррекционной педагогики». |
Длительность этапа |
20-30 мин |
Форма организации деятельности обучающихся |
Работа в парах |
Функции преподавателя на данном этапе |
Корректирующая Координационная (Координатор) |
Содержание этапа |
План: Работа в парах по создавать продукт проектной деятельности по теме «Систематика и статистика коррекционной педагогики». |
Закрепление ПК и ОК |
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Этап 5 |
Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь) |
Цель этапа |
Учить адекватно оценивать свою деятельность |
Длительность этапа |
5 мин. |
Форма организации деятельности обучающихся |
Фронтальная работа |
Функции преподавателя на данном этапе |
Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся |
Содержание этапа |
беседа |
Закрепление ПК и ОК |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Этап 6 |
Домашнее задание |
Цель этапа |
Разъяснение домашнего задания |
Длительность этапа |
5 мин |
Функции преподавателя на данном этапе |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Содержание этапа |
ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО, составление схемы «Принципы коррекционной педагогики» |
Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип __________________________________, где системность и взаимообусловленность задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерхронность, т.е. неравномерность развития. Каждый человек находится на разных уровнях развития в различных состояниях в одном и том же возрастном периоде. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка. |
Принцип ________________________________________________________ в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов. |
Реализация принципа _____________________________________________ обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полноценную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. |
____________________________________________________ определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально приемлемого поведения. При планировании и организации коррекционно- педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекватные целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные ситуации, которые ребенок в состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции. |
______________________________________________________________. Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих переориентации, изменению направленности личности, резкому изменению поведения |
________________________________________________________________. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно активный его компонент, составная часть системы его целостных социальных отношений. Его отклонение в развитии и поведении есть не только результат его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на них родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов школы, т.е. сложности в поведении – следствие отношения ребенка с ближайшим окружением, форм и способов их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. |
«Систематика и статистика коррекционной педагогики»
Множественность вариаций нарушений у человека затрудняет создание их универсальной классификации. Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) педагогическими средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
причины нарушений;
виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Итак, в педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
глухие;
слабослышащие;
позднооглохшие;
незрячие;
слабовидящие;
лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи;
лица со сложными недостатками развития.
Данная классификация значима для педагогики лишь как обобщенная системная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы эта классификация более значима, она имеет в медицине более тонко дифференцированную классификацию.
В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация по причинам возникновения нарушения, недостатка. Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.:
врожденное нарушение развития;
несчастный случай, стихийное бедствие;
производственная травма;
профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
дорожно-транспортное происшествие;
участие в боевых действиях;
экологические преступления;
болезнь;
прочие причины.
Классификация по причинам нарушений имеет значение и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической или социальной обусловленности, а также времени и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи.
Статистика специальной педагогики
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также ведет свой статистический учет в соответствии с принятой в данной стране терминологией и классификационными признаками ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности.
Тем не менее, сегодня статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40%); второе место — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20%), остальные нарушения в совокупности составляют менее 20%. Сами недостатки физической или психической сферы человека также имеют относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации системы образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс, человек приходится З слепых, а более 5% населения испытывают проблемы со слухом. На каждые 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5 человек, имеющих нарушение интеллекта или испытывающих образовательные затруднения. На каждые 800 новорожденных приходится один ребенок с синдромом Дауна.
В разных возрастных категориях разный (больше—меньше) процент тех или иных нарушений развития (это изменения, обусловленные возрастом, т. е. физиологическими закономерностями развития человека в различные возрастные периоды). Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно возрастает число страдающих нарушением слуха.
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями. Применительно к сфере образования учет проводится по посещаемости образовательных учреждений детьми и подростками с особыми образовательными потребностями. О детях дошкольного возраста относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т. е. на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования имеет статистические данные только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
Некоторые статистические данные Министерства образования Российской Федерации.
В настоящее время 1,7 млн детей, проживающих в Российской Федерации, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возраста; 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми.
Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Таким образом, более 500 тыс, детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования. Часть детей и подростков не имеет возможности обучаться в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на своей территории (в крае, области, республике). Так, почти каждый второй ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата лишен возможности получить образование в профильном специальном образовательном учреждении, а образовательные учреждения общего назначения не имеют сегодня условий и специалистов для обучения детей этой категории.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
урока по учебной дисциплине
ОП.01 Педагогика
Группа: Ш-21.
Дата проведения: 09.06.2016г.
Преподаватель: Л.А. Великаноская
Ейск, 2016г.