Урок географии в 6 классе «Влажность воздуха. Облака, облачность. Туман»
Тема: Влажность воздуха. Облака, облачность. Туман.
Цель: Сформировать представления об абсолютной и относительной влажности воздуха. Познакомить с понятиями испарение и конденсация. Дать учащимся представление о принципе работы гигрометра. Развивать мышление, внимание, умение делать выводы, выделять главное. Развивать умения учащихся зрительно определять облачность неба, давать характеристику облакам, предусматривать за облаками изменении погоды.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека.
Оборудование: учебники, презентация, таблица в тетради.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
1) Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?
2) Откуда в атмосфере вода, в каких агрегатных состояниях вода может находится?
Вода в атмосфере находится в виде водяного пара, различных осадков и облаков. Твердом состоянии (снег и град), жидком (дождь), газообразном (пар и облака). Вода попадает в воздух, испаряясь с поверхности океанов и морей, рек и озер, а также с поверхности суши.
3) В каком слое атмосферы возможны погодные явления?
Только в нижнем слое (тропосфере), потому что здесь сосредоточено 80% всего воздуха атмосферы.
3. Мотивация познавательной деятельности
Протрем влажной тряпкой классную доску в кабинете. Что произойдет через некоторое время, куда делась вода с доски? Она испарилась (превратилась в пар).
4. Изучение нового материала
В воздухе всегда находится влага, в виде пара, облаков или различных осадков. Это возможно благодаря способности воды легко переходить из одного агрегатного состояния в другое. Процессы испарения и конденсации тесно взаимосвязаны, они происходят постоянно.
Испарение – это переход из жидкого или твердого состояния в газообразное.
Конденсация, наоборот из газообразного в жидкое.
Поэтому можно говорить о влажности воздуха.
При дожде образуются лужи. Когда лужи высохнут быстрее? Чем теплее, тем быстрее высохнут. На испарение влаги влияет температура воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может в себя вместить.
Насыщенный воздух – это воздух, впитавший столько влаги, сколько возможно при данной температуре.
Абсолютная влажность – это максимально возможное количество водяного пара, которое может вместить в себя каждый м3 воздуха при определенной температуре.
Измеряется в граммах на метр кубический.
температура | -20°С | -10°С | 0°С | 10°С | 20°С | 30°С |
Содержание Водяного Пара в 1 м3 | 1г | 2,5г | 5г | 9г | 17г | 30г |
Но не всегда бывают условия, когда воздух может полностью быть насыщенным влагой. В таких случаях воздух не насыщенный, а влажность относительная.
Относительная влажность – это реально содержащееся количество водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре (измеряется в %).
Относительную влажность воздуха измеряют прибором гигрометром. Гигрос – влажный, метро – измерять.
В основе прибора – обезжиренный человеческий волос, он имеет свойство удлиняться при повышении влажности и укорачиваться при уменьшении. Изменение длины волоса передается через стрелку по циферблату, который и указывает относительную влажность.
Рассмотрите изображения гигрометров, какой и них волосяной?
Используя полученные знания, решим задачу на определение относительной влажности воздуха!!!
Задача.
При t° +30°С в 1 кубометре воздуха содержится 15 граммов водяного пара. Какая относительная влажность воздуха?
Решение:
Насыщенный воздух при +30°С содержит 30 грамм воды (таблица), а у нас лишь половина. Поэтому, относительная влажность воздуха 50%.
5. Закрепление
Итак, повторим. В воздухе всегда содержится водяной пар, он попадает в атмосферу, испаряясь с поверхности водоемов и поверхности суши, поэтому можно говорить о влажности воздуха.
Прибор для измерения влажности воздуха называется гигрометр.
Мы уже знаем, что с поднятием вверх температура воздуха понижается, в среднем на 6°С на каждый километр подъема. Водяной пар на высоте охлаждаясь, конденсируется, капельки укрупняются и образуются облака.
В вышине облака величаво
Бороздят океаны небес.
Солнце в ярких кудряшках играет,
Вслед верхушками машет им лес.
Вы плывите за дальние дали,
Посмотреть, как Земля хороша,
Как рассветы, закаты сияют
И блестит ранним утром роса.
Откройте в учебнике стр. 107, прочитайте раздел параграфа про облака и используя полученную информацию заполним таблицу.
Сравнительная характеристика облаков
Вид облаков | Как выглядят | Высота образования | Когда наблюдаются | К чему приводят |
Кучевые | Пышные кучи ваты | 2 – 6 км | С весны по осень | К дождям и грозам |
Слоистые | Сплошной слой, закрывающий небо | От нескольких сотен метров до 2 км | Весь год | Длительные моросящие дожди |
Перистые | Похожи на перья птиц | На большой высоте 10-12 км | Весь год | Без осадков, предвестники смены погоды |
КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА
Облака́ — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе невооруженным глазом и с поверхности Земли...
СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА
ЭТО ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА
Степень покрытия неба облаками называют облачностью.
Облачность определяют визуально (на глаз), по 10-ти бальной шкале. Средняя облачность атмосферы Земли составляет 5,5 баллов, т.е свыше половины неба затянуто облаками.
6. Рефлексия
Отгадай загадки
Без крыльев, а летят
1) Без ног, а бегут
Без парусов, а плывут ( облака)
2) Хмурится на небе тучка,
Слезки капают из глаз.
Отгадайте, что за штучка –
Это облако у нас (кучево-дождевое)
3) В жаркий день, на небе чистом,
Потеряли перья птицы.
Ну, а если и не птицы
Что же это, объясните (перистые облака)
С облаками можно сравнить и другое явление в атмосфере – туман. Отличие его от небесных «собратьев» лишь в том, что капли воды конденсируются у земной поверхности. За день земная поверхность очень нагревается, ночью и рано утром холодный воздух спускается на землю и при соприкосновении теплого и холодного воздуха образуется насыщенный конденсат водяных паров т.е. ТУМАН
Белым паром стелется Не вьюга, не метелица И не дым…. Что за обман? Это же густой…(Туман).
7. Домашнее задание: § 41 прочитать в тетради, вспомнить, как проявляется взаимосвязь атмосферы и гидросферы