Статья «Анализ идей эффективного семейного воспитания по произведению Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей»

1
0
Материал опубликован 21 October 2018 в группе

Идеи эффективного семейного воспитания по произведению

Антона Семёновича Макаренко

«Книга для родителей».

 

Салтыкова Анастасия Александровна,

учитель начальных классов

Идеи эффективного семейного воспитания

Семья, семейный коллектив

Семья – это естественный коллектив, утверждал А.С.Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А.С.Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.

«Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья». Эти слова из пятой главы, но ими с одинаковым успехом можно было бы начать или завершить любую главу книги.

Вторая часть пятой главы разворачивает перед читателем переживания брошенной женщины с двумя детьми. Правда, этот случай представлен как сказка со счастливым концом. В жизни так бывает редко. Даже если женщина с ребёнком находит в себе новые силы и нового мужа, далеко не всегда счастливый конец плавно перетекает в счастливое повторное замужество и счастливое детство для «чужих» детей. Но автор «Книги» решил не посвящать читателя в дальнейшую судьбу новой семьи из этой главы. Пусть так — Бог с ними. Пусть читатель за них порадуется.

Откуда вообще берутся родители, которые оказываются способны на такой проступок — оставить собственного ребёнка? Думаю, их выращивают — с детства. Не случайно в пятой главе объединяются две истории — первую, где единственного сына с благоговением и восторгом превращают в чудовищного хладнокровного эгоиста, и вторую, где подобный эгоист внезапно, подло, по-воровски и запросто бросает жену с двумя детьми.

Семья — это коллектив, где у каждого свои роли и место, свои права, свои обязанности и обязательства. С этим не поспоришь. Это тем более необходимо помнить тому взрослому, который в порыве создать собственное семейное счастье собирается занять место одного из родных родителей уже имеющихся у избранницы (или избранника) детей.

Численность семьи, количество детей в ней — один из ключевых моментов, волнующих Антона Семёновича Макаренко. Он считает, что один ребёнок — это сложный случай, потенциальная опасность…

Чего стоит только один случай — хрестоматийный — с Виктором Кетовым, ставшим продуктом утопической выдумки своего отца, с беспомощного согласия матери, отказавшейся от радости родить ещё детей ради воспитания одного, но «большого гражданина». А этот «большой гражданин» впоследствии не находит ничего зазорного в том, чтобы занять пятёрку у тяжело заболевшего отца и, вместо аптеки, помчаться с девицей в театр. Сын привык к служению своих родителей его особе до того, что не способен увидеть в этом случае ничего чудовищного — обычное дело. Но страшнее всего, что и сами родители привыкли к такому служению.

Однако, описывая многодетную семью Веткиных как исключительный случай, автор своим изумлением подчёркивает, что лучше придерживаться «золотой середины», не увлекаться, если не сможешь жить и воспитывать своих детей так, как это выходит у Степана Денисовича Веткина, который излучает светлую уверенность, не сетует на бедность, находит время и для работы, и для своих тринадцати детей. Он умело организовал всё своё многочисленное семейство — так что, каждому находится дело по силам, «никогда не исчезала у них крепкая связь друг с другом, и никогда не было в этой семье ни растерянных выражений, ни выражений нужды, хотя нужда всегда стучалась в их ворота».

- Деньги. (Знать цену деньгам).

«Деньги! Изо всех изобретений человечества — это изобретение ближе всех стояло к дьяволу». Так начинает Макаренко четвёртую главу своей «Книги для родителей». Деньги — сложная материя, требующая к себе особого, взвешенного отношения. Не только в семье. И особенно в семье. К молодому человеку, не наученному правильному обращению с деньгами с детства, не придёт это умение волшебным образом вместе с первой зарплатой. А как воспитать это умение у своего ребёнка? Никто, кроме собственной совести, этому не научит. И Макаренко не учит. Он приводит всего три ярких примера — две крайности и «золотую середину», где к деньгам относились «с простой и убедительной серьезностью». Эти три примера — без времени. Сколько веков существуют товарно-денежные отношения, а проблемы, связанные с ними, не меняют своей природы. Я уверена, что и дальше деньги будут требовать к себе серьёзного, бережного внимания, «как всякая нужная вещь».

Авторитет, дисциплина и свобода в семейном коллективе.

В старое время вопросы эти разрешались при помощи пятой заповеди: "Чти отца твоего и матерь твою, и благо ти будет, и долголетен будеши на земли".

Эти вопросы не потеряют своей актуальности, пока у человечества не перестанут рождаться дети. Каждая семья решает эти вопросы по-своему, обращаясь к своей внутренней мудрости и человеческому опыту.

Вообще невозможно выделить в книге что-либо, что в наши дни потеряло бы актуальность, а некоторые вопросы, как, например, одинокое материнство, стали ещё острее.

Единственное, что, как мне кажется, несколько устарело сейчас, это подход Макаренко к решению полового вопроса (глава седьмая). Эту функцию он рекомендует поручить врачам или образовательным учреждениям (школам), но никак не родителям. А если ни те, ни другие не успеют, то подростка просветят более продвинутые сверстники, и «с самого сотворения мира не было зарегистрировано ни одного случая, когда вступившие в брак молодые люди не имели бы достаточного представления о тайне деторождения и, как известно… все в том же самом единственном варианте, без каких-нибудь заметных отклонений».

Главное — это «научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству», и добавлю — научить относиться с уважением к своему собственному телу. Некоторые считают, что с этими задачами неплохо справляется церковь. Дети, посещающие воскресные школы, различные приходские общества, отлично знают, перед кем, в первую очередь, они отвечают за своё тело и душу, и почему это достояние следует беречь. Во времена преподавательской деятельности Антона Семёновича Макаренко церковь была не в чести, потому, может быть, и отдал он некоторые её функции врачам.

Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к родителям, к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам. Авторитет должен заключаться в самых родителях, независимо от их отношения к детям, но авторитет вовсе не специальный талант. Его корни находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь работу, мысль, привычку, чувства, стремления. Поэтому все вопросы авторитета, свободы и дисциплины в семейном коллективе не могут разрешаться ни в каких искусственно придуманных приемах, способах и методах. Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком, и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и авторитета. Условиями для создания истинного авторитета родителей являются: высокий моральный облик родителей; уважение к личности ребенка; понимание его интересов; единство требований к детям всех членов семьи; небезразличное отношение родителей к старшему поколению в семье, к своим родителям.

Необходимым условием успешного воспитания ребенка в семье является его участие в труде взрослых, по мнению многих психологов и педагогов, оно должно начинаться очень рано в рамках самообслуживания или в игровой деятельности.

Родительское дело — одно из самых важных дел человека в жизни. Но если для любой профессиональной деятельности требуется специальное образование или хотя бы навык, то дети родятся, не требуя дипломов.

Воспитание ребёнка — творчество, требующее постоянного, безостановочного совершенствования. И самосовершенствования.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.