12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Салтыкова Анастасия Александровна1189
Учитель начальных классов, педагог-психолог.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Классные руководители»
1

Статья «Анализ идей эффективного семейного воспитания по произведению Антона Семёновича Макаренко «Книга для родителей»

Идеи эффективного семейного воспитания по произведению

Антона Семёновича Макаренко

«Книга для родителей».

 

Салтыкова Анастасия Александровна,

учитель начальных классов

Идеи эффективного семейного воспитания

Семья, семейный коллектив

Семья – это естественный коллектив, утверждал А.С.Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А.С.Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.

«Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья». Эти слова из пятой главы, но ими с одинаковым успехом можно было бы начать или завершить любую главу книги.

Вторая часть пятой главы разворачивает перед читателем переживания брошенной женщины с двумя детьми. Правда, этот случай представлен как сказка со счастливым концом. В жизни так бывает редко. Даже если женщина с ребёнком находит в себе новые силы и нового мужа, далеко не всегда счастливый конец плавно перетекает в счастливое повторное замужество и счастливое детство для «чужих» детей. Но автор «Книги» решил не посвящать читателя в дальнейшую судьбу новой семьи из этой главы. Пусть так — Бог с ними. Пусть читатель за них порадуется.

Откуда вообще берутся родители, которые оказываются способны на такой проступок — оставить собственного ребёнка? Думаю, их выращивают — с детства. Не случайно в пятой главе объединяются две истории — первую, где единственного сына с благоговением и восторгом превращают в чудовищного хладнокровного эгоиста, и вторую, где подобный эгоист внезапно, подло, по-воровски и запросто бросает жену с двумя детьми.

Семья — это коллектив, где у каждого свои роли и место, свои права, свои обязанности и обязательства. С этим не поспоришь. Это тем более необходимо помнить тому взрослому, который в порыве создать собственное семейное счастье собирается занять место одного из родных родителей уже имеющихся у избранницы (или избранника) детей.

Численность семьи, количество детей в ней — один из ключевых моментов, волнующих Антона Семёновича Макаренко. Он считает, что один ребёнок — это сложный случай, потенциальная опасность…

Чего стоит только один случай — хрестоматийный — с Виктором Кетовым, ставшим продуктом утопической выдумки своего отца, с беспомощного согласия матери, отказавшейся от радости родить ещё детей ради воспитания одного, но «большого гражданина». А этот «большой гражданин» впоследствии не находит ничего зазорного в том, чтобы занять пятёрку у тяжело заболевшего отца и, вместо аптеки, помчаться с девицей в театр. Сын привык к служению своих родителей его особе до того, что не способен увидеть в этом случае ничего чудовищного — обычное дело. Но страшнее всего, что и сами родители привыкли к такому служению.

Однако, описывая многодетную семью Веткиных как исключительный случай, автор своим изумлением подчёркивает, что лучше придерживаться «золотой середины», не увлекаться, если не сможешь жить и воспитывать своих детей так, как это выходит у Степана Денисовича Веткина, который излучает светлую уверенность, не сетует на бедность, находит время и для работы, и для своих тринадцати детей. Он умело организовал всё своё многочисленное семейство — так что, каждому находится дело по силам, «никогда не исчезала у них крепкая связь друг с другом, и никогда не было в этой семье ни растерянных выражений, ни выражений нужды, хотя нужда всегда стучалась в их ворота».

- Деньги. (Знать цену деньгам).

«Деньги! Изо всех изобретений человечества — это изобретение ближе всех стояло к дьяволу». Так начинает Макаренко четвёртую главу своей «Книги для родителей». Деньги — сложная материя, требующая к себе особого, взвешенного отношения. Не только в семье. И особенно в семье. К молодому человеку, не наученному правильному обращению с деньгами с детства, не придёт это умение волшебным образом вместе с первой зарплатой. А как воспитать это умение у своего ребёнка? Никто, кроме собственной совести, этому не научит. И Макаренко не учит. Он приводит всего три ярких примера — две крайности и «золотую середину», где к деньгам относились «с простой и убедительной серьезностью». Эти три примера — без времени. Сколько веков существуют товарно-денежные отношения, а проблемы, связанные с ними, не меняют своей природы. Я уверена, что и дальше деньги будут требовать к себе серьёзного, бережного внимания, «как всякая нужная вещь».

Авторитет, дисциплина и свобода в семейном коллективе.

В старое время вопросы эти разрешались при помощи пятой заповеди: "Чти отца твоего и матерь твою, и благо ти будет, и долголетен будеши на земли".

Эти вопросы не потеряют своей актуальности, пока у человечества не перестанут рождаться дети. Каждая семья решает эти вопросы по-своему, обращаясь к своей внутренней мудрости и человеческому опыту.

Вообще невозможно выделить в книге что-либо, что в наши дни потеряло бы актуальность, а некоторые вопросы, как, например, одинокое материнство, стали ещё острее.

Единственное, что, как мне кажется, несколько устарело сейчас, это подход Макаренко к решению полового вопроса (глава седьмая). Эту функцию он рекомендует поручить врачам или образовательным учреждениям (школам), но никак не родителям. А если ни те, ни другие не успеют, то подростка просветят более продвинутые сверстники, и «с самого сотворения мира не было зарегистрировано ни одного случая, когда вступившие в брак молодые люди не имели бы достаточного представления о тайне деторождения и, как известно… все в том же самом единственном варианте, без каких-нибудь заметных отклонений».

Главное — это «научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству», и добавлю — научить относиться с уважением к своему собственному телу. Некоторые считают, что с этими задачами неплохо справляется церковь. Дети, посещающие воскресные школы, различные приходские общества, отлично знают, перед кем, в первую очередь, они отвечают за своё тело и душу, и почему это достояние следует беречь. Во времена преподавательской деятельности Антона Семёновича Макаренко церковь была не в чести, потому, может быть, и отдал он некоторые её функции врачам.

Важным условием успешного воспитания детей является авторитет родителей. Под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к родителям, к их жизненному опыту, их словам, делам и поступкам. Авторитет должен заключаться в самых родителях, независимо от их отношения к детям, но авторитет вовсе не специальный талант. Его корни находятся всегда в одном месте: в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь работу, мысль, привычку, чувства, стремления. Поэтому все вопросы авторитета, свободы и дисциплины в семейном коллективе не могут разрешаться ни в каких искусственно придуманных приемах, способах и методах. Воспитательный процесс есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. Самые правильные, разумно продуманные педагогические методы не принесут никакой пользы, если общий тон вашей жизни плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком, и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы, игры и авторитета. Условиями для создания истинного авторитета родителей являются: высокий моральный облик родителей; уважение к личности ребенка; понимание его интересов; единство требований к детям всех членов семьи; небезразличное отношение родителей к старшему поколению в семье, к своим родителям.

Необходимым условием успешного воспитания ребенка в семье является его участие в труде взрослых, по мнению многих психологов и педагогов, оно должно начинаться очень рано в рамках самообслуживания или в игровой деятельности.

Родительское дело — одно из самых важных дел человека в жизни. Но если для любой профессиональной деятельности требуется специальное образование или хотя бы навык, то дети родятся, не требуя дипломов.

Воспитание ребёнка — творчество, требующее постоянного, безостановочного совершенствования. И самосовершенствования.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.