Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Автор-составитель: И. Д. Маланич педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория. |
Нягань 2020
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача современного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества. [1, cт.2,ст.23]
Сегодня реформа образовательной школы направлена на изменение подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку – как школа, семья и общество в котором они воспитываются. Ведь внутренний мир детей с проблемами в развитии многогранен и интересен. Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям услышать, увидеть, почувствовать многообразие окружающей среды, познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. [2, с.80]
Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из современных художественных материалов, именно ранняя художественная практика дает лучшую возможность обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.
Развитие творческих способностей детей в таких видах декоративно – прикладного искусства как рисование, оригами, декупаж, квиллинг, силуэтное вырезание, составление коллажей смешанными техниками - несут положительный эмоциональный заряд, открывают для многих детей новые пути в жизни, обогащают их внутренний мир и позволяют с пользой провести свободное время. В ходе таких занятий у детей развиваются трудовые навыки, осваивают основные приемы работы с бумагой, витражными и акриловыми красками, выполняют объемные композиции, знакомятся с историей возникновения декоративно-прикладного творчества.
При работе над рекомендуемыми образцами дети знакомятся с различными видами бумаги, ее свойствами, осваивают способы соединения и декоративного оформления изделий. Выполнение объемных техник дает представление о форме модели, ее конструкции. Работа в технике квиллинг и силуэтного вырезания способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий, что немаловажно в успешной школьной деятельности. Знакомство с законами цветовой гармонии развивает творческую активность и наблюдательность ребёнка, а так же способствует развитию чувство цвета, композиции. У детей с ОВЗ отмечается особый интерес к складыванию из бумаги различных плоскостных и объемных фигур, что способствует развитию таких психических процессов как творческое воображение, абстрактное и ассоциативное мышление, память, логичность, восприятие, художественный вкус. Учащиеся используют готовые фигурки в разных видах творческой деятельности (изобразительной, игровой, театрализованной, литературно-творческой).
Огромное воспитательное влияние оказывает и само изделие, которое имеет определенную практическую ценность и приносит пользу самим учащимся или другим людям. Художественный продукт, сделанный ребенком, является не только результатом труда, но и результатом его творчества. Изготовленные на занятиях игрушки, сувениры, открытки служат хорошим подарком и используются дома по назначению или для украшения интерьера школы. Когда ребенок знает, что результатами его труда будут пользоваться, и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает проявлять повышенные требования к качеству своей работы. Уверенность в том, что они сделают полезные, хорошие вещи, вызывает у детей чувство удовлетворения, желание работать хорошо, на основе чего и формируется любовь к труду. [3. №11]
Формирование творческого потенциала учащихся с ОВЗ путем теоретического и практического освоения различных декоративно-прикладных технологий позволяет повысить эффективность обучения в целом и обосновывается коррекцией психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся с ограниченными возможностями в здоровье. Занятия декоративно-прикладным творчеством с детьми с ограниченными возможностями, начиная с младшего школьного возраста, влекут за собой развитие мелкой моторики рук, благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры в целом.
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М.Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. [4. с.160]
Известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От их пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». [6. с.301]
Вся учебная деятельность на занятиях декоративно-прикладного направления нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело. Главное, необходимо дать возможность детям реализовывать свои интересы, демонстрировать способности, не боясь неудач.
Все учебные занятия и игровая деятельность в том числе, составляется с учетом возраста детей, уровня сформированости тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного педагогического взаимодействия педагога. Так, например, учащиеся младших классов испытывают затруднения в целенаправленных движениях кистей рук при выполнении заданий на штриховку. У детей этого возраста плохо развит зрительный контроль и в работе с цветными карандашами они допускают много не рациональных движений, выходят за контур изображаемого предмета, оставляя при этом много пробелов. Эти трудности преодолеваются при выполнении систематических упражнений на выполнение заданий с указанием направления линии, при этом целесообразнее использовать не твердые цветные карандаши с тонким грифелем а, например мягкие восковые мелки или карандаши большого размера. Для выполнения таких заданий используется прием штриховки фигур сложенных в технике оригами. Детям предлагаются вместе с педагогом сложить простую фигуру из бумаги белого цвета, а затем украсить ее цветом выбрав художественный материал по желанию (карандаши, краски, фломастер). Этот увлекательный процесс можно использовать при изготовлении с детьми настольного театра или мелких декораций.
Наблюдая за результатами обучения и творческим ростом, педагог корректирует деятельность каждого ребенка, помогает ему вовремя исправить допущенные ошибки. Главное, не ранить самолюбие ребенка с ограниченными возможностями, не противопоставлять его другим детям, давать задание с изменением общей установки, учитывая его возможности. Следить за самочувствием ребенка во время занятий и вне занятий, за утомляемостью, вниманием, работоспособностью. Работа педагога строиться в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка, который заключается в решении все более сложных учебных и творческих задач, этапы включения ребенка-инвалида в творческую деятельность проводятся по нарастающей сложности и с необходимым количеством учебного времени для каждого конкретного ребенка с учетом ее личностных характеристик и заболевания.
Например, при организации занятий с гиперактивными и расторможенными детьми, расположенными к проявлению агрессии в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы как краска, глина, пластилин, это стимулирует активность ребёнка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание и пр.), что легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера карандаши, фломастеры, то есть изобразительные средства, требующие от них организации структурирования своей деятельности, и соответствующее задание, например, «Рисование по точкам».
Напротив, детям эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело, а не только области кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги. Глину, пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряжённости и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».
Занятия по декоративно-прикладному творчеству с детьми с ограниченными возможностями направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. Учитывая психологические и физические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог каждое занятие планирует таким образом, чтобы в конце ребенок видел положительный результат своей деятельности. Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы и способности. Необходимо постоянно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
В процессе изготовления изделий большое внимание необходимо обращать на подбор изделий, над которыми работает ребенок. Каждый ребенок должен знать и понимать, что и для чего он делает.
Дети с ограниченными возможностями сложнее усваивают учебный материал, и быстрее его забывают. Поэтому объяснения педагога должны быть доступными, повторяться несколько раз и обязательно сопровождаться показом. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Декоративно-прикладное творчество – это великолепная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Учитывая уровень знаний и умений, педагогу необходимо предоставить детям возможность самостоятельно придумать, подобрать цвет и форму изделия, выполнить его и оформить работу. Чем больше мера самостоятельности, тем выше их интерес к занятию.
А.Г.Суворов сказал: «Необходимо требовать обучать даже необучаемых, умственно неполноценных детей, как врачи лечат даже без малейшей надежды на успех». Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход. Позволяет поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем. [5. с.51-56.]
Если физическое здоровье мало зависит от нас, то эмоциональное состояние, психологическое самочувствие в наших руках. В атмосфере добра и любви у любого человека в процессе становления его как личности появится возможность победить болезнь и преодолеть трудности.
Литература
- Конвенция о правах ребёнка Текст. Вестник образования. — 1993.-№8.-С. 2-61.
- Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 80 с.
- Дополнительное образование №4- 2005г.. №11 -2006г., №7 - 2007г., №10 - 2003.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Они ждут нашей помощи» М.: педагогика, 1991 – 160 с.
- Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. 1997. - №2 – с.51-56.
- В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. – Минск: 1981 с.301.
- Современные подходы к этическому образованию в школе. Концепция. Учебные программы. – Санкт-Петербург: СПГУПМ, 1997.