Урок географии в 6 классе «Влажность воздуха. Облака, облачность. Туман»

6
0
Материал опубликован 17 June 2020

Тема: Влажность воздуха. Облака, облачность. Туман.

Цель: Сформировать представления об абсолютной и относительной влажности воздуха. Познакомить с понятиями испарение и конденсация. Дать учащимся представление о принципе работы гигрометра. Развивать мышление, внимание, умение делать выводы, выделять главное. Развивать умения учащихся зрительно определять облачность неба, давать характеристику облакам, предусматривать за облаками изменении погоды.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека.

Оборудование: учебники, презентация, таблица в тетради.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

1) Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?


t1592408462aa.jpg

2) Откуда в атмосфере вода, в каких агрегатных состояниях вода может находится?


t1592408462ab.jpg

Вода в атмосфере находится в виде водяного пара, различных осадков и облаков. Твердом состоянии (снег и град), жидком (дождь), газообразном (пар и облака). Вода попадает в воздух, испаряясь с поверхности океанов и морей, рек и озер, а также с поверхности суши.


3) В каком слое атмосферы возможны погодные явления?

Только в нижнем слое (тропосфере), потому что здесь сосредоточено 80% всего воздуха атмосферы.


3. Мотивация познавательной деятельности

Протрем влажной тряпкой классную доску в кабинете. Что произойдет через некоторое время, куда делась вода с доски? Она испарилась (превратилась в пар).


4. Изучение нового материала

В воздухе всегда находится влага, в виде пара, облаков или различных осадков. Это возможно благодаря способности воды легко переходить из одного агрегатного состояния в другое. Процессы испарения и конденсации тесно взаимосвязаны, они происходят постоянно.

Испарение – это переход из жидкого или твердого состояния в газообразное.

Конденсация, наоборот из газообразного в жидкое.

Поэтому можно говорить о влажности воздуха.

При дожде образуются лужи. Когда лужи высохнут быстрее? Чем теплее, тем быстрее высохнут. На испарение влаги влияет температура воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может в себя вместить.



t1592408462ac.jpg

Насыщенный воздух – это воздух, впитавший столько влаги, сколько возможно при данной температуре.

Абсолютная влажность – это максимально возможное количество водяного пара, которое может вместить в себя каждый м3 воздуха при определенной температуре.

Измеряется в граммах на метр кубический.

температура

-20°С

-10°С

0°С

10°С

20°С

30°С

Содержание

Водяного

Пара в 1 м3



2,5г




17г


30г


Но не всегда бывают условия, когда воздух может полностью быть насыщенным влагой. В таких случаях воздух не насыщенный, а влажность относительная.

Относительная влажность – это реально содержащееся количество водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре (измеряется в %).

Относительную влажность воздуха измеряют прибором гигрометром. Гигрос – влажный, метро – измерять.

В основе прибора – обезжиренный человеческий волос, он имеет свойство удлиняться при повышении влажности и укорачиваться при уменьшении. Изменение длины волоса передается через стрелку по циферблату, который и указывает относительную влажность.


t1592408462ad.jpgt1592408462ae.jpgt1592408462af.jpg

Рассмотрите изображения гигрометров, какой и них волосяной?


Используя полученные знания, решим задачу на определение относительной влажности воздуха!!!

Задача.

При t° +30°С в 1 кубометре воздуха содержится 15 граммов водяного пара. Какая относительная влажность воздуха?

Решение:

Насыщенный воздух при +30°С содержит 30 грамм воды (таблица), а у нас лишь половина. Поэтому, относительная влажность воздуха 50%.

5. Закрепление

Итак, повторим. В воздухе всегда содержится водяной пар, он попадает в атмосферу, испаряясь с поверхности водоемов и поверхности суши, поэтому можно говорить о влажности воздуха.

Прибор для измерения влажности воздуха называется гигрометр.

Мы уже знаем, что с поднятием вверх температура воздуха понижается, в среднем на 6°С на каждый километр подъема. Водяной пар на высоте охлаждаясь, конденсируется, капельки укрупняются и образуются облака.

В вышине облака величаво

Бороздят океаны небес.

Солнце в ярких кудряшках играет,

Вслед верхушками машет им лес.

Вы плывите за дальние дали,

Посмотреть, как Земля хороша,

Как рассветы, закаты сияют

И блестит ранним утром роса.

Откройте в учебнике стр. 107, прочитайте раздел параграфа про облака и используя полученную информацию заполним таблицу.

Сравнительная характеристика облаков

Вид облаков

Как выглядят

Высота образования

Когда наблюдаются

К чему приводят

Кучевые

Пышные кучи ваты

2 – 6 км

С весны по осень

К дождям и грозам

Слоистые

Сплошной слой, закрывающий

небо

От нескольких

сотен метров до 2 км

Весь год

Длительные

моросящие дожди

Перистые

Похожи на перья птиц

На большой высоте 10-12 км

Весь год

Без осадков, предвестники смены погоды


t1592408462ag.jpg

КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА


t1592408462ah.jpgt1592408462ai.jpgОблака́ — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооруженным глазом и с поверхности Земли...

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКАt1592408462aj.jpg

ЭТО ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА


t1592408462ak.jpg

Степень покрытия неба облаками называют облачностью.

Облачность определяют визуально (на глаз), по 10-ти бальной шкале. Средняя облачность атмосферы Земли составляет 5,5 баллов, т.е свыше половины неба затянуто облаками.

6. Рефлексия

Отгадай загадки

Без крыльев, а летят

1) Без ног, а бегут

Без парусов, а плывут ( облака)



2) Хмурится на небе тучка,

Слезки капают из глаз.

Отгадайте, что за штучка –

Это облако у нас (кучево-дождевое)



3) В жаркий день, на небе чистом,

Потеряли перья птицы.

Ну, а если и не птицы

Что же это, объясните (перистые облака)




С облаками можно сравнить и другое явление в атмосфере – туман. Отличие его от небесных «собратьев» лишь в том, что капли воды конденсируются у земной поверхности. За день земная поверхность очень нагревается, ночью и рано утром холодный воздух спускается на землю и при соприкосновении теплого и холодного воздуха образуется насыщенный конденсат водяных паров т.е. ТУМАН




t1592408462al.jpgt1592408462am.jpg


Белым паром стелется Не вьюга, не метелица И не дым…. Что за обман? Это же густой…(Туман). 

7. Домашнее задание: § 41 прочитать в тетради, вспомнить, как проявляется взаимосвязь атмосферы и гидросферы

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.